Сэм Уолтон - отец современной торговли

Возрастрое ограничение 0+

Супер и гипермаркетами сейчас никого не удивишь, это неотъемлемая часть нашей жизни. Многое из привычного нам мира торговли было придумано или усовершенствовано Сэмом Уолтоном - создателем одной из самых крупных в мире торговых сетей Wal-Mart. Сын обычных американских фермеров, взрослевший во время Великой депрессии, оказался гениальным торговцем и сумел стать мультимиллиардером.

Сэм Уолтон родился 29 марта 1918 года в городе Кингфишер (штат Оклахома) в семье фермеров. С детства он участвовал в семейном бизнесе  - доил коров и доставлял молоко клиентам. В семь лет он уже продавал журнальную подписку, а во время учебы в школе выращивал кроликов и голубей на продажу.

После окончания школы Сэм поступает в университет, где сначала становится старшиной по набору кадров для атлетической лиги, а затем президентом университетского студенческого совета самоуправления. 

- Я очень рано познал одну из тайн, ведущую к признанию твоего лидерства другими. И заключалась она в самой простой вещи: заговаривайте с людьми, идущими вам навстречу, прежде, чем они заговорят с вами, - писал Уолтон в своей книге. Эта заповедь будет работать на него всю жизнь и станет законом для его служащих. Если они видят покупателя на расстоянии десяти футов, то должны первыми подойти к ним, посмотреть в глаза и с милой улыбкой спросить: «Чем я могу вам помочь?».

Еще до окончания учебы Уолтон получает приглашение на работу в одном из магазинов Джеймса Кэша Пенни (эта сеть до сих пор популярна в Америке) и приступает к работе в должности менеджера-стажера с зарплатой $75 в месяц. Два года спустя Сэм знакомится со своей будущей женой Хелен Робсон, девушкой из весьма обеспеченной семьи.

Первые магазины

За несколько лет работы Сэму удалось скопить 5000 долларов, еще 20000 он одолжил у своего тестя.  

На эти деньги Уолтон открыл магазин в небольшом городке Ньюпорт (штат Арканзас), население которого не превышало 7000 человек. Магазин работал по франшизе «Бен Франклин». При прежнем владельце он приносил 72 000 долларов выручки за год. В первый год работы Уолтон получил 105 000, на второй год — 140 000, а на третий — 175 000 долларов. Именно здесь Сэм начал отрабатывать технологии, которые позднее принесли успех Wal-Mart: продажа товаров по низким ценам, закупка непосредственно у производителя, а не у посредников, продление часов работы магазина в праздничные дни.

На пятый год магазин Уолтона стал лидером по продажам сети «Бен Франклин» в шести штатах. Его успех привлек внимание владельца помещения, в котором располагался магазин. Он решил больше не сдавать его в аренду и отдал своему сыну.

Семья Уолтонов переезжает в Бентонвилль, штат Арканзас, и открывает новый магазин Walton’s Five and Dime. Население в городке было еще меньше, чем в предыдущем — 3000 человек. К тому времени в семье уже было четверо детей: три мальчика и одна девочка.

Уолтон реконструировал магазин, расширил территорию, поставил аппараты для попкорна и мягкого мороженого. При этом он охотился за новыми идеями и талантливыми продавцами, переманивал их у конкурентов. Не зря на жилетке каждого сотрудника Wal-Mart написано: «Все дело в нашем персонале». Уолтон впервые ввел самообслуживание. Для него был очевиден тот факт, что в магазине, где можно взять товар в руки, любой клиент обязательно купит больше.
Спустя два года Сэм открыл еще один магазин в соседнем городке, а к 1962 году у него уже была целая сеть из 16 магазинов в трех штатах. Уолтон начинает привлекать в партнеры директоров своих заведений, разрешая им инвестировать собственные средства. Он доказал всему миру, что даже в маленьких городах можно иметь прибыль от больших магазинов.

Первый Wal-Mart

Первый магазин Wal-Mart был открыт 2 июля 1962 года в городе Роджерс, штат Арканзас. Уолтону к тому времени было уже 44 года. По легенде, название Wal-Mart было выбрано из-за малого количества букв — так дешевле стоили вывески. К 1979 году количество магазинов  сети выросло до 230, а их годовая выручка превысила миллиард долларов.

Искать экономию везде — принцип розничной торговли по доступным ценам. Даже руководящие работники торговой сети Wal-Mart никогда не шикуют. Появляются они как бы внезапно, и каждый служащий знает, что в любой момент за ним может наблюдать руководитель. Уолтон даже в гипермаркетах ухитрился создать, несмотря на жесткий контроль, уютную атмосферу семьи, работающей в небольшой лавочке. Он говорил: «Если вы позаботитесь о своих служащих, то они в свою очередь точно так же будут заботиться о клиентах». Золотые правила Уолтона гласят: «Будьте преданны своему делу. Опережайте желания клиентов. Следите за расходами больше, чем за своими конкурентами. Плывите против течения».

Со временем сеть магазинов Wal-Mart стала крупнейшей в США, а потом и в мире. С 1985 по 1988 годы журнал «Форбс» называл Сэма самым богатым человеком Америки. Семья Уолтонов оказывала финансовую помощь образовательным, религиозным и общественным организациям. Финансировала строительство зоопарков, библиотек и спортивных сооружений. В год смерти Уолтона его состояние оценивалось в 58,6 млрд долларов.

Представители Wal-Mart неоднократно подчеркивали важность российского рынка для компании. В сентябре 2008 г. было зарегистрировано дочернее юрлицо в РФ. Неоднократно проводились переговоры с российскими ритейлерами о покупке крупных сетей, но сделка так и не состоялась. В конце 2010 г. российское представительство закрыто. Официально объявлено, что компания не видит партнеров для сотрудничества в ближайшей перспективе.

Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»

Перейти на полную версию страницы