Сосновская судоверфь идет ко дну: завод рискует потерять многомиллионный контракт

Возрастрое ограничение 0+

«Росморпорт» планирует перевести два недостроенных судна с Сосновского на «Онежский судостроительный завод»

Новости Кирова и Кировской области 16 июля. «Сосновский судостроительный завод» может потерять многомиллионный контракт с федеральной компанией «Росморпорт». По контракту завод должен был построить два лоцмейстерских судна. Общая стоимость заказа оценивалась в 800 миллионов рублей. Но так как предприятие находится в сложном финансовом положении, с 2017 года строительство фактически заморожено, пишет 1prime.ru.

«Росморпорт» планирует завершить работы на Онежском судостроительном заводе в Петрозаводске, входящем в структуру федерального государственного унитарного предприятия. 

Вятка может остаться без верфи

Серьезные проблемы у судоверфи начались еще несколько лет назад. Предпринятые командой Игоря Васильева в 2016-2017 годах попытки вывести градообразующий завод из кризиса с помощью новых заказов и финансовой поддержки со стороны структур «Ростеха» окончательно провалились. Чиновники винят в крахе судоверфи менеджмент и собственников общества.

Инициированное в апреле 2018 года работниками предприятия дело о банкротстве сосновской судоверфи перешло на этап конкурсного производства. 29 мая суд объявил акционерное общество банкротом. Это означает, что конкурсный управляющий Дмитрий Абрамов за полгода должен будет распродать имущество предприятия. Впрочем, как показывает практика этап конкурсного производства может растягиваться на долгие годы.

Спасение утопающего

Региональные власти оценивают долги небольшой судоверфи в Вятскополянском районе в сумму 2 млрд рублей. Среди многочисленных кредиторов значатся структуры «Ростеха» — «РТ-Капитал» и «Новикомбанк». Именно они участвовали в крупной сделке с помощью которой правительство Кировской области осенью 2017 года пыталось вывести это градообразующее предприятие из кризиса. Полтора года назад из уст топ-менеджеров госкорпорации звучали крайне обнадеживающие заявления.

– Перед «Ростехом», как госкорпорацией, поставлена задача финансового оздоровления и впоследствии полного восстановления производственной деятельности завода, в том числе за счет мероприятий, направленных на обеспечение предприятия заказами. Сейчас уже ведутся переговоры с целым рядом потенциальных заказчиков, со стороны которых мы отмечаем интерес. К началу ноября 2017 года планируется разработать 3-летний план загрузки производственных мощностей в Сосновке, – прокомментировал в октябре позапрошлого года замгендиректора «Ростеха» Александр Назаров.

Также было заявлено о поступлении ресурсов на судоверфь для завершения неоконченных судов. ССЗ успешно сдал «Росморпорту» судно «Виктор Кусков», за что получил от заказчика 24 млн рублей финального транша, за счет чего и смог погасить долги перед основными кредиторами. В январе 2018 года кредиторы отозвали существовавший на тот момент иск о банкротстве АО «ССЗ». Структуры «Газпрома» перестали угрожать отключением площадки от газоснабжения.

Сосновка пошла ко дну

Но позитивная информация с предприятия поступала не долго. В апреле несколько рабочих, не получивших зарплату даже по исполнительным листам, потребовали признать предприятие банкротом. После этого в Арбитраж посыпались заявлении о присоединении к делу и от других кредиторов проблемного завода.

Не всплыли на госзаказах

В мае 2018 год тон заявлений руководства региона изменился.

– Проблема тянется с 2006 года. Есть некая компания с владельцами на далеких островах, которая довела завод до такого состояния. Постоянные попытки свалиться в банкротство. Мое мнение, было бы обидно потерять Сосновку. Вопрос в том, чтобы найти инвестора. Возможно, в этом конкретном случае, как вариант, область могла бы зайти в качестве участника, — пояснял тогда губернатор Игорь Васильев.

11 июля 2018 года Арбитражный суд запустил первый этап процедуры банкротства — наблюдение.  Впрочем тогда региональные власти еще не утратили надежду на то, что удастся решить проблемы предприятия без применения крайних мер. Именно так можно трактовать ряд признаки затягивания дела. Хотя были и сторонники отстранения собственников общества от управления активами верфи.

– Мы со своей стороны сделали, что могли: помогли расширить портфель заказов, нашли деньги, чтобы как-то компенсировать дефицит финансов. Но если завод убыточен с 2012 года и там нет качественного менеджмента, то эффект от наших действий резко уменьшается, — рассказывал «Навигатору» в августе 2018 года высокопоставленный источник в региональном правительстве.

ССЗ берут на абордаж

В середине весны 2019 года тема проблемной судоверфи на юге области получила новое звучание. 2 апреля в ходе заседания Арбитражного суда выяснилось, что за девять месяцев наблюдения временный управляющий так и не получил доступа к документам предприятия. Буквально через неделю сотрудники ССЗ разместили в сети видеоролик – обращение к президенту. Тогда же кировские масс-медиа со ссылкой на рабочих судоверфи сообщили о начавшемся в конце зимы вывозе с территории завода 50 тонн металла. Упоминались и другие факты, которые можно расценивать, как хищение имущества предприятия. В качестве основы для подозрений в материалах упоминалось распоряжение директора АО «ССЗ» Владимира Проценко прекратить регистрацию автотранспорта при въезде и выезде с территории предприятия.

Судоверфь в поисках причала

Дальнейшая судьба завода в Сосновке выглядит крайне туманно. Судя по всему поиски инвесторов и новых собственников верфи оказались безрезультатными. «Ростех» в 2017 году хоть и поддержал предприятие, выступил скорее как финансовая структура, целью которой было купирование рисков связанных с банкротством ССЗ. Для этой госкорпорации судостроительное предприятие — непрофильный актив.

Других претендентов на верфь которая стоит на постепенно мелеющей реке, так и не нашлось. В результате осенью прошлого года губернатор даже заявил, что региональное правительство не исключает возможность войти в капитал сосновской верфи. При этом глава региона связал возможности для развития предприятия с привлечением федерального финансирования на дноуглубительные работы на реке Вятке. Это бы позволило судостроительному заводу браться за выгодные заказы по изготовлению более крупных судов. 

Андрей Перескоков, министр промышленной политики Кировской области 

– Наиболее сложная по сравнению с другими предприятиями региона обстановка сохраняется на «Сосновском судостроительном заводе». Министерством на постоянной основе проводятся совещания с потенциальными заказчиками. Осуществляются выезды на промышленную площадку. Однако собственник предприятия уклоняется от ведения хозяйственной деятельности. Это создает риски потенциальным инвесторам и заказчикам. На 1 мая сумма просроченной задолженности по заработной плате составляет 37,3 млн руб. Дебиторская задолженность – 36,7 млн рублей. При этом кредиторская задолженность уже превысила 2 млрд. 

Учитывая крайне тяжелую ситуацию по выплате зарплаты, вопрос ССЗ  был рассмотрен на федеральной комиссии с участием министра труда и социального развития РФ Максима Топилина. Погашение задолженности возможно только в ходе конкурсного производства.

КСТАТИ!

Не исключено, что верфь продолжит свое существование в составе нового юрлица. В частности, схема по созданию нового юрлица для вывода предприятия из кризиса применялась Объединенной судостроительной корпорацией для оздоровления Балтийского завода. Тогда было учреждено новое юрлицо, на которое был переведен персонал и оформлялись заказы, а производственные мощности арендовались у старого юрлица, параллельно ведя работу с кредиторами.

фото: kirovreg.ru

Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»

Перейти на полную версию страницы