Если создание автомобиля Ford – это целиком и полностью заслуга одного человека — Генри Форда, то с японской маркой Toyota все по-другому. В ее истории нельзя выделить одну легендарную личность. «Тойота» - это история целой семьи, каждое поколение которой вносило свой драгоценный вклад в развитие бренда. Основателем династии машиностроителей стал Сакичи Тойода в далеком 1918 году.
Сын плотника и ткачихи Сакичи Тойода родился в провинциальном японском городке в 1867 году. Вместо того, чтобы идти по стопам отца, он решил стать изобретателем и посвятил жизнь усовершенствованию ткацких станков. Сакичи настолько преуспел в этом деле, что вскоре вместе с молодым сыном Киичиро создал автоматизированный станок и основал компанию Toyoda Automatic Loom Works.
Слава о таланте японцев дошла до берегов Великобритании, и одна из фирм предложила купить патентные права. На вырученные от их продажи деньги Киичиро, бредивший автомобилями, с отцовского благословения решил основать в родном городе автомобильное производство. Это решение круто изменило направление семейного бизнеса.
Как опытный инженер молодой Тойода понимал, что главное в хорошем автомобиле – это двигатель. Чтобы создать японский прототип, пришлось до винтика разобрать несколько американских авто. Своей задачей Киичиро считал создание машины для японской действительности – страны с дефицитом пространства и ресурсов, а также населением, которое умеет приспосабливаться к различным условиям. Базовым двигателем для копирования был выбран рядный шестицилиндровый Chevrolet.
Секрет успеха
В те годы японский автопром не славился своим качеством, и начинать заниматься автомобилестроением некоторым казалось безрассудством. Тем не менее к 1935 году команда Тойодо разработала прототип легкового автомобиля A1 и прототип грузового автомобиля G1. Первые автомобили продавались под именем Toyoda, но с японского языка фамилия переводилась как «плодородное рисовое поле», что не очень вязалось с техникой. По этой причине было решено дать марке имя Toyota.
В августе 1937 г. в мире официально появилась компания Toyota Motor Corporation. Начавшаяся вторая мировая война сыграла на руку бизнесмену, так как продажи грузовых авто пошли вверх, и вскоре был построен первый автозавод. Сразу же после капитуляции Японии конструкторы «Тойоты» сели за чертежи новой легковой модели – простой и компактной. Так появился двухдверный седан SA c 4-цилиндровым 1-литровым мотором, который походил на Volkswagen Type 1, более известный как Beetle.
После войны компании пришлось не легко. Чтобы сократить расходы, был придуман принцип работы «Точно вовремя». Предприимчивый японец старался добиться того, чтобы ни одна деталь машины не создавалась прежде, чем в ней не появится необходимость. Детали подвозили прямо к конвейеру, в этом компания добилась совершенства, что позволяло сильно экономить на хранении элементов. Таким образом принцип «Точно вовремя» стал первой составляющей успеха бренда.
Вторым шагом, приведшим «Тойоту» к мировому признанию, стал механизм отслеживания бракованных изделий, подсмотренный в текстильном бизнесе семьи. Ткацкий станок автоматически останавливался после того, как рвалась нитка, что позволяло моментально обнаруживать брак и устранять его. Для работников компании ввели правило дергать за специальный шнур, когда они замечают брак или неправильно сделанную деталь. Кстати, технологию удалось внедрить благодаря тому, что сотрудников компании поощряли за предложение новых идей.
Покорение мира
Однако в карьере Киичиро не все было гладко: в 1950 году компанию настиг жесточайший финансовый кризис, приведший к забастовке рабочих – единственной в истории «Тойоты». После этого Киичиро покинул свой пост, отдав бразды правления своему сыну Соичиро и кузену Эйджи Тойода. Последний, став президентом компании, сумел удивить мир новыми роскошными автомобилями, выпускаемыми под брендом Lexus.
В 1957 году «Тойота» первой из японских фирм решила открыть филиал в США. В конце октября в Лос-Анджелесе была основана Toyota Motor Sales. Однако покорить американский рынок удалось лишь в конце 70-х годов. После нефтяного кризиса, когда рядовым американцам пришлось задуматься об экономии и надежности, пришло признание «Тойоты». В 1975 году японский бренд сместил с пьедестала почета Volkswagen, самую популярную в то время импортную марку.
Кстати: Покорив Штаты, «Тойота» становится мировым автомобильным брендом, запустившим в разное время мировой бестселлер Toyota Rav4, машину с гибридным двигателем Toyota Prius и много других популярных моделей.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»