После трехмесячного затишья цены на бензин и солярку на заправках «Лукойл» подорожали на 1,2 рубля. Остальные нефтетрейдеры, которые совместно делят лишь около трети розничного рынка Кировской области, также поменяли ценники в сторону повышения.
Так цена на АЗС второй по доле рынка компании «Чепецкнефтепродукт» на АИ-95 достигла 42,5 рублей.
В итоге с начала года розничные цены на самый ходовой АИ-92 выросли на 3,13%, оптовые — на 4,77%, при том что закупочная цена с НПЗ за четыре месяца увеличилась на 8,1%. Такие данные «Лукойл-Пермьнефтепродокут» предоставил кировскому Управлению антимонопольной службы.
Отложенный рост
Что характерно, если в первом квартале цены были стабильны, то в апреле они повышались несколько раз. Этот скачок и зафиксировали автовладельцы области. Эксперты говорят об отложенном росте цен.
– Государство в России может оказывать серьезное влияние на рынок, особенно такой вертикально-интегрированный, как рынок нефтепродуктов. Мы можем предположить, что производителям бензина и дизтоплива порекомендовали до президентских выборов не поднимать цены, хотя внешние факторы предполагали их рост. Но так не могло продолжаться вечно, поэтому после выборов цены отпустили, — пояснила корреспонденту «Навигатора» экономист Надежда Воробьева.
Антимонопольщики отмечают, что в апрельском скачке цен свою роль сыграли внешние факторы. Это увеличение акцизов на бензин с января на 10,7%, а на дизельное топливо на 12,72%, а также рост стоимости нефти на мировом рынке с начала года от 15 до 25% в разные моменты времени.
– В росте цен на розничном рынке фактор увеличения акцизов составляет около 50 копеек за литр. На 1 июля запланирован очередной раунд повышения акцизов, — констатировала руководитель УФАС по Кировской области Марина Никонова.
Цены упадут?
Экономисты говорят о том, что нефтепродукты в последние месяцы выгоднее экспортировать, чем продавать в России и в принципе есть потенциал для дальнейшего роста розничных цен. В перспективе трех месяцев розничные цены могут вырасти еще примерно на 2–2,5 рубля, если их прирост достигнет уровня отпускных цен на НПЗ. Такой прогноз дает Надежда Воробьева.
– Рост акцизов на ГСМ, который продолжается уже несколько лет, закономерное явление. Этот налог идет в дорожные фонды. Общество требует хорошего асфальта — государство финансирует его за счет увеличения налога. Насколько хорошо ремонтируют дороги — это другой вопрос. Вопрос гражданского контроля. Хотите сэкономить — используйте другие виды топлива, которые не облагаются акцизами, — пояснил эксперт «Навигатора» Алексей Вологдин.
Кстати!По данным УФАС по Кировской области, налоги составляют около 62% розничной цены бензина, в том числе акцизы — 22%.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»