Спустя год после ухода бюджетной авиакомпании «Победа» из Кирова, власти начали переговоры о возобновлении сотрудничества. Причем не только с ней, а еще несколькими крупнейшими авиакомпаниями, входящими в ТОП-7 перевозчиков страны. Это «ЮТэйр», «Аэрофлот», «Сибирь», «Северный Ветер»В «Победилово» не оставляют надежды договорится с дочкой «Аэрофлота», вот только будет ли это возвращение «победным»?
«Дочка» «Аэрофлота» пришла в Киров в 2015 году, а образован лоукостер был в 2014-м взамен прекратившего полеты из-за санкций ЕС «Добролета». Самолеты бюджетной авиакомпании летали на юг страны, в Москву и Петербург. За счет низких цен она практически за месяц вытеснила с кировского рынка своего конкурента - авиакомпанию «Ютэйр», которая проработала в регионе пять лет.
Тогда представители «Победилово» заявляли, что они были готовы предложить «ЮТэйр» специальные условия и скидки, однако решение об уходе перевозчиком было принято окончательно.
Уход «Победы»
Спустя два года дочка «Аэрофлота» сама прекратила полеты в Киров, так как с 1 января 2017 года закончился срок действия соглашения с аэропортом «Победилово» и правительством области. В рамка него авиакомпания получала скидку на наземное обслуживание: на московские рейсы - 80%, на петербургские - 50%. Продлевать срок данного соглашения стороны не стали. Новую команду правительства не устраивали прежние условия работы с «Победой». Губернатор Игорь Васильев заявлял, что все перевозчики должны работать в равных конкурентных условиях. Позиция властей не понравилась, в свою очередь, «Победе». Как тогда комментировали в минтрансе, цены на авиабилеты были ниже за счет данной скидки.
После ухода лукостера буквально через месяц в Киров зашли «Саратовские авиалинии». Первый самолет из Петербурга в Киров прилетел в феврале прошлого года. Стоимость билета на «Саратовских авиалиниях» в одну сторону составляет свыше трех тысяч рублей, что вызывает у многих кировчан недовольство. Даже были попытки сбора подписей за возвращение «Победы» в Киров, так как стоимость билетов зачастую выходила в половину дешевле даже с учетом дополнительных сборов, чем на регулярные рейсы иных, не «бюджетных» авиакомпаний. Итак, ранее кировчане могли купить билет из Кирова в Москву по стандартному тарифу за 1499 рублей.
По всей видимости, эхо «Победы» сыграло свою роль, так как по данным Росавиации, пассажиропоток аэропорта «Победилово» за последний год упал на 16,2%. Это, не считая Марий Эл, худший показатель в Приволжском округе. А вот грузоперевозки наоборот выросли на 57,8%.
Проблемы у «Саравиа»
На прошлой неделе еще пришли неприятные новости. Из-за выявленных нарушений в работе «Саратовских авиалиний», летающих в Киров, Росавиация ограничила срок действия сертификата на право деятельности компании до 27 апреля. Кроме того, перевозчик получил директиву о приостановке полетов на самолетах Ан-148. Решение было принято по результатам внеплановой проверки Росавиации после недавней катастрофы Ан-148 в подмосковном Домодедово.
- До 27 апреля аваиакомпании предоставлено время на устранение всех замечаний. Затем будет принято решение о дальнейшей ее деятельности, - сообщили в ведомстве.
Поэтому пока кировчане могут летать в Москву и Петербург только на самолетах авиакомпании «Руслайн». Таким образом, из четырех ежедневных рейсов в столицу три сохраняются и два в Петербург.
В общей сложности «Победилово» работает с 6 перевозчиками «Руслайн», «Саратовские авиалинии», «Оренбуржье», «Ижавиа», «Комиавиатранс», «NordWind». Рейсы осуществляются по десяти направлениям.
Дмитрий Русских, депутат ОЗС 4-5 созывов
- С 2013 года пассажиропоток «Победилово» рос примерно на 50%. В 2013 году данный показатель составлял 49 тыс. человек, в 2014-м — 74,2 тысячи, а после захода «Победы» в 2015 году мы рванули до 125 тысяч, по итогам 2016 года показав результат в 198 тысяч. Если бы ничего не произошло, то уже в прошлом году мы должны были продемонстрировать результат в 250-300 тысяч человек.
В свое время бывший гендиректор аэропорта Андрей Жданов говорил, что безубыточность наступает по достижению 200 тысяч пассажиропотока. Он эти цифры ждал в конце 2017 года. А так как люди были готовы летать, «Победа» этому помогла, сделав билеты доступными, люди с поездов начали пересаживаться на самолеты, потому что это гораздо удобнее и быстрее, то мы вышли на показатель безубыточности в конце 2016 года.
Если мы посмотрим динамику общероссийских перевозок, то внутренний рынок оживает. Это общая тенденция внутри РФ, поэтому и в 2017 году все наши соседи подросли по пассажиропотоку, в отличие от нас. Я думаю, что в 2018 году у нас продолжится падение. Я активный пользователь аэропорта «Победилово», много летаю, и вижу, что движение фактически остановилось. Самолеты небольшие, загрузка процентов на 60-70%, билеты дорогие. Нас снова отучают летать. «Саратовские авиалинии» и «Руслайн» не сравнить с лоукостером «Победа», которая летает на новых самолетах с посадкой 180 человек.
Я считаю, что неграмотная финансовая политика, смена директора с вменяемого на дилетанта, наведение как у нас любят говорить «элементарного порядка», привело к тому, что кировчане пересели обратно на поезда.
И я не верю в то, что «Победа» может вернуться в Киров. Шансы практически равны нулю. Просто потому что мы видим рост внутренних перевозок и спрос на нее просто громаднейший. Я считаю, что лучше лоукостера на сегодняшний день в стране нет. На нее претендуют более крупные города с большим пассажиропотоком. Для захода «Победы» в регион пришлось приложить колоссальные усилия экс-губернатору Никите Белых и его поддержал гендиректор авиакомпании Андрей Калмыков. В итоге перевозчик согласился зайти в область, где пассажиропоток для него изначально был неинтересен. Но в итоге, он его нарастил за 1,5 года до 200 тысяч. Кстати, когда я раньше летал, то часто видел на борту экс-главу региона. Белых своим примером демонстрировал важность и необходимость аэропорта. А вот Игоря Васильева ни разу не видел. Говорят, он предпочитает ж/д транспорт.
Что касается будущего аэропорта, то как говорится: «Надежда умирает последней». Пока мы имеем одну авиакомпанию - «Руслайн», с «Саратовскими авиалиниями» ситуация непонятна. А в суть проблемы надо смотреть глубже. В чем сложность российских авиалиний? У нас катастрофическая нехватка самолетов внутри страны у авиакомпаний. Плюс мы входим в летний сезон, имея падение пассажиропотока, невнятную политику «Победилово» и заявление министра транспорта, который уверяет нас, что ни один аэропорт не может жить без поддержки государства. Но вопрос цены поддержки! 150 млн руб или 10 млн — есть разница? В данном случае я не вижу в ближайшей перспективе, что ситуация изменится. Еще раз хочу подчеркнуть, что вероятность захода «Победы» в Киров очень маленькая, потому что расставание с ними было неприятным.
Когда я был депутатом, Жданов нам говорил, что все документы для подписания нового соглашения с «Победой» готовы, но в июле пришел новый губернатор, потом Жданова убрали, назначили нового директора, который все окончательно разрушил и авиаперевозчика не удалось удержать.
Думаю, Васильев знает, что «Победа» вряд ли вернется в Киров. Он будет продолжать говорить, что аэропорт «Победилово» и областной бюджет несли огромные убытки с «Победы» из-за предоставления администрацией Белых скидки авиаперевозчику.
По моим данным, «Победа» недоплачивала 10-15 млн руб в год. А с учетом того, что сегодня мы имеем падение пассажиропотока, то областной бюджет будет «вливать» в аэропорт ежегодно 100-150 млн руб.
И когда в начале 2017 года «Победа» уходила, новому руководителю аэропорта они сказали, что винить надо не их, а научится работать с пассажиропотоком. Мол мы вам обеспечиваем большой пассажиропоток, а у вас элементарно даже инфраструктуры нет: платной стоянки, кафе маленькие и т.д.. Ведь что такое пассажиропоток? Это люди, которые готовы тратить деньги. Вот пример. Я приезжаю в аэропорт сейчас, от силы стоит пять машин такси и человек 50 находится в здании. Я помню время, когда к «Победилово» нельзя было подъехать. В один момент в аэропорту находилось порядка 600 человек. «Победа» летала со 100% загрузкой, а ее самолеты рассчитаны на 180 пассажиров. И вот, пожалуйста, зарабатывай аэропорт на неавиационных доходах. Что говорить, если они до сих пор не могут сделать эту платную стоянку, о которой мы говорили 4 года. Поэтому с точки зрения экономики «Победа» — это больше плюсов, чем минусов, а ее отсутствие - больше минусов.
Кстати, на ближайшем заседании ОЗС рассмотрят выделение аэропорту 13 млн рублей. Аэропорт всегда будет убыточным, пока там не появится грамотный и целеустремленный руководитель похожий на Андрея Жданова.
Мне жалко тех денег, которые мы вложили в аэропорт за последние 6 лет. А это больше миллиарда. Если перевести на детские сады, то мы могли бы построить 6 садиков. Но, тогда в 2009 году, Белых решил, что надо заниматься аэропортом. До Жданова, занимавший пост директора тогда еще «Кировавиа» господин Андрейчук, творил что попало. Когда мы увидели заключение КСП в 2012 году, то чуть не заревели... Он все оттуда вынес. Мы настояли на снятии с должности Андрейчука, и правительство назначило Жданова, и в 2015-м, после его слов, я верил, что мы можем выйти на точку безубыточности. Он нам доказал это в итоге.
Хочу подчеркнуть, что отказаться от аэропорта нельзя по двум причинам. Это не поймут жители региона, бизнес и инвесторы. А во-вторых, а что с деньгами делать, которые мы уже «закопали» туда и будем продолжать «закапывать» неизвестно сколько?
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»