Между Россией и Норвегией разгорелся новый «рыбный» скандал. Россельхознадзор заявил, что может ограничить ввоз норвежской рыбы на территорию не только России, но и других стран-участниц Таможенного союза. В партии охлажденной семги были обнаружены сальмонеллы. Поставщики утверждают, что это давление на норвежские компании.
Претензии к качеству норвежской рыбы Россельхознадзор предъявляет не впервые. Еще в конце 2006 года он запретил ввоз семги и форели с 4-х заводов из-за высокой концентрации в ней ядовитых тяжелых металлов. После проверки рыбоперерабатывающих предприятий Норвегии табу было снято.
Между тем, Норвегия лидирует по поставкам рыбы на российский рынок. И введение запрета может больно ударить по переработчикам, а в конечном итоге и потребителям. Ведь норвежская рыба в России самая дешевая. Это подтверждают и кировские рыбные компании.
– Если резко перекрыть доступ норвежской рыбы на российский рынок, то возникнут большие сложности, создастся дефицит, начнут спекулировать ценами. Ведь львиная доля «народной» рыбы – сельдь и скумбрия именно из Норвегии, – говорит Вячеслав Сурков, директор компании «Пингвин». – Моя позиция – нужно развивать и поддерживать российского производителя, причем дать ему выйти на конкурентоспособный уровень, а уже потом раскидываться подобными запретами.
Солидарен с ним и владелец другой кировской компании, пожелавший остаться неизвестным.
– Если на норвежскую рыбу будет наложено табу, то мы останемся без сырья, и на рынке произойдет некий сбой. На время с него уйдет более дешевая семга, форель. Рыбный спор России и Норвегии имеет, скорее всего, политическую подоплеку из-за квот, зон свободного отлова.
Альтернатива есть?На кировском рынке сейчас есть красная рыба из разных стран. Помимо Норвегии, ее поставляют Чили, Дания и регионы России, например, Калининград и Петербург. Однако преобладает в европейской части России рыба, завезенная из стран Европы. Тихоокеанскую рыбу к нам почти не везут.
– Рыба, выловленная на Дальнем Востоке, при транспортировке в центральные регионы страны становится неконкурентоспособной по стоимости в сравнении с импортной. Поэтому она идет, в основном на экспорт, в частности, в Китай. Да и за границей производство красной рыбы более развито, нежели в нашей стране, – говорит владелец кировской рыбной компании.
Отечественные рыболовные фермы, занимающиеся искусственным разведением и выращиванием семги и форели, находятся в зачаточном состоянии. Норвегия — европейский лидер по экспорту красной рыбы. Там ее выращивают в искусственных условиях. И в случае запрета поставок наши производители смогут отвоевать часть рынка.
Разводить форель радужную пытаются и в Кировской области. Этим бизнесом Андрей Сластников, директор «Омутнинского рыбного хозяйства», занялся около 2-х лет назад. Сейчас около 4 тонн форели плавает в Чернохолуницком озере. По его словам, место выбрано неслучайно – вода чистая и глубина хорошая, как раз для соткового выращивания рыбы.
– Вначале мальков закупали в Пермском крае. Последний раз на подсадку взяли из Карманово (Башкирии) и сами будем выращивать, – рассказывает Андрей.
И хотя рыбоводство в России и области постепенно развивается, до больших успехов еще далеко.
– Отечественные производители пока не способны обеспечить всю потребность населения в красной рыбе, семге и форели, мощностей производства не хватает, – говорит Андрей Сластников. – Если ввоз норвежской семги будет запрещен, наши производители смогут увеличить поставки рыбы на рынок, в частности, в Ленинградскую область, Карелию, Москву. Правда, прежние объемы будет достаточно трудно покрывать. Да и наша рыба дороже, чем норвежская.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»