Соленые огурцы и квашенная капуста – исконно вятские закуски. Их производством веками занимались не только жители небезызвестного Истобенска, но и любого другого села.
Теперь традиционным вятским промыслом, но уже в промышленных масштабах, занимается компания «Засолыч». Этот семейный бизнес появился на кировском рынке в конце 90-х, и с тех пор активно развивается. О секретах засолки и продажи огурцов мы поговорили с директором по развитию компании Дамиром Рахимовым.
Расскажите, как возникла ваша компания. Почему занялись солениями?
– Все получилось, можно сказать, спонтанно. Мои родственники работали по найму. Но денег на жизнь не хватало, и кто-то подкинул идею попробовать засолить огурцы на продажу. А наш край славится солеными огурцами. Тихонечко дома в деревне начали делать. В первый сезон засолили, продали, качество понравилось. В следующий год сделали уже больше. Затем еще больше. И так потихоньку это переросло из домашнего ремесла в бизнес. Были куплены помещения, организовано серьезное производство. Стали нанимать персонал.
Сколько сейчас у вас наемного персонала?
– Порядка 15 – 20 человек. Мы делаем около 50 разновидностей продукции и расширяем линейку.
Ваши капусту и огурцы многие прекрасно знают. Но на вашем сайте представленный ассортимент значительно шире: черемша, чеснок, другая продукция, которую я и мои коллеги не встречали.
– Это достаточно небольшая ниша, по сравнению с огурцами и капустой. Позволить себе выставить их на прилавки могут только крупные магазины. Поэтому «восточный» ассортимент представлен не везде, и продается не так широко. Многие просто не знают, что такое черемша. Это, кстати, перья и стебли чеснока. Мы его солим в бочках. Это продукт на любителя, но, по-моему, очень вкусная закуска.
Что изменилось на рынке за время существования вашей фирмы?
– Выросли большие локальные сети, зашли крупные федеральные сети, забрав себе часть покупателей. Но местные продавцы чувствуют себя очень неплохо.
Количество и качество производителей существенно выросло. Мы уже чувствуем, что в нашей нише на рынке области становится тесновато. Нужно расширяться за ее пределы.
Значит, конкуренты у вас есть?
– Конечно! В любой нише в наше время есть конкуренция. И у нас тоже. Они делают довольно неплохие продукты.
Для малого бизнеса более 15 лет на рынке – солидный срок. Какие факторы позволили закрепиться и удержаться на плаву так долго?
– В еде самое главное – это качество и вкус, они не должны ухудшаться ни в коем случае, иначе продукт просто никто не будет покупать.
Второе – это стабильная команда. Люди, которые были с нами 10 лет назад, продолжают работать. У нас очень человечное отношение к персоналу. Премии, поощрения, люди видят развитие. Им это интересно и с материальной точки зрения, и по-человечески. Они чувствуют свою нужность. В конечном итоге мы все нацелены на результат.
Семейный характер бизнеса как-то влияет на работу фирмы?
– Иногда бывает. Семейные связи создают свои особенности. Если бы это были просто люди со стороны, подчиненные, ими проще было бы управлять. А у нас все на равных правах. Для того, чтобы прийти к согласию, иногда требуется очень много времени.
Но, с другой стороны, семейные связи намного прочнее, чем с сотрудниками по найму. Есть плюсы и минусы. Но, в целом, это хорошо. Если в семейном бизнесе построены правильные взаимоотношения, то он будет только процветать.
Вы до сих пор используете традиционные домашние технологии?
– Наша продукция по своей специфике традиционна – это исконно русский продукт. Рецептура идет из очень давних времен и не меняется, за исключением небольших секретов. Внести что-то новое может быть и можно, но конечный продукт будет уже другой. Мы лишь совершенствуем процесс с помощью современных машин. Это позволяет увеличить объемы производства, скорость переработки.
Конечно, приходится подстраиваться под качество овощей. Они живые. Но рецептура одна, и менять ее мы не собираемся.
Расскажите подробнее о технических нововведениях.
– Например, если раньше капусту строгали вручную, то теперь это делают специализированные машины, производительность которых несколько тысяч килограмм в час. Мы уже приобрели множество машин: для шинковки, резки, очистки, мойки, транспортировки, упаковки, дезинфекции. Следующий шаг – это установка поточных линий.
Раньше овощи солили в деревянных бочках, сейчас мы стали использовать другие емкости. К сожалению, работать на деревянных бочках нерентабельно. Сами бочки очень дорогие. Кстати, раньше мы делали их сами.
Раньше всю продукцию мы хранили в реке, а сейчас используем еще и холодильные камеры. Производство расширяется, и нашей речки просто не хватает, поэтому приходят современные технологии.
Подледное хранение – это следование традициям или экономически целесообразный метод?
– В первую очередь, это следование традициям. Это помогает продвижению. Здорово же заявить: «Наши огурцы хранятся в реке по многовековой традиции». Во-вторых, в нашей реке идеальные условия. Продукт может храниться там долго. За определенное время огурец напитывается солями и пряностями в идеальной пропорции. В холодильниках получается не совсем то.
На рынки каких регионов вы планируете выходить?
– Сейчас ведем переговоры с Москвой, Санкт-Петербургом, соседними регионами. Это магазины, местные сети, оптовые фирмы. Планируем наладить поставки в федеральные сети. Но пока присутствуем только в нашем регионе.
Не у всех, тем более мелких производителей, складываются отношения с федеральными сетями. А как у вас?
– У меня довольно положительное впечатление от работы с ними. Если бы они работали как-то неправильно, то не смогли бы стать федеральными игроками. Значит, они идут в правильном направлении. Кто мешает другим делать так же?
Сейчас мы общаемся со всеми, хотя пока ни с кем плотно не работаем. Для того, чтобы попасть на их полки, нужно соответствовать определенному перечню требований, к чему мы сейчас и идем.
Какие это требования?
– Сертификация производства, стандартизация продукции, прохождение аудита в каждой федеральной сети. Они должны доверять поставщику, чей продукт у них продается. Они должны быть уверены, что краснеть не придется. Максимально сокращают свои риски. Они могут себе это позволить. Если бы я управлял такой сетью, делал бы точно также.
Конечно, они давят, в том числе и по ценам. Но не хочешь – не работай. Они же никого не принуждают. Это твое решение. А низкие цены – это следствие конкуренции поставщиков. В целом отношение к производителям вполне адекватное.
Можно сказать, что федеральные сети задают нам новую планку, показывают, чего мы должны достичь. Мы бы и сами к этому пришли, но позже, а они говорят: это нужно здесь и сейчас. Мы им благодарны, что они нас тянут в правильном направлении.
Работаете ли вы с ресторанами национальной кухни?
– Сейчас начинаем системно двигаться в этом направлении, презентуем продукцию. Недавно начали работать с кейтеринговой компанией. Хотим быть везде, где люди покупают еду.
Считается, что в России есть дефицит овощей. Так ли это? Ощущаете ли вы дефицит сырья?
– По крайней мере, в этом сезоне мы не видим недостатка сырья. Иногда такое случается. Но это зависит от природы. В некоторые годы случается неурожай. Это лето было очень хорошим. Сырья много, и оно довольно качественное. Россия возрождается, и агросектор идет вверх. А возможностей для развития много.
Как у вас организована поставка сырья?
– Огурцы мы выращиваем сами в промышленных объемах. Капусту и другие овощи покупаем у наших партнеров-фермеров. С ними у нас заключены договоры на несколько лет вперед, они выращивают специально под нас определенные объемы овощей. Имбирь закупаем в Китае. В России его еще не научились выращивать в нужных объемах и необходимого качества.
Можете поделиться секретом, как сделать самые вкусные соленые огурцы?
– В первую очередь, это качественное сырье, соблюдение пропорций соли и специй. Обязательное соблюдение технологического процесса. И все это надо делать с душой. Если машинально, то ничего не получится. И у нас есть секретные, волшебные слова, которые мы произносим, когда закатываем каждую бочку.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»