С момента прихода на кировский рынок федеральной сети «Пятерочка» прошло несколько месяцев. За это время статистика зафиксировала спад производства в отдельных сегментах пищевой промышленности области. В 1 квартале производство макаронных изделий сократилось на 31%, мяса птицы почти на 5%, мясных полуфабрикатов на 6, 3%, майонеза — на 6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Что это? Совпадение или прямое следствие прихода на рынок федералов? Такого ответа статистика не дает. Но ответ кажется очевидным многим представителям делового сообщества. Тем не менее, федеральные сети — нынешняя реальность и для производителей и для потребителей. Как выжить в этих условиях, что делать и чего ждать дальше? На эту тему на страницах «Навигатора» рассуждают участники круглого стола.
Владимир Бердинских, директор ООО «Бизон -Т»:
- У меня мало продукции, я сетям не интересен. По закону они должны отказ в сотрудничестве дать мне в письменном виде, но никто этого не делает. Они говорят: «Вы все равно не можете опуститься до той цены, которую нам нужно. Нам легче из Удмуртии, Башкирии, Пермского края привести эту же колбасу. Они нам оплачивают всю логистику, товарных агентов и т.д.». Я могу свою точку зрения с любой трибуны сказать. Региону от прихода сетей никакого блага нет. Во-первых область от них налогов не видит. На территории области из налогов сети платят только НДФЛ. Во-вторых идет падение производства у местных производителей. Регион и эту налоговую базу теряет. Сейчас сети начали заходить в районы области, а мелкие магазинчики, семейный бизнес, начали закрываться. Просто не выдерживают конкуренции и банкротятся. Соответственно и эти налоги, районы не получают.
Может быть у кого-то и выросли обороты, но это 1-2 предприятия. Не более.
Но раз уж федеральные сети пришли, мы должны между собой договариваться. Чтобы нам увеличивать те же налоговые отчисления, они должны работать с нами, с производителями. На уровне правительства должны вестись переговоры. И они должны наши условия принимать. Отношения с федералами надо как-то регулировать и для местных производителей ставить особые условия.
Юрий Исупов, старший вице-президент ВТПП:
- У нас происходит определенный рост розничного товарооборота, в то же время в производстве по отдельным сегментам происходит снижение. Ситуация подтверждается и в беседах с отдельными руководителями предприятий пищевой промышленности. На сегодня падение в значительной степени обусловлено тем, что производители просто не могут реализовать продукцию на рынке.
К чему это приведет? На первом этапе к снижению объемов производства и платежей во все виды бюджета, дальше в определенной степени начнется вымывание оборотных средств у наших производителей и лишение их возможности проводить модернизацию производства. А по отдельным предприятиям это может привести и к их закрытию.
Степень государственного влияния на рынок торговли ограничен определенными рамками. Наверное волюнтаристскими методами, например, изданием какого-то постановления правительства области, ограничить сети наверное невозможно. Ходят легенды, что в отдельных регионах якобы появляются распоряжения губернатора, в соответствии с которым сети берут на себя обязательство не менее 50% в ассортименте представлять местных производителей. К сожалению, это миф, несбыточная мечта. Юридической основы для появления таких документов быть не может. Другое дело — появление в регионе соглашения между сетями и местным деловым сообществом об определенном увеличении ассортимента. Наверное в результате диалога можно к этой ситуации придти. Но чтобы это произошло, сети должны более точно и скрупулезно изучить рынок и посмотреть ориентированность местного населения на местные продукты. ВТПП уже начала проведение социологического исследования по изучению потребительских предпочтений кировчан на рынке пищевых продуктов. Мы бы очень хотели, чтобы результаты этого исследования увидели и представители федеральных сетей.
Сейчас мы видим, что капитал очень здорово пошел в эту сферу. Киров стал привлекательным для сетей. В 90-е годы частный магазин приобретал товар, делал свою наценку в 25-30%, нес все риски, в том числе по порче товара, плюс за свой счет проводил рекламу. Сейчас наценка в 40-50 % становится типовой для некоторых сетей. Кроме того в соответствии с Законом о торговле производители платят до 10% от оборота за то, что они представлены в сетях, плюс проведение маркетинговых мероприятий по отдельной таксе. Получается так, что нагрузка на производителей существенно увеличилась. А норма прибыли выросла у сетей. Когда ты занимаешь серьезную долю рынка появляется возможность диктовать и производителям и потребителям. Проявляется диктат со стороны сетей. Причем сети заявляют, что диктуют не свои личные интересы, а интересы потребителя. Но мне кажется, это лукавство.
Наверное все-таки назрела необходимость внесения изменений в Закон о торговле. Надо попробовать как-то отрегулировать поборы со стороны сетей, например, существенно уменьшить максимально допустимую долю присутствия сети на конкретном рынке, например с 25% до 10%. Такие предложения уже звучат.
Виктория Бузикова, директор ООО ПКФ «Премьер-групп»:
- Чем больше становится федеральных магазинов, тем сложнее нам. Потому что федералы не хотят пускать именно кировских производителей, они отбирают одного единственного. Например, «Пятерочка». У нас в области 8 производителей газированной воды, они выбрали одного и сказали: «у нас больше места нет». А нас они не берут на этот рынок, как бы мы ни пытались. «Мы не будем с вами работать, у нас достаточный ассортимент». Как правило, они ничем это не мотивируют. А мы хотим, чтобы наш покупатель приобретал наш продукт, который здесь производится.
Нам все сложнее выживать. Хорошо еще, что мы работаем с местными сетями.
Артем Молчанов, начальник УФАС по Кировской области:
- У нас в регионе есть две особенности. Во-первых, к нам сети приходят поздно в сравнении с другими регионами. Это плохо. Потому что федеральные операторы приходят к нам уже готовые к общению с поставщиками. Они уже имеют контракты, выстроенную систему логистики и для них занятие нашего региона носит поступательный характер, т. е. не имеет стратегического значения.
Во-вторых, у сетей уже наработана практика общения. В тех регионах, где сети начинали свою работу, конечно у них были и серьезные ошибки и серьезные дела, которые возбуждала антимонопольная служба, и судебные процессы и крупные штрафы. Этот опыт естественно учтен. И сегодня их уровень юридической грамотности существенно выше.
Еще одна особенность нашего региона в том, что у нас достаточно сильны позиции региональных сетей, и в первую очередь, конечно, системы «Глобус». По итогам 2010 года она занимала по городу Кирову 31 % рынка, по итогам 2011 — ее доля составила 25% по Кирову. У «Магнита» за 2010 год было всего 2%, теперь он имеет порядка 5,6% . Какой-то информации по «Пятерочке» нет, потому что они зашли только в этом году. Но судя по тому, что они забрали объемы системы «Моя семья», можно говорить, что у нее сейчас не менее 2% рынка. Тенденция понятна - снижение доли региональной сети обусловлено ростом доли федеральных сетей. И они будут расти дальше не только за счет того, что будут перенимать оборот. Просто объем реализации продовольствия в регионе значительно растет.
Мы провели, анкетирование, личные и коллективные встречи с нашими производителями и попытались понять формулировку «не пускают на полки». В итоге получилось, что официальных обращений, предложений поставщики показать не могут. И мы понимаем, что поводов для возбуждения дела нет. И мы обращаем внимание поставщиков на то, что уровень цивилизованных отношений сегодня обязывает иметь официальную переписку, официальные контакты и официальные договорные отношения. Сети, кстати, к этому готовы, потому что уже прошли это в других регионах. Если этого нет, мы готовы включиться в эту ситуацию. Отказ должен быть оформлен письменно в обязательном порядке. Более того, если поступило предложение от поставщика и оно проигнорировано, то это тоже повод для возбуждения дела. Тем не менее на сегодняшний день никто из кировских производителей к нам не обращался.
Лев Шварцбладт, директор УДМЦ «Бизнес-инкубатор»:
- Я ни в «Пятерочку», ни в «Магнит» не хожу. Единственное, где бываю — это «Карусель». И я всегда стараюсь брать то, к чему привык, т.е. продукцию кировских производителей. От знакомых, кто живет поблизости от магазинов федеральных сетей, регулярно слышу: «Привычной продукции нет. Есть непонятно, что. И найти то, к чему привыкли, достаточно сложно. А то, что есть в магазинах, не всегда устраивает по качеству. По цене да, а вот по качеству... Понятно, что хлеб, произведенный где-нибудь в Смоленске, никак не может приехать в Киров свежим. Значит он напичкан консервантами. Свежая и качественная продукция может быть только местного производства.
Вячеслав Комаров, генеральный директор RNTI Media Group, входит в 50 лучших логистов России по версии журнала «Карьера»:
- Честно скажу, я хожу в «Магнит» и «Пятерочку», потому что они рядом. Да, минусы, конечно, очевидны, потому что сети сознательно держат ограниченный ассортимент. Людям, которые привыкли к качеству и хорошему ассортименту, это однозначно не нравится. Как человек, который занимался логистикой и работал с крупными компаниями, я знаю, почему они это делают. Они оптимизируют свои затраты с точки зрения логистики, потерь и всего остального. За счет этого они держат сумасшедше низкие цены. Этот же «Магнит», краснодарский сетевик, для всех поставщиков он — крупнейший покупатель. Причем он покупает все на свой центральный склад. Для производителей типа «Проктер энд Гэмбл» или «Нестле», это самый интересный покупатель, какого они могут себе представить. Это супер-машина, которая выкачивает деньги из этого рынка.
То, что они оптимизируют свои потери тем, что «химичат» со сроками годности, это наверняка. Вот сейчас в «Пятерочке» идет акция «купи второй товар со скидкой 80%». Я зашел в магазин, посмотрел: в этой акции участвуют долгоиграющие товары, в основном консервация. То есть сроки годности подходят к концу, они начинают этот товар скидывать. Но с другой стороны, в этот же «Магнит» заходишь, сметана кировская продается за 38 руб., сметана, которую они привозят бог знает откуда, — 28 руб.. Для человека, у которого каждая десятка на счету, это очень важно.
Я думаю, что местным сетям нужно думать не о том, как бороться с «Магнитом» или «Пятерочкой», а себя перепозиционировать на ту категорию людей, которым федеральные сети не нравятся, и они никогда туда не пойдут. Но движения в этом направлении нет. Вот они как застыли лет 5 назад, так и остались там. Я думаю, эта ниша, которую освободил «Континент» лет 5 еще будет жить, и ее надо по идее занимать. Но там не так много покупателей.
Александр Тимшин, зам начальника отдела санитарного надзора Управления Роспортебнадзора по Кировской области:
- Количество жалоб жителей г. Кирова, в связи с приходом на потребительский рынок торговой сети «Магнит» возросло, так как значительно увеличилась количество объектов торговли. По итогам 2011 года, количество обращений граждан на качество реализуемой продукции, ухудшение условий проживания, связанных с деятельностью предприятий розничной сети «Магнит» составило около 10% от всех поступивших в адрес Управления обращений по данному виду нарушений.
Торговая сеть «Пятёрочка», лишь недавно начала осуществлять свою деятельность на территории г. Кирова, поэтому делать выводы об увеличении количества жалоб и обращений преждевременно. Но, тем не менее, за 4 месяца 2012 года в адрес Управления поступило уже 10 обращений граждан, как на качество реализуемой продукции, так и на ухудшение условий проживания.
Как правило, большинство жалоб, поступающих в адрес Управления, при проведении проверок подтверждаются.
Чаще всего встречаются нарушения, связанные с реализацией пищевых продуктов с истекшим сроком годности, без информации о дате выработки, без указания сроков годности или с явными признаками порчи (фрукты, овощи с наличием гнили, с нарушением целостности кожуры), допуск работе персонала без сведений о прохождении обязательных медицинских осмотров и обследований и др.
Юрий Луппов, коммерческий директор Кировочепецкого хлебокомбината:
- В федеральных сетях работают настоящие профессионалы, которые анализируя рынок, опираются на показатели качества и востребованности у покупателя. Что сегодня для сетей главное? Это не сколько денег ты вложишь в рекламу и даже не цены на продукцию, а твой сервис (доставка, своевременность). Важно насколько ты правильно выстраиваешь маркетинг. Маркетинг — это те мероприятия, которые ты направляешь на продвижение продуктов в сети. Если ты активен и твой товар показывает реальные продажи — это и является важным показателем для сетей, а не то, сколько денег ты «вбухал» в рекламу.
Маленькому предприятию бессмысленно конкурировать с крупным производителем в одном и том же сегменте. Он задавит и в любом случае займется демпингом. Поэтому надо создать тот продукт, аналогов которого нет или он значительно отличается. Возвращаясь к вопросу о рекламе можно развернуть масштабную рекламную акцию, и она сыграет положительную роль в узнавании бренда, но без определенного развития в плане качества продукции и ассортимента, который нужен покупателю, удержаться на рынке невозможно.
В этой ситуации нужен продукт-флагман, который будет интересен сетям.
Владимир Журавлев, директор колбасного завода «КИБИ»:
- Приход федеральных сетей — это та реальность. В которой мы живем. Бороться с сетями нет смысла, приспосабливаться надо. И наверное большая роль в адаптации принадлежит правительству, именно оно должно задать политику работы. Потому что по негласной договоренности, которые есть в других регионах, на полках федералов должно быть не менее 30% местных производителей. Наши местные продукты вкусные и свежие. Я думаю, что у федеральных сетей возникнут трения и проблемы с покупателями, когда они будут «втюхивать» им товар ненатуральный. Я думаю, что власть просто должна повернуться лицом к своим производителям и помочь им создать альтернативные точки, тот самый формат магазинов «у дома» или небольших магазинчиков, который существует в том числе в Европе, когда колбаса или мясо продаются в течение суток.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»