Рознице запретят возврат скоропортящихся продуктов

Возрастрое ограничение 0+

Госдума приняла поправки в закон о торговле, которые призваны защитить интересы производителей продуктов питания и переложить риски на ритейлеров. Законопроект отправлен на утверждение в Совет Федерации. Как скажется на продовольственном рынке запрет возвратов не распроданной продукции ее производителю «Навигатор» разбирался с экспертами.

Закон запрещает ритейлерам навязывать поставщикам продуктов условия о возврате товаров, срок годности на которые превышает 30 дней, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается.

Также депутаты запретили вносить в договоры условия о возврате поставщику товаров, срок годности на которые установлен до 30 дней включительно, либо о замене таких товаров на такие же, либо о возмещении их стоимости.

Чтобы уменьшить возможность скрытых возвратов, закон также запрещает возмещение расходов, связанных с утилизацией или уничтожением не проданных продовольственных товаров. Договоры, заключенные до дня вступления закона в силу, должны быть приведены в соответствие с ним в течение 180 дней.

Александр Журавлев, председатель совета директоров «Булочно-кондитерского комбината»

– Это для нас очень актуальный вопрос. Наш представитель даже участвовал в рабочей группе, которая готовила этот закон. И мы, переработчики, и сельхозпроизводители вкладываем в выпуск продуктов очень большой труд. А какой-то бездельник, который сидит на заявках, не задумываясь заказывает 10 батонов, при продажах — 5. Не проданное возвращается нам практически на утилизацию.

Другими словами, закон вводит ответственность розничной торговли за свою работу. Такую же точно, как сейчас несут их покупатели, если у них, допустим, зачерствел хлеб. Все приводится в соответствие со здравым смыслом.

Пока сложно говорить о том, как и когда это повлияет на цены. Могу констатировать, что после принятия закона сократятся издержки производителей продуктов. Это станет фактором для снижения оптовых цен. Правда, продавцы могут переложить издержки на потребителей, хотя не в полном объеме из-за жесткой конкуренции в розничной торговле. Правда, быстрое и прямое снижение розничных цен, думаю мы вряд ли увидим.

 

 

Руслан Гузаиров, коммерческий директор сети магазинов «Вятские рассветы»

– Закон принят. Мы будем исполнять. Полагаю, он коснется в основном новой продукции, которая только выводится на . Любые новинки от производителей мы будем рассматривать не так позитивно, как это было раньше, так как есть опасность ошибиться с предполагаемыми объемами продаж.

Если человек покупает новый для себя продукт, он берет его чуть-чуть. Мы будем действовать точно также: либо не будем брать вообще, либо будем заказывать очень маленькие партии.

Сходу я не могу сказать, каких групп товаров это коснется в первую очередь. Это и молочная, и хлебобулочная продукция, и колбасные изделия. При работе с местными производителями по молочной продукции возвратов и сейчас нет, есть возвраты по производителям из других регионов.

Однозначно будем корректировать текущий ассортимент. Мы откажемся от товаров, которые генерируют возвраты, поскольку не готовы брать на себя дополнительные затраты. В какой-то степени ассортимент сократится и будет перераспределен в пользу товаров с большими сроками годности, а значит, с большим количеством консервантов.

Владимир Журавлев, директор «Котельничского молочного завода»

– По молочной продукции практики возвратов нет уже несколько лет. Полагаю, это коснется, например, колбасных изделий. Может быть сети будут действовать более ответственно.

Помню, когда я занимался производством колбасных изделий, была практика, когда магазины набирали большой объем и ассортимент, чтобы красиво оформить витрину, а потом возвращали. Вряд ли сети пойдут на убытки. Полагаю, они могут повысить цены или придумают новые механизмы «выкручивания рук» производителям.

Или ситуация, у производителя 200 видов продукции, а крупные ритейлеры сейчас готовы брать на 1-2 порядка меньше. Возможно эта норма станет фактором, который будет способствовать эволюции структуры розничной торговли. Если сети сократят ассортимент, то это будет стимулировать открытие специализированных магазинов самими производителями или их кооперативами.

Колбасу и целый ряд других продуктов я всегда советую покупать в магазинах «от производителя», а не в сетях. Конечно, сети вносят позитивный вклад. Но они точно не ориентированы на глубину ассортимента и продажу высококачественной продукции.

Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»

Перейти на полную версию страницы