Стратегия–2035: экономический прорыв или 17 лет стагнации

Возрастрое ограничение 0+

Проект стратегии предполагает прирост промышленого производства на 45%

Экономисты из правительства разработали амбициозный прогноз развития региона на ближайшие пол- тора десятилетия. Прогнозируется, что к 2035 году основной показатель экономической ситуации — валовой региональный продукт (ВРП) — вырастет более чем на четверть. Однако текущие показатели не вызывают оптимизма у местных предпринимателей и политиков. Как чувствует себя бизнес и готов ли он к рывку, выяснял «Навигатор».

Куда простираются амбиции

– Это достаточно серьезная цифра для нашего региона. И без активного участия субъектов предпринимательства, без стимулирования развития нашего бизнеса, внедрения передовых технологий, в том числе цифровых, данного показателя просто не достичь. Кроме этого, мы ожидаем прирост промышленного производства на 45%, и надо понимать, что в структуре экономики Кировской области сегодня треть занимает сектор малого и среднего предпринимательства, — недавно заявила предпринимателям министр экономразвития

Для начала нужно разобраться, что значит рост регионального продукта на 1/4, или если быть точным, на 26% за обозначенный период. Расчеты показывают, что это всего 1,3–1,4% в год, а при хорошем стечении обстоятельств целых 1,8%. Для сравнения, в период бума, – 2000 - 2008 гг. – ВРП области в среднем прирастал на 3,15%.

Кто уйдет в прорыв

В ближайшие годы России предстоит мощный экономический прорыв. Для этих целей на федеральном у ровне сосредотачивают огромные средства. И счет идет на триллионы рублей. 

В стране следующие шесть лет вполне можно ожидать достижения плановых 3% роста ВВП. Правда, никто не обещал, что он будет таким во всех сферах и на всех территориях. Однозначно, по мнению экспертов, будут расти регионы, где представлены перспективные направления бизнеса: высокие технологии (IT, авиация, атом) и энергетическое сырье. Второй список — проблемные регионы, которые имеют стратегическое значение. Например, Дальний Восток.

Так что цифра, озвученная региональными чиновниками, действительно серьезная, но в другом смысле. Когда в начале 2013 года вятская элита увидела углубляющееся отставание от соседей по стоимости своих активов, чиновникам пришлось всерьез поволноваться. Помните попытку импичмента Никите Белых?

Бюджетный позитив

Конечно, у Игоря Васильева , по сравнению с предшественником, совсем другие возможности. Об этом свидетельствует размер регионального бюджета. По сравнению с 2016 годом, в 2019-м он будет больше чуть ли не на 20% во многом за счет поступлений из федеральной казны. Соответственно, бизнес мог бы так или иначе рассчитывать на часть этих средств.

Во-первых, речь должна идти об агробизнесе. На федеральном у ровне продолжается наращивание финансирования программ в этой отрасли.

Во-вторых, имеют шанс на получение государственного финансирования различные проекты, связанные с цифровой инфраструктурой органов власти. 

В-третьих, регион продолжает и, скорее всего, будет расширять участие в инфраструктурных программах. А значит будут возникать новые подряды. Они также появятся и в отраслях, связанных с коммунальной инфраструктурой.

На внешнем спросе

Можно предсказать, что хорошие шансы на дальней- шее опережающее развитие имеют те предприятия, которые ориентируются на вывоз продукции и услуг за пределы области. 

Агробизнес, несмотря на колебания закупочных цен, чувствует себя очень неплохо как раз за счет того, что ориентируется на по- ставки сырого молока в другие регионы. Другой пример отрасли, ориентированной на спрос за пределами области, — военно-промышленный комплекс. Химическая промышленность в лице местного филиала ОХК «Уралхим» также наращивает производство во многом благодаря экспортным поставкам. Похожая стратегия работает и в лесоперерабатывающем комплексе. Правда, здесь есть одно но… Сайты по продаже готового бизнеса пестрят объявлениями о массовой продаже вятских лесопилок стоимостью от сотни тысяч до 200 млн рублей. По всей видимости, отрасль оказалась переинвестированной. В результате у предприятий возникли проблемы с сырьем и логистикой. Более или менее успешно трудности преодолевают только гиганты вроде Segezha group.

Стагнация потребительских рынков

Главный провал предыдущего десятилетия — розница и другие отрасли. Причина кризиса прозрачна. Если в 2000-2008 гг. реальные доходы жителей области росли в среднем на 11,5% в год, то значение это- го показателя за 2009-2016 гг. — -0,3%. В последние два года ситуация не улучшилась. Единственный фактор, за счет которого рознице последние годы удается по чуть-чуть наращивать выручку — кредиты потребителям. Но и этот резерв ограничен.

– На самом деле бизнес при составлении долго- срочных планов интересует, пожалуй, только один вопрос: «Где, в какой сфере, есть или будут деньги?» Главное – помнить, ориентация на местных покупателей — крайне рискованная стратегия. Для всех места на рынке хватает только в условиях быстрого роста, как это было в нулевых. Эти времена не вернутся, а значит, что называется, Боливар не вынесет двоих. Поэтому либо внешние покупатели, либо готовность к жесткой и даже жестокой конкуренции за вятский рынок, — комментирует перспективы экономист Надежда Воробьева.

Ориентация на местных покупателей — сейчас крайне рискованная стратегия. Для всех места на рынке хватает только в условиях быстрого роста, как это было в нулевых.

Владимир Бакин, председатель бюджетного комитета ОЗС

- Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил о том, что в ближайшие годы ожидается экономический рост в 1,5%. Он, конечно, уточнил, что это еще не рывок, а подготовка к нему. Когда мы на комитете рассматривали прогноз на ближайшие три года, в котором на будущий год также заложен рост ВРП на 1,5%, то поставили перед министром экономразвития вопрос: «Где вы собираетесь обеспечить экономический рывок? В каких отраслях?»

Чтобы рос ВРП, нужны инвестиции в новые производства, реконструкция существующих, а еще важнее — загрузка тех мощностей, которые мы уже имеем. Но сегодня этого анализа проблем пока нет. Поэтому мы обратили на это внимание правительства.

На федеральном уровне министры могут говорить о макропоказателях, они важны. Но для региона другие требования. Мы должны хотя бы в разрезе крупнейших предприятий представлять ситуацию. Это необходимо для того, чтобы влиять на их работу, создавать условия для увеличения производства, а значит, и обеспечить достижение тех целей, которые поставил президент.

Я оптимистично отношусь к возможности достижения этих параметров роста как на уровне всей России, так и на уровне нашей области. Сейчас промышленность у нас растет даже больше, чем федеральный ВВП. В стране есть деньги, необходимые на осуществление тех же инвестиций. Наша задача — детально понять, где они действительно нужны.

Судя по росту регионального бюджета, я вижу, что сейчас федеральный центр стал гораздо внимательней прислушиваться к потребностям нашего региона.

Вторая задача нас как государства — обеспечить для бизнеса стабильные условия. Ведь для того, чтобы запускались новые проекты, нужны именно стабильные и понятные условия. По своему опыту знаю, что нет ничего опасней изменения этих условий в процессе реализации бизнес-плана.  

Андрей Сидоров, президент ГК «МЦ-5»

– Малому бизнесу, который сосредоточен, в основном, в торговле и общественном питании, сейчас не хватает рынка. Именно это ограничивает его развитие. Это непростая задача. Но создать спрос для малого бизнеса без развития промышленности невозможно.

  Алексей Сидоров, президент ГК «МЦ-5»– Малому бизнесу, который сосредоточен, в основном, в торговле и общественном питании, сейчас не хватает рынка. Именно это ограничивает его развитие. Это непростая задача. Но создать спрос для малого бизнеса без развития промышленности невозможно. Другой вопрос, промышленность какого формата целесообразно развивать и поддерживать. Предположим, это будет крупный завод. Вряд ли можно рассчитывать на создание в обозримой перспективе больше одного такого предприятия. Но что он даст региону? Максимум 3 тысячи потребителей, которыми станут его работники. Малый и средний бизнес этого бы даже не заметил.

Но когда вы построите 100 небольших заводов и фабрик от 50 до 200 человек — эффект будет другим. Их основная ориентация — на экспорт и импортозамещение. Чтобы обеспечить им рынок, мы изначально должны ориентировать их не на конечную продукцию, а на товары первого передела, допустим, фанера, кожи, детали. В этом сегменте новому производству, у которого нет ни устоявшегося бренда, ни лояльных клиентов, работать гораздо проще.

На самом деле у таких производств есть очень неплохие шансы на внешнем рынке из-за выгодного валютного курса. Из-за привлекательных цен на сырье, газ, бензин, щадящей налоговой системы.

Есть три фактора, которые мешают реализации такой стратегии. Во-первых, это длинные деньги, лет на восемь. Это основное препятствие. Во-вторых, высококвалифицированная рабочая сила, придется очень серьезно заниматься этим вопросом. В-третьих, необходимость импортировать дорогостоящее высокотехнологичное оборудование. Но Китай это уже проходил.

Владимир Журавлев, директор «Котельничского молочного завода»

- У нас фактически не существует региональной программы развития аграрного сектора вообще и молочной отрасли в частности. Сейчас отраслевое министерство утверждает, что проблемы интеграции, координации, освоения новых рынков должны решать хозяйствующие субъекты. Но я принципиально не согласен с этой позицией.

Например, сейчас в молочной сфере наиболее перспективны азиатские рынки. Но туда нужны большие партии продукции и гарантирующие сбыт соглашения на уровне федерального и регионального правительств. Тогда у кировских предприятий появится смысл наращивать мощности, включаться в федеральные программы. А пока нет инициативы от региональных властей, мы продолжаем работать в узких рамках местного рынка.

И это касается не только молочной отрасли. Считаю, что основные перспективы роста региональной экономики связаны с экспортом на азиатские рынки, рынки арабских стран. Нужно рисковать и заходить туда. Следующий шаг — развивающийся африканский рынок. Вообще, для роста производства нужны нестандартные шаги. Но эти процессы должны инициироваться на уровне губернатора, потому что работа на таких рынках требует господдержки.

Сейчас ситуация на молочном рынке нормальная. Всегда возникают вопросы, но в целом не хуже, не лучше. Пока закрыты поставки через Белоруссию, ситуация неплохая, сливочное масло пользуется хорошим спросом. Что касается других продуктов переработки молока, то здесь происходят колебания. Спрос в целом остается на прежнем уровне, но перетекает из одних продуктов в другие.

С ростом производства и переработки требуется выход на другие рынки. Работа здесь должна начинаться с производителей сырья. К сожалению, многие, особенно небольшие, сельхозпредприятия не могут обеспечить стабильное и высокое качество молока. Стабильно развиваться в существующих условиях могут хозяйства, производящие 10 и более тонн молока в сутки.


 

Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»

Перейти на полную версию страницы