Эксперты и ведущие игроки телекоммуникационной отрасли обсудили перспективы будущего связи стандарта 5G на ежегодной конференции газеты «Ведомости» при поддержке Tele2. Накануне конференции стало известно, что Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ ) разрешила российским сотовым операторам разворачивать пилотные сети пятого поколения в диапазонах, которые не будут попадать в мировую экосистему телекоммуникаций 5G. Участники форума сошлись во мнении, что это затормозит развитие отечественного телекома. Глава аппарата ГКРЧ Денис Ляшенков заявил, что власти готовы вернуться к рассмотрению этого вопроса и учесть мнение сообщества.
Анатолий Голомолзин, замглавы ФАС России
- Задача состоит в том, чтобы изначально сохранялись условия конкуренции. Мы не можем принимать решения, направленные на то, чтобы один оператор обслуживал эту единую инфраструктуру, когда есть возможности для того, чтобы в этом поучаствовало все телекоммуникационное сообщество. Есть соответствующий опыт и в 2G, и в 3G, и в 4G, и мы не видим оснований для того, чтобы отказываться от этих наработок.
Алексей Корня, президент «МТС»
- 5G – это не только про телеком, но и про цифровую экономику вообще. Первое, сейчас для развития 5G недостаточно свободного спектрального ресурса. Базовой технологией в мире является технология, которая работает в диапазоне 3.5 ГГц. И нам необходима госпрограмма, нацеленная на высвобождение этого ресурса. Хотя дополнительными могут быть спектры 4.5 и 4.9 ГГц, но они точно не являются основными. Суммарно нам нужно на всех операторов, исходя из прогнозов роста трафика, от четырехсот до шестисот мегагерц в этом спектральном ресурсе, и до одного гигагерца в высоком спектральном ресурсе. Сети 5G построить только на высоких частотах невозможно в силу недостаточности радиуса покрытия. 5G – это будет комбинация двух диапазонов. Второй момент, очень важный, мы считаем, что необходимо прозрачное, понятное и последовательное регулирование доступа операторов к этому ресурсу. Исторически такими правилами были конкурсные процедуры; можно сохранить их, можно пойти в сценарий, где спектральный ресурс будет выделяться на объединение операторов, но в любом случае, наша принципиальная позиция, что сами операторы должны быть непосредственными пользователями этого ресурса. То есть неправильно с нашей точки зрения, если спектр будет распределяться не на операторов. Это будет вести к снижению конкуренции, это будет непоследовательно по сравнению с тем, как развивались технологии 2G, 3G и 4G. Есть оптимальный сценарий, когда операторы, работающие на существующей инфраструктуре, с использованием взаимного обмена. Они могут ее развивать, оптимизировать инвестиции в использование соответствующего частотного спектра.
Сергей Эмдин, генеральный директор Tele2
- Есть четкое понимание, куда идет мир, и если мы не хотим отстать, мы действительно должны расчищать спектр в 3.4-3.8 ГГц, поскольку именно здесь появится экосистема и оборудование. Именно в этом диапазоне мы проводим тестирование и у нас уже есть первый опыт, но пока нет четкого понимания, как будет идти этот процесс далее. С точки зрения того, как отрасли подойти к 5G, есть объективные проблемы, несмотря на все наше желание развивать прямую и открытую конкуренцию. Спектр 3.4-3.8 ГГц – всего 400 МГц, соответственно, на четырех игроков частот будет мало. Несомненно, хорошее решение - шеринг в виде инфраструктурного оператора или ведомого оператора в том или ином регионе. Или мы будем диспропорционально распределять спектр, или же ждать, когда в международной экосистеме появятся дополнительные виды спектра, и тогда каждая компания будет развиваться в разных его сегментах. Но это задержит процесс развития сети пятого поколения в России, а 5G – это не только телеком, но и вся цифровая экономика. На чем фокусируется Tele2 в этом сложном интернет-мире? Мы фокусируемся на клиенте и на знании об этом клиенте. И с точки зрения знаний о клиенте, повсеместная цифровизация, которая будет происходить еще большими темпами, облегчит данную задачу.
Владимир Кириенко, первый вице-президент «Ростелекома»
- Сейчас активная дискуссия идет вокруг частот, но это первый шаг. Ключевой момент – развитие конечных технологий, которые позволят достичь новых высот в цифровизации индустрий. И здесь мы не должны выбирать альтернативную ветку развития. Мир уже идет определенным спектром. Можно его расширить: 3.4-3.8 ГГц, но в целом мы понимаем, что здесь сосредоточены эти технологии. Если мы пойдем альтернативной веткой – ну, начнем искать там, где светло, где проще расчистить спектр, у нас есть высокие риски. Мы считаем, что риск связан, в первую очередь, с тем, что мы можем изолировать себя от технологических преимуществ, от разработок, которые уже апробированы в других странах. Поэтому в первую очередь необходим поиск оптимального диапазона. Дальше – кропотливая работа, поиск балансов и технологических решений для его расчистки. Мы тоже уверены, что мы должны обеспечить равный доступ всем операторам. Мы соревнуемся не друг с другом – мы соревнуемся с рынком, и мы соревнуемся за время выхода на этот рынок - time to market*. У нас есть некий дедлайн, который мы сами себе должны поставить. В 2019 году мы должны решить и утвердить подход к расчистке интересующих нас диапазонов.
Геворк Вермишян, генеральный директор «Мегафона»
- Без 5G развить долю цифровой экономики и ВВП на двузначном уровне будет просто невозможно, потому что современные технологии не в состоянии будут прокачать такое количество данных или обеспечить такие задержки, или прокачать на таких скоростях. Единственное, что бы я добавил к уважаемым коллегам, не забывать о так называемом семисотом диапазоне. Он весьма популярен глобально, и под него вендоры в «дорожных картах» и вендоры как телекоммуникационного оборудования, так и оборудования терминального действительно разрабатывают и скоро уже выпускают не то что прототипы, а прямо как бы боевое оборудование, и семисотый диапазон в нашей стране – в определенной степени уникален. Он номинирован в операторы, по-моему, лет восемь назад, и так же точно операторы исправно платят радиочастотный опекс, однако пользоваться мы им не можем, потому что там мультиплексы. И мы в «Мегафон» питаем очень большую надежду на то, что процесс цифровизации телевидения позволит высвободить эти частоты, и эти частоты перейдут в пользование операторам, которые создадут экономическую ценность на этом активе.
Напомню просто, что частотная история в 5G не может сводиться к разговору «нам нужен только один диапазон». К сожалению, нет. Например, для промышленного интернета совершенно не нужен миллиметровый диапазон. Для V2X**, беспилотных автомобилей или для киберхирургии – там однозначно нужно не то что мили, а наносекунды задержки, и это может обеспечить только верхний слой. Одновременно большая часть продуктов попадает действительно в слой 3.4-3.8 ГГц. Поэтому мне кажется, что на самом деле, если строго стратегически подходить к вопросу необходимости в частотах, то надо на самом деле обращать внимание на все 3 угла этого треугольника, а именно, на миллиметровый, на 3.4-3.8 ГГц и на семисотый.
Василь Лацанич, генеральный директор «Вымпелкома»
- Экономическая ситуация в телеком отрасли ухудшается буквально с каждым днем. Проблема лежит в сферах регуляторики, конкуренции, возможностей технологического развития для большинства, если не всех телеком игроков в стране. У нас это приобретает какие-то очень драматические очертания. В первую очередь, давайте посмотрим на то, как себя ведет доходность отрасли. Любой бизнес, особенно на фоне волатильности национальной валюты, обязан пытаться расти. Так вот, бизнес телекома последнее время растет на единицы процентов и уже, в принципе, не бьет инфляцию.
И вот, в среднем мы имеем рост ниже инфляции, более стабильную валюту, но, тем не менее, с тенденцией к ослаблению долгосрочной, а стоим на пороге технологического перевооружения, входа в 5G и необходимости платить за частоты и новое оборудование. То есть находимся в таком диком цугцванге, когда любое следующее движение только ухудшает наше положение.
Недавно было опубликовано исследование, показывающее, что по цене интернета для потребителя Россия находится на 12-м месте снизу. Вам кажется, что это очень хорошо. У нас такой дешевый интернет! На самом-то деле, в результате индустрия неспособна нормально инвестировать. А пока мы не инвестируем в следующее поколение, у клиентов будут неизбежно ухудшаться качественные показатели того, чем они сегодня пользуются.
Пока мы гоняемся за ценой СМС-ок и условным роумингом, мы убиваем цену, точнее, доходность от наших базовых услуг, а базовыми давно являются услуги передачи данных и базовых голосовых сервисов. В конце концов, мы приходим к тому, что нам нужно резко расширяться в сторону увеличения спектра и технологий 5G, но, я уже говорил, нам не хватает денег, а частот все еще нету. И очень правильно было сказано: были мечты о том, что на 4.5-4.9 ГГц можно что-нибудь делать, были мысли о том, что миллиметры помогают – не помогают! Технологий нет. Есть только C-band***. И пока в C-band'е частоты распределяются на операторов по вторичной основе, мы с вами не будем иметь нормального 5G интернета. Что мы имеем в ближайшее время. C-band распространяется на оператора так же, как в свое время было и 2G, 3G, 4G, хотя в каких-то, откровенно говоря, критических точках нам всегда власть помогала экстра усилием. Но систематически нормального распределения частот, достаточных для действия операторов, не было. Таким образом, если у нас затормозится развитие интернета, и мы не получим частоты, которые можно быстро, качественно и экономически целесообразно осваивать, и, плюс, мы не получим хорошие возможности переоснащения существующих частотных диапазонов в 4G и особенно в 5G, мы столкнемся с отсутствием нормальной 5G-услуги и через год, и через два, и через три, и может даже дольше.
Посмотрите: на сегодняшний день в большинстве стран, да и в принципе даже и в России это ощущается, - более половины экономики завязано на передачу данных и цифровизацию. Не зря цифровая экономика является одним из приоритетов государства! Но в данном случае цифровая экономика и цифровые данные – это кровь, а операторы – это венозно-артериальная система. Не будет этих венозно-артериальных систем, не будет куда крови течь.
*time to market – время выхода на рынок, параметр, имеющий решающее значение в отраслях, где продукты или услуги быстро устаревают.
**C-band – в международной практике диапазон частот радиосвязи от 3,4 до 8 ГГц. Этот диапазон, в частности используется в сетях Wi-Fi.
***V2X — технология использования беспроводных сетей на транспорте с целью обеспечения активной безопасности. Автомобиль, оснащенный такой системой, сможет взаимодействовать с окружающими объектами.
Фото предоставлено организатором мероприятия - газетой «Ведомости»
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»