Чиновники и энергетики при подготовке концессионного соглашения придерживаются затратной модели.
Новости Кирова и Кировской области 23 апреля. Сегодня на заседании региональной группы общественного контроля за тарифами в сфере ЖКХ при ОПКО муниципалитет и представители энергокомпании «Т Плюс» обозначили основные параметры затрат, необходимых для приведения изношенных более чем на 95% кировских теплосетей в «приличное» состояние.
Трехкратный рост расходов
Планируется, что 858 км муниципальных сетей будут в ближайшее время переданы структурам «Т Плюс» (АО «Кировская теплоснабжающая компания») на основе концессионного соглашения (сейчас данные теплосети находятся у этой компании на условиях аренды). Кроме этого у муниципалитета есть еще 124 км теплосетей, право собственности на которые еще не оформлено. Эти активы, по всей видимости, также будут включены в готовящееся концессионное соглашение.
Представители «Т Плюс» пояснили, что в ближайшие три года жизненно необходимо заменить 11% теплосетей, которые находятся в удручающем состоянии. Энергетики вынуждены их «латать» несколько раз в год.
– Потребность в финансах определена. Текущий объем инвестирования в размере 300–350 млн рублей в год, приведет нас к еще большему ухудшению ситуации в ближайшие годы. А в рамках десятилетия последствия выглядят просто катастрофически,— заместитель директора кировского филиала «Т Плюс»
Дмитрий Беляев в очередной раз попытался напугать активистов и представителей прессы, собравшихся в общественной палате.
– Альтернатива — это резкое увеличение вложений в муниципальные теплосети и сети, принадлежащие нашей компании. Наше видение проблемы — для решения необходимо 30 лет. В среднем мы должны вкладывать в городские теплосети в районе
900 млн – 1 млрд рублей в год,— заявил представитель потенциального концессионера ПАО «Т Плюс».
Кто все «порешает»
Впрочем, из заявлений представителей кировского муниципалитета замначальника управления ЖКХ Дмитрия Кондратова и представителя «Т Плюс» Дмитрия Беляева следовало, что алгоритм решения проблемы будет примерно следующий: «Т Плюс» разрабатывает инвестиционную модель, а ее основные финансовые параметры согласовывает с администрацией города Кирова.
Затем необходимая сумма направляется в Региональную службу по тарифам, которая должна будет разверстать дополнительные суммы между потребителями тепловой энергии. Судя по логике участников соглашения именно областные власти должны будут оправдываться перед потребителями — бизнесом и гражданами — за резкий рост тарифов на теплоснабжение.
Дискуссия показала, что чиновники и энергетики абсолютно не настроены на использование альтернативной модели, которую предложили представители активисты. Ее суть в том, чтобы определить максимально возможный размер роста тарифов, который люди готовы реально оплачивать, а уже потом строить финансовые и технические модели.
Более того, представители Региональной службы по тарифам чуть ли не как «бедные родственники» просились пригласить к обсуждению и их.
На сколько вырастет тариф
Уже сейчас можно предсказать, что для обеспечения заявленных параметров, в первый год потребуется повышение тарифов минимум на
10–15% с последующей индексацией в размере инфляции. При том, что федеральными нормами определен максимальный рост тарифов в сфере ЖКХ в 2018 году 5,5%, а глава горадминистрации Илья Шульгин в декабре прошлого года настоятельно опровергал вероятность 15% роста издержек бизнеса и населения на тепло при переходе на концессию.
Сейчас показаетль 15% тоже официально не озвучивается. Тем не менее, представители Региональной службы по тарифам на сегодняшнем заседании рабочей группы озвучили ряд цифр. Так 100 млн дополнительных инвестиций требуют увеличения тарифа на транспортировку тепловой энергии на 2–2,5%, при этом транспортные расходы составляют около 40% суммы, которая значится в квитанциях за тепло. В итоге и получаются искомые 10–15%.
Такой рост платежей населения и издержек кировского бизнеса не гарантирует того, что в течение первых пяти лет «Т Плюс» сможет избавится от такого явления, как сверхнормативные потери тепла. Опыт других регионов показывает, что в этот период компании удастся разве что снизить расходы на экстренное «латание дыр» на теплосетях.
Более того, инвестиции в замену устаревших центральных тепловых пунктов отнесены в третью очередь, то есть за горизонт ближайших пяти лет. Все это время значительная часть жилых и коммерческих объектов Кирова будет страдать то от холода, то, наоборот, от жары в помещениях.
При этом пока не поднимается и вопрос об использовании альтернативных источников финансирования концессионной прожекта. Напомним, к 650-летию города федеральные власти обещали выделить несколько миллиардов рублей на обновление телостелей. Под вопросом и кредитное финансирование, ведь головная структура «Т Плюс», компания «Ренова», сейчас фактически отключена от дешевого иностранного финансирования из-за американских санкций.
Кстати, за рамками этих планов остается еще один огромный кусок кировских теплосетей. 499 км из них числятся бесхозными или принадлежат другим компаниям. Ни представители муниципалитета, ни сотрудники «Т Плюс» не смогли внятно объяснить, с помощью каких методов удастся обеспечить реконструкцию этих объектов. При этом было заявлено, что муниципальная теплосеть — это единая система, существенного улучшения эффективности которой можно добиться лишь резком сокращении потерь на всех этапах доставки тепловой энергии до потребителей.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»