Рискованный бизнес: как артисты подставляют организаторов концертов

11 марта в Кирове должен был выступить известный певец Николай Носков. Все билеты были проданы. В назначенное время публика собралась в ДК «Родина». Но после часа ожидания зрителям объявили,что концерт не состоится. Артист отказался выйти на сцену, сославшись на плохую, по его словам, аппаратуру в зале. Тот вечер организатор концерта директор компании «Art-гастроли» Светлана Шулятьева запомнит надолго. Это беспрецедентный случай в ее многолетней практике. Певец не проверял аппаратуру перед концертом, а уже в гримерной заявил, что работать не будет. Он отказался даже выйти к зрителям, чтобы объяснить им причину срыва концерта. Теперь «Art-гастроли» вынуждены вернуть деньги за билеты, почти полмиллиона рублей, - ведь выплаченный заранее гонорар артист не вернул. - В этом бизнесе я уже 13 лет. На моей практике, да и у других организаторов, это единичный случай, - рассказывает Светлана Шулятьева. - Разумеется, иногда артисты позволяют себе капризничать, так как понимают, что мы от них полностью зависим. Но такого случая, чтоб артист просто не вышел на сцену, еще не бывало. Сейчас по этому факту Светлана намерена обращаться в суд. Работа организатора всегда связана с рисками, - отмечает Руслан Мамедов, директор культурного центра «Аполло». - Риски практически всегда 50/50. Однако то, что произошло в Кирове с Николаем Носковым - единичный случай, обычно артисты себе такого не позволяют. Из этого трудно сделать какой-то вывод об организаторской работе. Ведь мы работаем с человеческим фактором и не знаем, когда у человека произойдет помутнение в голове. Часто артисты опаздывают, у некоторых «крыша едет». Во многом этому виной и «зеленый змий», и наркотики, и прочие пагубные атрибуты богемной жизни. Нервные срывы. Артист - это вообще самая нервная профессия, которая бывает у людей. Как отмечают участники рынка, сейчас артисты работают по полной предоплате. Единственной гарантией организатора является договор. Но если какие-то пункты в нем покажутся артисту слишком жесткими, он просто не станет его подписывать. - Организаторы концертов - это незащищенная категория, - подтверждает Руслан Мамедов. - Чтобы уменьшить риски, уже давно назрела необходимость закона о шоу-бизнесе. Там должна быть прописана экономическая платформа, по которой людям нужно работать. Необходимо прописать экономическую и правовую ответственность: за выступления под фонограмму, несоблюдение времени исполнения. То есть должны быть жесткие обязательства - в том числе и у артистов перед организаторами. Также четко должны быть озвучены права потребителей - когда потребитель может отказаться, если ему не понравится, как возвращать деньги. К сожалению, сегодня все это очень зыбко. Казалось бы, все эти моменты можно зафиксировать в договоре с исполнителем. Но фактически условия договора часто не выполняются. К примеру, в договоре прописано, что певец поет вживую, а он выходит и выступает под фонограмму. Но доказать это очень сложно, отмечает Руслан Мамедов. - Необходимо экспертное заключение. Нужно изъять саму фонограмму и доказать, что в этот момент артист не пел, а просто открывал рот, это очень сложно технически. Еще очень много рисков связано с артистами, которые заявляют в программе шоу-балет или целый коллектив. А на самом деле могут запросто приехать с 2-5 людьми. А какой же это шоу-балет?

Концертная «кухня»

Как отмечают сами организаторы, нынешний март побил все рекорды по количеству концертов в Кирове. Как заявляют афиши, до конца месяца должно пройти еще 12 выступлений самых разнообразных направлений. - Предпочтения публики за эти годы не так уж сильно изменились, - замечает Светлана Шулятьева. - Но можно отметить, что публика стала более избирательной: количество концертов за эти несколько лет увеличилось в разы, и если раньше приезд «звезды» средней величины был большим событием, то теперь даже концерт Филиппа Киркорова большим событием назвать нельзя. В огромном разнообразии афиш найти мероприятие по вкусу может любой. Есть даже мероприятия, рассчитанные на узкую аудиторию, например представителей молодежных субкультур. Кстати, у этой целевой аудитории вкусы меняются чаще всего. - Постоянно появляются новые стили в музыке, новые субкультуры, - рассказывает организатор концертов для молодежи Денис. - К примеру, в Кирове в начале 2000-х годов пользовались спросом различные «тяжелые» концерты, в настоящее же время пользуются спросом только концерты с участием групп, которые имеют большую известность в России. Как отмечают сами организаторы концертов, зайти на этот рынок легко, а вот удержаться на нем и выжить удается единицам. В Кирове чуть ли не каждый год появляется 1-2 новых игрока, многие из которых, потом пропадают. Риски велики. Бывает так, что новичок организовал три концерта и на всех ушел в минус, не получив прибыли. Следующее мероприятие ему просто не на что проводить. - Новые организаторы появляются часто и в большом количестве, - рассказывает Светлана Шулятьева. – В этом есть и своя проблема: не все они относятся к своей работе добросовестно. Иногда, например, по неопытности или с целью привлечь зрителя, организатор заявляет один состав спектакля, а приезжают совсем другие артисты. Это для нас большой удар: зрители перестают нам доверять. Мы стараемся воспитывать театральную публику, но такие вещи очень плохо влияют на нашу деятельность. К сожалению, у нас нет органа или специалиста, который бы «отсеивал» недобросовестных или неподходящих участников рынка. По словам самих организаторов, сейчас на кировском рынке работает не более 5-ти крупных игроков с большим опытом. Денис, организатор молодежных концертов, пришел в этот бизнес в 2006 году. Рассказывает, что с коллегами-конкурентами приходится всегда быть на связи. - Это необходимо, чтобы не «переходить дорогу» друг другу в выборе даты концерта. В Кирове и так не хватает площадок для проведения выступлений. У нас очень мало клубов, которые могут принять у себя группу, или же площадки не подготовлены технически. Во-вторых, это отсутствие достойного авиасообщения, нет связи с другими крупными городами. В-третьих, организовать рекламу в Кирове проблематично, единственный выход - это афиши на улицах города. Это самый дешевый вариант.

Цену концерта изменить нельзя?

Немалую долю в цене билета приходится на аренду площадки. По словам Руслана Мамедова, их владельцы не несут тех рисков, которым подвержены организаторы. Они просто сдают помещение и получают за это гарантированную оплату. - Нас подводят именно они, - утверждает Руслан Мамедов. - Их желание заработать затмевает здравый смысл. Приезжает, например, какой-нибудь Вася Пупкин, говорит - я хочу провести концерт. Ему отвечают - без проблем, заключай договор. Концерт проваливается, но какая разница руководителю площадки? Свои деньги он получил. Еще одна статья расходов — обеспечение технического и бытового райдера ( перечня требований артиста). Как правило, зарубежные артисты менее требовательны к техническому оснащению сцены и клуба, они довольно быстро настраиваются на выступление, в отличие от русских. Однако иностранцы с особым трепетом относятся к бытовому райдеру. Следующая статья расходов — гонорары. Известные российские артисты сейчас просят не меньше иностранцев, что организаторов, естественно, не радует. Артисты, которые пока что не столь известны в России, подходят к вопросу о цене не столь щепетильно. В основном, это проезд до следующего города плюс гонорар. - Конечно, при выборе артиста мы смотрим на опыт других городов, но и он не всегда помогает. Может быть, в другом городе на этом артисте был аншлаг, у нас же продано чуть больше половины билетов, - объясняет Денис. - Этот бизнес можно назвать прибыльным, если ты везешь известного артиста, который давно не выступал в Кирове, в связи с чем на него большой спрос и интерес. Но бывают и концерты, в которых мы уходим в минус. Многие жители города пугаются цен. Но они должны четко понимать, что мы должны заплатить артистам, организовать рекламу, обеспечить технический и бытовой райдер. Кроме того, приобрести билеты на поезд или самолет, забронировать гостиницу или квартиру - все это дополнительные расходы, из которых и получается цена концерта. Выступление не очень известной группы в клубе обходится в 30 -100 тыс. руб. Звезда обойдется минимум в 200 — 600 тыс.руб. При цене билета в 400 — 600 р. мы можем без проблем окупить концерт, с учетом повышения цен ближе к дате его проведения. Цена, в том числе зависит от места проведения и даже даты. Например, концерты в понедельник, вторник и среду могут стоить дешевле, чем в пятницу и субботу. На выступлениях настоящих звезд цена билета в Кирове может доходить до нескольких тысяч. И гонорар такой артист часто требует заранее. Что ставит под удар организатора. В случае с Николаем Носковым, артист приехал, собрал деньги, отказался выступать и уехал. Воспрепятствовать этому организаторы не в силах. И пока тонкости шоу-бизнеса не отрегулируют на законодательном уровне, организаторы концертов по-прежнему будут полностью зависимы от прихотей артистов.
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: