Свет в конце тоннеля: есть ли надежда у кировских промпредприятий

Спецавтобус, на каждых воротах перекличка, по территории – только в сопровождении сотрудников, зато на любой вопрос отвечают развернуто и всегда на позитиве. Добро пожаловать в мир, закрытый от тысяч глаз. Это мир военной тайны. Судя по атмосфере на трех кировских заводах, машиностроители с надеждой смотрят в будущее. За последние два года они увеличили объемы производства примерно на 13%, а на некоторую их продукцию из заказчиков и вовсе выстроилась очередь. Пациент жив! На «Кировском машзаводе 1 мая» журналистам показывают гордость предприятия – специальную машину, которая выправляет искривленные железнодорожные пути. От заказов уже нет отбоя. Ближайшие 3‑4 месяца придется работать на износ. Несмотря на немалую стоимость машины – 1 миллион евро – ее ждут в Казахстане, Иране и Белоруссии. – Дело в том, что ВПРС-03 заменяет 25 человек в оранжевых жилетах с киркой и лопатами, при этом работает гораздо точнее, потому что напичкана гидравликой и электроникой, – рассказывает Сергей Тимко, заместитель главного инженера завода. – Машина способна сделать абсолютно ровные пути, по которым вагоны будут идти плавно и гладко. На предприятии уверены, что благодаря новым заказам, в том числе от «РЖД», совсем скоро они выйдут на уровень докризисного 2008 года. – Это был самый «жирный» для нас год, когда мы делали десять таких машин, и кроме этого несколько железнодорожных кранов для «РЖД», – продолжает Сергей Тимко. – Сейчас, конечно, у «РЖД» резко сократились государственные дотации, заказов стало меньше, но ведь пути изнашиваются, и без таких машин не обойтись, тем более, что в России их никто не делает. По словам Сергея Тимко, в последние два года предприятие задышало полной грудью. Уже даже подписаны договоры на поставку продукции в 2012 году, например, Минобороны заказало 3 крана грузоподъемностью 100 тонн. Секретные технологии «Авитека» Заводу «Авитек» тоже есть чем похвастаться. Недавно там запустили новую технологию магниевого литья при низком давлении. Ее используют в производстве комплектующих для систем ПВО, которых так боятся пилоты НАТО. – Если раньше на заводе использовалась обычная механическая обработка (причем болванки обтачивали месяцами), то сейчас все льют под низким давлением. Это намного быстрее. К тому же по классической технологии литья вес изделия составляет 200 килограммов, в нашем случае – 80, – поясняет Владимир Уманец, начальник литейного цеха. – Согласитесь, разница очень существенная. Это серьезное снижение трудоемкости, а поскольку сплав дорогой, еще и существенная экономия. Как мы это делаем – секрет. Даже в национальном институте авиационных технологий не додумались, а мы смогли. Теперь «Авитек» собирается выпускать в год 350 тонн готовых отлитых деталей. Масшабы для нашего города невероятные. На заводе говорят, что в ближайшее время выпуск оборонной техники в России резко возрастет. На вопрос: «Готовимся ли мы к войне?» предпочитают отшучиваться, мол, всякое может быть. «Гражданка» пока подождет Заниматься гражданской продукцией стало неинтересно, рассказывают на заводе «Лепсе». И если раньше завод выпускал около 1200 «болгарок» в день, то сейчас желание «отпало», хотя потребность осталась прежней. Сейчас примерно 70 % продукции уходят в «оборонку» – завод делает электродвигатели для военных самолетов, вертолетов и ракет. – Сейчас в России ни один самолет не летает без наших двигателей, кроме, разве что, новинки КБ имени Сухого - Суперджета. И на ракете «Протон», которая недавно упала, тоже стоял наш двигатель, но в том, что ракета упала, вина не наша, двигатель лежит в музее и до сих пор в рабочем состоянии, – рассказывают на заводе «Лепсе». Впрочем, от больших заказов с «гражданки» кировчане все же не отказываются. – Например, недавно отливали песчано-полимерные формы для фирмы, которая выпускает «Русланы» для газораспределительных станций, – говорит Владимир Уманец. – Благодаря новым технологиям, продукция удешевляется в 2‑3 раза. Правда, стоит отметить, что это понимают далеко не все, так что заказов от гражданских предприятий немного. На грани И все же далеко не все машиностроительные заводы в Кирове живут так сыто, как те, к кому на экскурсию пригласили журналистов на минувшей неделе. Тех, кто едва сводит концы с концами, немало. – Те же заводы «Молот», «Сельмаш», «Крин» переживают не лучшие времена, – сетует Юрий Коваленко, первый заместитель председателя регионального отделения «Союза машиностроителей России». – Хотя, к примеру, на «Крине» делают уникальное измерительное оборудование. В случае, если мы потеряем это производство, Россия будет вынуждена покупать более дорогие зарубежные аналоги. А ведь мы и без того поддерживаем иностранный бизнес. Новые станки, которые стоят на большинстве кировских и российских предприятий, в основном, импортные – немецкие, итальянские и так далее. Доходит до абсурда – российские заводы выпускают уникальную продукцию, изобретают новые технологии, но на зарубежном оборудовании. И если оно ломается, работа встает. Кадры могли бы решить все… Мало того, что высокотехнологичное импортное оборудование порой внезапно выходит из строя, а ремонтировать его дорого. Зачастую еще и не хватает тех, кто на нем работает. На абсолютно всех заводах, даже на самых перспективных, жалуются на недостаток квалифицированных кадров. Чтобы привлечь людей, в последние два года предприятия резко нажали на «социалку». И хотя это порой сильно увеличивает себестоимость продукции, иначе и вовсе можно потерять заказы. Вот и приходится идти на почти «коммунистические» меры. Например, на «машинке» сотрудников бесплатно кормят, а рекрутеров из районов обеспечивают общежитием. «Лепсе» оплачивает проценты по жилищным кредитам, которые взяли молодые специалисты. Заводы держат детские сады, санатории и дома культуры, хотя это создает серьезный балласт. Но жизнь вынуждает руководство заводов идти на эти меры, поскольку в ближайшее время предстоит серьезно наращивание объемов. Пока же существующие проблемы тормозят развитие. В 2010 году, например, гособоронзаказ не был выполнен на 30 %, из‑за чего президент устроил военным серьезный разбор полетов. А поскольку срывать план и дальше не выгодно никому – ни государству, ни промышленному бизнесу, ни гражданским заказчикам, – машиностроители смотрят в будущее с оптимизмом. Говорят, что лучшего подарка на профессиональный праздник быть не может. Готовимся к войне? В ближайшие 10 лет Россия резко увеличит траты на «оборонку». Всего до 2020 года страна потратит 20 триллионов рублей. Недавно на уровне правительства приняли госпрограмму вооружений. Это значит, что заказов у кировских промышленных предприятий в ближайшие годы, вероятнее всего, значительно прибавится. Если сейчас новых видов вооружения в армии всего 5‑10 %, то, в соответствии с программой, к 2020 году их должно стать до 80 %. При этом некоторые рода войск, прежде всего это ПВО, связь, армейская авиация, будут обновлены даже на все 100 %. – Хорошо, если б хотя бы часть денег государство направило на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, – говорит Юрий Коваленко, первый заместитель руководителя регионального отделения «Союза машиностроителей России». – Дело в том, что машиностроению сейчас остро не хватает своих конструкторских разработок. Умы есть, но все это очень дорого.
По программе вооружений, на научную деятельность запланировано всего 10 %, большая часть суммы в 20 триллионов рублей пойдет на закупку новой техники. Впрочем, у экспертов программы нет полной уверенности в том, что наша «оборонка» сумеет справиться со столь массовым заказом военной техники, особенно на фоне тех проблем, которые мешают отрасли развиваться. Интересно, что другие страны, как, например, США и Великобритания, в ближайшее десятилетие, наоборот, сократят расходы на вооружение, так что не исключено, что Россия по военным расходам вскоре поднимется с пятого места в мире еще выше. Эксперт
Юрий Коваленко, первый заместитель председателя регионального отделения «Союза машиностроителей России» Рассмотрим, чего не хватает машиностроительной отрасли, какой помощи она ждет от государства и как решает болевые вопросы. Какие проблемы сейчас беспокоят машиностроителей и как они их решают? – В 90-е годы случился перекос в сторону экономических специальностей, в это время почти перестали готовить техников. Сейчас многие предприятия готовы платить, почти везде действуют мощные социальные программы, но высококлассного специалиста найти непросто. Каждое предприятие выходит из ситуации по-своему: кто-то рекрутирует молодежь из районов, кто-то, как, например, завод «Лепсе», рассчитывает на кафедру в Вятском госуниверситете, кто-то готовит специалистов на своих площадях. Беспокоит нас также и законодательная база отрасли. Сейчас мы пытаемся добиться от Думы и правительства принятия федерального закона о развитии промышленности. До сих пор такого закона нет, непонятно, как в таких условиях можно развивать отрасль. Какой именно помощи ждут предприятия от власти? – Машиностроение сейчас нуждается в серьезном техническом перевооружении, от этого будет зависеть и модернизация, и инновации. Вот здесь надо снижать налоговую нагрузку на предприятия, чтобы были деньги на новые станки, открытие новых технологических линий. Завод «Лепсе», например, в прошлом году заплатил социального налога на 100 миллионов больше. Эти деньги можно было бы пустить на развитие. В настоящее время социальный налог неподъемен для предприятий отрасли. Его снижение до 30% проблему не решит, мы просим хотя бы 18%. Кроме того, отрасль очень нуждается в поддержке новаторов и рационализаторов. Все говорят «модернизация», а стоимость патента любого изобретения очень высока. Скачок в развитии произошел бы, если бы эти издержки взяло на себя государство.
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: