Все меньше людей в Кирове и области пользуются общественным транспортом. Статистика пугающая: за последние 15 лет число перевезенных пассажиров сократилось почти в 3 раза, и спад продолжается. Специалисты уже говорят о грядущем коллапсе отрасли.
За январь–март 2016 года в Кировской области автобусами было перевезено 26,9 млн пассажиров, что на 6,9% меньше, чем за аналогичный период годом ранее, сообщил на днях Кировстат. Крупнейший перевозчик города Кирова - муниципальное АО «Автотранспортное предприятие» - заявляет о более существенном снижении пассажиропотока.
– Объемы перевозки пассажиров на городских маршрутах АО «Автотранспортное предприятие» в I квартале 2016 года по отношению к I кварталу 2015 года снизились на 7,4%,— сообщил руководитель предприятия Николай Дубровин.
Этот спад — продолжение долгосрочной тенденции. Статистика фиксирует непрерывное снижение пассажиропотока с 2012 года. Только в 2015 спад составил 11,3%. А по сравнению с максимальным количеством пассажиров, которое было зафиксировано в 2001-м, пассажиропоток упал в 2,73 раза.
– Трехкратное сокращение спроса — это фактически коллапс целой отрасли. Из-за растянутости во времени его не замечают, но это факт, — констатирует бизнес-консультант Алексей Вологдин, который написал не одну программу по развитию общественного транспорта для разных городов.
Во всем виноват кризис?
– Наши маршруты проходят через несколько крупных заводов. Водители и кондукторы в последнее время отмечают, что количество пассажиров на этих остановках резко сократилось. Скорее всего причина — кризис,— считает замдиректора одного из транспортных компаний Кирова Денис Пырлог.
Гендиректор АО «АТП» Николай Дубровин видит причину сокращения пассажиропотока в усложнении получения льгот на проезд и росте количества личных автомобилей.
– Нельзя ограничиваться только краткосрочными факторами. Да и рост количества легковых авто можно рассматривать не как причину, а как следствие. Человек вынужден покупать машину, так как не может без толчеи уехать на работу или дождаться автобуса вечером, — поясняет Алексей Вологдин.
Когда пересядем на такси?
– Количество автобусов на маршруте и график движения в Кирове соответствуют сложившемуся пассажиропотоку,— заявил «Навигатору» руководитель транспортного отдела горадминистрации Олег Чичибабин,— Из бюджета финансовые средства на возмещение убытков в связи с снижением пассажиропотока не предусмотрены.
Такая политика кировских властей в конечном итоге способствует коллапсу отрасли, считает наш эксперт Алексей Вологдин и поясняет:
– Для перевозчика рейсы полупустого автобуса невыгодны. Значит, он «трамбует» людей в часы-пик и снимает выезды вечером. Потенциальные пассажиры начинают пересаживаться на личные автомобили и такси. Это нисходящая спираль. Не удивлюсь, если через 5–10 лет общественный транспорт в вашем городе реально будет работать по 6 часов в сутки,— объясняет специалист.
По его мнению, ситуация требует более широкого взгляда. Убыточные рейсы — это инвестиции в популяризацию общественного транспорта. И эффект от них не только в росте пассажиропотока. Это также решение проблемы пробок и снижение расходов на дорожную и паковочную инфраструктуру.
– Если власти не готовы поднять стоимость билетов, то они должны обеспечить иные источники финансирования общественного транспорта. Иначе вы получите коллапс отрасли и город по которому невозможно нормально передвигаться,— резюмирует эксперт.
Уже несколько лет АО «АТП», перевозящее ⅔ кировских пассажиров, работает в минус. Причем, из года в год убытки только растут. Финансовый результат предприятия за 2015 г. еще не опубликован, но учитывая существенный спад пассажиропотока, надеяться на изменение тенденции не приходится.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»