В АО «Автотранспортное предприятие», единственным учредителем которого является администрация города Кирова, еще в конце марта прошли обыски. Возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество». Должностные лица компании подозреваются в махинациях с топливом: вместо дизельного автобусы заправлялись более дешевым печным.
- Подтверждаем, что возбуждено уголовное дело по статье 159 части 4 (Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере), и на сегодняшний день мы можем добавить, что проводятся оперативно-следственные действия. Больше ничего в интересах следствия мы не разглашаем, - сообщили в пресс-службе УМВД РФ по Кировской области.
Собственное расследование о топливе в АТП провел Виталий Брамм, замруководителя региональной группы общественного контроля по дорогам Общественной палаты Кировской области. По его данным уголовное дело, предположительно, заведено на одного из руководителей компании.
- Начались странные конкурсы на поставку топлива, и вместо «Движения-Нефтепродукт» топливо стали поставлять непонятные организации, а затем вообще типография, - рассказывает Виталий Брамм.
По его информации, автобусы «Автотранспортного предприятия» заправлялись печным топливом, которое на 4-8 рублей дешевле стандартного Евро-4. Обычно оно используется в работе котельных установок и судов.
- Топливо довольно капризное, и если не поддерживать условия для его работы, то двигатель и топливная аппаратура просто «полетят». А ремонт последней будет стоить не меньше 100 тысяч рублей, - объясняет автор расследования.
ГОСТ, по которому поставлялась солярка для АТП, в большинстве своем используется в военной промышленности. Согласно этому ГОСТу, топливо с содержанием серы 2000 мг/кг не допускается к реализации через автозаправочные станции общего пользования.
- Чтобы понять масштаб проблемы, мы изучили разницу в стоимости топлива и все его закупки «Автотранспортным предприятием» с 2014 года. За три года АТП закупила топлива на 632 млн рублей, - говорит Брамм. - Если же взять тот факт, что транспорт заправляли печным топливом, следующим логичным шагом будет сравнение его рыночной цены с ценой по каждому контракту. В сумме разница получается довольно существенная – 98 млн рублей. Предположительно, именно такую сумму можно считать возможным ущербом.
Кстати, кировская пресса неоднократно писала о проверке автобусов на предмет выхлопных газов и выявленных нарушениях. Так, например, в мае 2016 года, по данным правительства области, специалисты выявили нарушения у 23 автобусов на маршрутах №12, 17, 22, 33, 37, 38, 44, 51, 53, 70, 74, 84, 88. Десять из этих маршрутов с 2014 года обслуживает АТП.
Однако когда редакция «Навигатора» обратилась с запросом в контролирующие органы, упомянув АТП, последовала странная реакция.
Так, в областном ГИБДД по телефону пояснили, что контролем за токсичностью выхлопных газов автотранспорта на дорогах города занимается Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования.
Специалист центра в телефонном разговоре заявил «Навигатору», что приборы контроля позволяют проводить проверку только в плюсовую погоду: с мая по октябрь. С 2014 по 2016 годы контроль производился: сотрудники совершали рейды на дорогах Кирова по два раза в месяц. Проверялся в том числе и общественный транспорт.
Однако в ответе на официальный запрос «Навигатора», подписанный руководителем Центра, сообщается, что учреждение не занимается контролем за выхлопными газами автомобильного транспорта, эту функцию выполняют служба ГИБДД и органы транспортной инспекции.
В ГИБДД подготовить ответ на наш запрос к моменту публикации не успели.
Кстати!
АО «АТП» - крупнейшее автотранспортное предприятие Кирова, которое перевозит 2/3 кировских пассажиров, обслуживает 16 автобусных и 8 троллейбусных маршрутов.
Виталий Брамм
«Чтобы понять масштаб проблемы, мы изучили разницу в стоимости топлива и все его закупки автотранспортным предприятием с 2014 года. За три года АТП закупила топлива на 632 млн рублей»
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»