Пожарная охрана на Вятке

В 1802 г. вятский губернатор Павел Рунич издал распоряжение, чтобы «в каждом без исключения селении непременно были пожарные инструменты». До появления первого пожарного автомобиля с личным именем «Полундра» прошло еще 120 лет. На вятские пожары он начал выезжать в 1922 году.

Датой организации профессиональной пожарной охраны в Вятке историки называют 16 декабря 1828 года, когда Его Императорское Величество Николай I подписал Указ «Об устройстве полиции, пожарной части, доходах и расходах в губернском городе Вятке». При полицейских участках были созданы 2 пожарные части, которыми стали руководить брандмейстер и его помощник, назначаемые полицмейстером. В каждой части было по 8 платных служителей. Они были обязаны бессменно находиться в распоряжении части и дежурить у конного обоза.

Как на войне

При комплектовании пожарных команд почти во всей России применялась система рекрутской пожарной службы, которая для населения составляла государственную повинность. Для состава пожарной команды из местных войск набирался необходимый комплект служителей, обязанных по закону прослужить в команде известное число лет.

В 1873 году пожарная повинность была отменена, и пожарные команды стали комплектоваться по вольному найму на договорных условиях. Все пожарные части перешли из подчинения полиции в подчинение Городской Думы. Заботу о пожарной безопасности целиком возложили на пожарную охрану города.

«Полундра» не справлялась

Снаряжение первых пожарных команд было более чем скромным. Проблема была и в удручающем состоянии дорог: если мостовые на центральных улицах города поддерживались в надлежащем виде, то стоило отправиться на окраину, как картина резко менялась. Характерной иллюстрацией этого явления может служить информация о пожаре на электростанции кожзавода №2, помещенная в «Вятской правде» от 20 июля 1926 года:

- 18 июля мостовая берегового района доказала свою полную несостоятельность. Большой пожарный автомобиль, пробираясь тихим ходом на пожар на кожзаводе №2, проломил мостовую и застрял. Вытащили. Все пожарные команды шагом кое-как проехали это гиблое место, применяя выпряжку лошадей.

Только в тридцатые годы на смену «Полундре» и прочей самодеятельности пришли пожарные автомобили на базе грузовиков ГАЗ А и ЗИС 5, которые исправно служили в частях не одно десятилетие.

Два экземпляра пожарных ЗИСов сохранились и по сей день. Первый установлен на постаменте у пожарной части на ул. Р. Люксембург. Это «макетный вариант» пожарного автомобиля довоенной постройки. Второй экземпляр до сих пор на ходу — еще несколько лет он принимал участие в ретропараде в День Победы.

Первый пожарный автомобиль в Вятке появился в 1922 году.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: