2013 год для кировской наружной рекламы стал годом испытаний: объемы резко упали, цена подскочила до «марсианской». В том, что чиновники намеренно поставили индустрию под нож, операторы уже не сомневаются. Самые худшие прогнозы начинают сбываться. Те компании, которые на рынке остались, замерли в ожидании новой волны зачистки.
Проблемы у кировских рекламщиков начались в конце 2011, когда прокуратура города стала требовать беспрекословного выполнения ГОСТа, принятого еще в 2003 году. Несколько лет он носил рекомендательный характер, но в одночасье все изменилось. Рекламное бизнес-сообщество оказалось на грани разорения.
Бизнес под ножСами участники рынка называют эту ситуацию беспределом в рамках закона и просвета пока не видят. Положение наружной рекламы в Кирове остается плачевным.
- Ситуация действительно была сложная, но кардинальных подвижек до сих пор нет в плане понимания правил игры, проводимые тендеры показали, что рост цен оказался гораздо выше, чем даже самые смелые прогнозы, - говорит директор ООО «РЕКО» Павел Лажинцев.
По словам председателя комитета по рекламе при ВТПП Павла Сырцева, наружная реклама в Кирове из сегмента городской среды постепенно исчезает. Желание власти и прокуратуры упорядочить рынок на самом деле привело к его уничтожению.
- Ставки по торгам выросли в разы, затраты по содержанию щитов не окупаются. Заказчик уже не ищет долгосрочных контрактов. Одним словом рынок стагнирует. Мы боролись до последнего, убеждали прокуратуру и чиновников в том, что нужен переходный период, но… против лома нет приема, - говорит Павел Сырцев.
Президент Кировской областной ассоциации наружной рекламы и информации Виталий Смирнов, оценивая результаты «реформ» с трудом сдерживается от ненормативной лексики.
- Киров - единственный город в стране, где ГОСТ стал обязательным. В большинстве регионов он принимается во внимание не больше чем кусты, растущие вдоль деревенской дороги. Лично я не признаю ГОСТ законом. Почему городские власти так себя ведут, непонятно, если бы мы знали, давно было бы заведено уголовное дело, - говорит Виталий Смирнов, - Но результат мы видим. Наши операторы переезжают в другие регионы, в том числе Москву. Здесь вести бизнес становится рискованно. Одно мановение палочки чиновника приводит к многомиллионным потерям. Рекламодатели тоже постепенно уходят из города, особенно федеральные. Сокращают бюджеты и переводят их в столицу, в Питер, в Нижний Новгород, где пока еще большое количество конструкций популярного формата 3 на 6.
Под страхом многотысячных штрафов за это время все ведущие рекламные агентства Кирова сократили объемы. «Дизайн-экспресс», «Лера-сервис» убрали все конструкции, которые оказались вне ГОСТА, «Риком» снос около 30 щитов, «Грейхаунд» уронил объемы почти на 30%. Сокращение рекламных носителей в первую очередь отразилось на их цене.
- Если раньше аренда конструкции могла обойтись в 100 тысяч рублей в год, то теперь цена на аукционе вырастает до 2 с лишних миллионов рублей, - говорит директор ООО «РИКОМ» Константин Плюснин, - Мы вынуждены сами поднимать цену, чтобы не пустить на рынок москвичей. Теперь мы ждем новую атаку. Торги в Кирове станут электронными. А то, что электронная площадка – это почва для злоупотреблений, сам Владимир Путин не раз говорил.
- У нас свободная экономическая зона, - вступает в полемику директор МКУ «Городская реклама» Татьяна Молчанова и мы не можем запретить участвовать в торгах представителям других регионов. Но. Данная электронная площадка кировская, называется www.k-tender.ru. Во-первых, любой гражданин будет видеть то, что происходит на площадке. А во-вторых, для участия в торгах необходимо будет проходить аккредитацию. И еще. Электронные торги будут касаться только крупноформатных конструкций, все остальные форматы останутся в пределах открытых аукционов.
Кстати, на минувшей неделе на данной электронной площадке администрация города разместила первый тендер на наружную рекламу. А именно на установку девяти пилларсов (афишных тумб) с внутренней подсветкой, и тремя информационными сторонами. Размер информационной поверхности 1,4 на 3 метра. Не слишком похоже на крупноформатную конструкцию.
Размер годовой платы по договору от 25 до 30 тысяч рублей, в зависимости от места расположения лота. Договор с победителем торгов будет заключен на пять лет. Пилларсы должны появиться на ул. Горького, 24 и 57, на углу улиц Герцена и Ленина, Пролетарской, 24 и 34, Преображенской, 74, Лепсе, 61, Воровского, 105 и К. Либкнехта, 111.
Снова рука Москвы?Впрочем, опасения рекламщиков по поводу «руки Москвы» неслучайны. Аналитики отмечают тенденцию укрупнения бизнеса. Сейчас на рынке наружной рекламы присутствует около тысячи операторов. На долю крупнейших пятнадцати приходится более половины бюджета наружной рекламы. В Киров крупные игроки пока не пришли, но это дело времени, считают рекламщики.
- То, что происходит сейчас на рынке наружной рекламы - началось с отставки Юрия Лужкова, - считает директор «Городская реклама –Д» Наталья Пышко. - Так как он к тому времени захватил почти весь рекламный рынок столицы через подставные фирмы и разрешил наставить рекламных конструкций безмерно, чуть не на Красной площади, затянул перетяжками весь центр Москвы. Как его сняли, сразу же закон переписали, предписали все убрать, а потом делить заново, тем самым вытеснив старого игрока с рынка.
Отголоски этого мы видим и в Кирове. Правда, здесь репрессии по отношению к бизнесу местные игроки рынка считают необоснованными.
- Много мест, которые операторами были получены за нереальные деньги, порой в разы дороже, чем в Москве, согласовать теперь очень сложно. И почему-то в нашем городе, когда встает вопрос – что для бюджета важнее - поступления от рекламы или благополучие частной лавочки, у которой под землей проходит кабель, выбор делается в пользу последней. Раньше администрация занимала другую позицию. Мы расцениваем это как ухудшение инвестиционного климата, - считает президент Кировской областной ассоциации наружной рекламы и информации Виталий Смирнов.
Тем временем, власти делают очередной шаг. Теперь выставлять на торги будут не место, а право на размещение рекламы. Рекламщики опять видят в этом влияние крупного бизнеса.
- Это требование закона, принятого в конце прошлого года. На самом деле принципиально ничего не изменится, но нюансы будут, - говорит директор МУ «Городская реклама» Татьяна Молчанова, - Если раньше годовой размер арендной платы, условно говоря, миллион рублей делили на 12 месяцев, то сейчас это будет разовым взносом.
Чтобы выжить в таких условиях, одни компании переориентируют бизнес, например, вместо ранее популярного формата 3 на 6 отдают предпочтение сити-форматам и фасадам домов или вовсе выбирают другую деятельность.
- Наш бизнес высоко диверсифицирован, - рассказывает исполнительный директор компании «Дизайн-экспресс» Виктор Лысков, - Мы сделали ставку не на размещение рекламы, а на производство. На печать баннеров, изготовление вывесок. Теперь в этом сегменте наращиваем объемы. Стало гораздо сложнее, но благодаря этому мы не потеряли позиции на рынке и не сократили штат.
Другие рекламные агентства идут вразрез с требованиями власти и продолжают обслуживать конструкции, которые остаются вне закона.
- Мы никак не адаптировались к этой ситуации. Судимся с администрацией, платим штрафы за невыполнение предписаний по демонтажу. Все довольно грустно,16 лет потратили на настройку этого бизнеса и он теперь должен закрыться, - говорит директор компании «Городская реклама –Д» Наталья Пышко. - Я согласна, что некоторые места стоит убрать или передвинуть, но есть и очень гармоничные рекламные конструкции созданные совместно с архитекторами и удачно вписанные в пространство, но закон косит все без разбору и это неправильно, нельзя убирать все, нужно дать возможность рокировки.
Что дальше?Председатель комитета по рекламе при ВТПП Павел Сырцев считает, что начав зачистку рынка, администрация Кирова оказалась непоследовательна в своих действиях.
По данным МКУ «Городская реклама» на 245 законно установленных конструкций в Кирове остается около 200 незаконных.
- Получается некий дисбаланс, незаконные конструкции вроде бы надо убрать. Но план их сноса не выполняется, - говорит Павел Сырцев, - Администрация сама оказалась заложником этой ситуации. Сначала рассуждали так — что такое 35 миллионов для бюджета? Ерунда. Оказалось нет, деньги эти городу нужны. Поэтому сумма поступлений от наружной рекламы сохранилась. Высокие ставки компенсировали снос конструкций. Щиты, которые вне закона, тоже продолжают приносить деньги, хотя и в 4-5 раз меньше чем те, которые соответствуют ГОСТу.
Не мы одни такиеКировские рекламщики уверены, их ущемляют больше чем в других городах, однако похожая ситуация сложилась в Казани, Сочи, Калуге. Согласно исследованиям «Эспар-аналитик» даже в Москве за последний год количество рекламных поверхностей сократилось на 17%. В Казани, где во второй половине 2012 были проведены аукционы, число поверхностей снизилось почти на 30%, в Сочи – на 27%, в Липецке – на 18%, в Калуге и вовсе усилиями властей рынок наружки уничтожен. Причины везде похожие – новые схемы размещения наружной рекламы, доскональное следование ГОСТу и торги за рекламные места.
- Для наружной рекламы год был сложный, можно сказать даже драматический, - говорит Андрей Березкин, генеральный директор «Эспар-Аналитик». - Снижение количества инвентаря, которое происходит уже второй год подряд, в целом по крупнейшим городам России составило более 7%. В Москве последовательно демонтировались конструкции, которые в новые правила уже не вписывались. Это в первую очередь все, что размещается на стенах, на крышах зданий, это то, что не вписалось в схемы зонирования московской территории. Как результат в целом по Москве общее сокращение рекламных конструкций составило больше четверти. Центр города просто преобразился, там объем сокращений составил 70%. Что будет на второй волне аукционов, которые ожидаются уже в ближайшие месяц; как развернется ситуация на рынках Санкт-Петербурга и других крупнейших городов — пока вопросы без ответов.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»