Пенсионная реформа: Как Путин мобилизует Россию

Возрастрое ограничение 0+

Уже несколько лет в обществе раздаются требования о том, что власть должна взяться за экономику, обеспечить прорыв в развитии страны. Особенно активно такие требования выдвигали представители той же КПРФ, приводя в пример сталинскую индустриализацию и победу в Великой Отечественной войне. И власть услышала.

В послании президента федеральному собранию слово «прорыв» звучало несколько раз. Чем же ответили на объявленную правительством мобилизацию местные вятские политики?

Депутаты вспомнили об избирателях

На заседании социального комитета законодательного собрания эмоции чуть ли не бурлили. Не удивительно, на рассмотрение выставили федеральный законопроект, предполагающий увеличение пенсионного возраста. Вот лишь несколько цитат от представителей всех фракций.

– Я считаю, что это полный геноцид нашего народа! Миллиарды уходят за рубеж. А мы восьмую шкуру пытаемся содрать с народа! — Александра Каримуллина (КПРФ).

– Когда на выборы шла «Единая Россия», почему она сразу не сказала, что правительство будет старое, налоги будут увеличиваться, пенсионный возраст возрастет. Народ голосовал за другие вещи! Это преступление перед народом! Защищать этот закон — это выступать депутатом дьявола, — Анатолий Чурин (КПРФ).

– Депутатский корпус — это слуги народа. Этот законопроект звучит в разрез с волей народа, — Сергей Редькин (СР).

– Эта статистика, которая есть по России. Я могу рисовать графики сколько угодно. Посмотрите на кладбище, какого возраста там похоронены? Есть ли там, кто старше 62 лет?! Кто интересовался, в каком техническом состоянии находятся люди, которые родились в 1963 году?— Сергей Гущин (ЕР).

– Речь идет о формировании в Российской Федерации массовой категории безработных лиц лишенных пенсии и неспособных поддерживать минимальный уровень своего благосостояния,— Федор Сураев (СР).

– Мы категорически не согласны с законопроектом и считаем, что нельзя запускать пенсионную реформу, которая сейчас запланирована. Есть ли у нас такое количество рабочих мест, чтобы закрепить за пенсионерами обязанность работать? Нет! Мы либо лишим молодежь рабочих мест, либо вынудим пенсионеров голодать! Мы фактически толкаем страну в пропасть! — Владимир Костин (ЛДПР).

– Я считаю, что закон о повышении пенсионного возраста — это преступление! И те, кто выступают в поддержку этого закона — это преступники! Где взять деньги? Продайте дворцы, которые вы настроили, распустите эту армию клерков, которых вы содержите!— Ольга Сыкчина (ЛДПР).

В результате одобряющий правительственное предложение проект резолюции поддержал всего один депутат. Впрочем не прошел и альтернативный вариант. Социальный комитет показал свою недееспособность.

По слухам, после этого губернатору Игорю Васильеву пришлось брать ситуацию в свои руки и перед заседанием вятского парламента в полном составе собирать фракцию «Единой России». Основное голосование прошло так как должно. Единороссы практически в полном составе поддержали предложение лидера своей партии премьера Дмитрия Медведева. Увеличение пенсионного возраста поддержал 31 депутат, при 14 «против» и одном воздержавшемся.

Отрицательный финансовый результат — тоже результат

Кстати, «адвокатом дьявола» был определен управляющий областным отделение ПФР Николай Пасынков, которого пригласили на социальный комитет обрисовать реальную ситуацию, которая сложилась в пенсионной системе области. По крайне мере, именно так он видел свою задачу, стараясь не делать никаких заявлений, которые бы имели политический подтекст.

Если кратко, то ситуация следующая. В Кировской области в 2017 году на 400 тысяч работников приходилось 409 тысяч получателей социальных пенсий. Поскольку отчисления в пенсионный фонд как правило составляют лишь 22% зарплаты, то денег на выплаты не хватает и хватить не может.

По данным Кировстата, средняя пенсия в регионе немногим больше 13 тыс. рублей и составляет около 50% средней зарплаты, которая по последним данным превысила 26,7 тыс. рублей. Разницу покрывают федеральные власти. За счет переводов из Москвы на Вятке выплачивается примерно ⅔ пенсий.

Понятно, что с точки зрения финансовой устойчивости это не лучшая ситуация. Вот только пенсионная реформа, что бы там ни говорили министры и вице-премьеры, вряд ли изменит ситуацию с балансом пенсионного фонда.

Наши приблизительные расчеты показывают, что в следующем году региональный пенсионный фонд направит все средства полученные за счет продления пенсионного возраста на покрытие прибавки к пенсии в размере 1 тыс. рублей в месяц. В 2019-м ведомству Николая Пасынкова дополнительно поступит до 4,5 млрд. рублей, а на выплату прибавки потребуется больше 4,8 млрд рублей. Более того, если федеральное правительство продолжит, как обещало, увеличивать выплаты пенсионерам и следующие годы, то дополнительные доходы фонда с трудом будут дотягивать и до половины новых расходов.

То есть, нужно признать, что пенсионная реформа затеяна явно не для того, чтобы добиться равновесия пенсионного фонда, к чему любят призывать либеральные экономисты.

Взрыв на рынке труда

В воображении, тех региональных депутатов, у которых оно все-таки есть, возникают ужасные картины. Уволенные и выброшенные на улицу люди предпенсионного возраста, которые не могут найти работу в новой цифровой экономике. Молодежь, которая сбивается в банды, ведь все рабочие места заняты теми, кому за 60. И на этом фоне катящаяся в пропасть Россия.

Но реальность несколько иная. Поскольку региональные чиновники в условиях хлещущих через край эмоций, не спешат предоставлять имеющиеся у них данные по рынку труда, «Навигатор» обратился за информацией к частному интернет-агентству HeadHunter. Проведенное по нашей просьбе исследование показало, что количество резюме отправленных в их базу данных от людей старше 45 лет сокращается с возрастом. Как уменьшается и медианный размер зарплаты, на который претендую соискатели. Вот только срок нахождения резюме в базе данных не зависит от возраста.

Руководитель Службы исследований компании HeadHunter Мария Игнатова полагает, что в случае повышения пенсионного возраста ситуация существенно не изменится, ведь в России и так много работающих пенсионеров.

– Если смотреть глобально на рынки, то, по сути, там останутся те же самые люди, которые сейчас работают. Просто эти сотрудники в своей возрастной группе перестанут получать в качестве дополнительного дохода пенсию, — отмечает эксперт.

Действительно, по данным Кировстата сейчас в экономике региона занято около 70 тыс. пенсионеров. Подтверждают этот тезис и расчеты ПФР, по которым в обозначенные в реформе 65 и 63 года работают около четверти пенсионеров. Кстати, показательно, что среди 55-летних женщин процент продолживших работать пенсионерок — 71,4. Конечно, они остаются на рынке труда не от хорошей жизни. Но этот факт уж точно разбивает аргумент о том, что люди в России умирают, едва успевают выйти на пенсию.

Между тем наши расчеты показывают, что после пенсионной реформы гипотетическое замещение работающих пенсионеров теми, кто выходит на пенсию позже произойдет лишь в середине следующего десятилетия.

– С молодыми работниками сейчас немного сложнее в силу того, что по-прежнему есть какие-то отголоски кризиса, и некоторые компании до сих пор находятся в очень сложном положении,— рассказывает Мария Игнатова из HeadHunter и поясняет:— Как раз именно такие организации делают ставку на опытных сотрудников, на тех, кого не нужно обучать. У нас есть куча профобластей, где преобладают возрастные работники.

В итоге анализ статистики показывает, что в следующем году в Кировской области предложение за счет не вышедших на пенсию «жертв реформы» и молодежи возрастет примерно на 20 тыс. В 2023 году таких людей будет уже около 45–50 тысяч человек. Может быть действительно мы увидим самую настоящую армию безработных?

Чем отличаются патриоты от ура-патриотов

А о чем говорят наши местные депутаты? «Давайте будем делать все как и раньше, но при этом обеспечим лучшую жизнь!» Но даже среднему взрослому человеку понятно, что наивно продолжать вести себя как раньше и ожидать иного результата. В отличие от вятских депутатов, даже детям годам к шести становится понятно, что истерики в магазине не приводят к покупке игрушки. А федеральные власти, при всех их недостатках, вряд ли можно заподозрить в инфантилизме.

Азы военной стратегии: «Чтобы обеспечить прорыв, нужно добиться многократной концентрации сил и средств на определенном участке фронта». Силы будут, мы только что насчитали 20 тыс. мобилизованных на маленькую Кировскую область. Что со средствами?

Федеральным правительством уже объявлено о росте НДС на 2%. Но главное не это. Но куда пойдут эти деньги? Как-то незаметно прошла новость о том, что в России создается специальный фонд на 3,5 трлн (триллиона) рублей, средства из которого будут направлены на софинансирование крупных частных проектов с объемом инвестиций больше 3 млрд рублей. На покрытие расходов по так называемым специнвестконтрактам (СПИКам). Другими словами, в следующие пять лет в России хотят построить сотни крупных заводов.

Хотя весной такую форму сотрудничества с бизнесом внесли и в законодательство Кировской области, никто не гарантирует, что новые производства появятся именно у нас. Как ни печально, но сформированная пенсионной реформой вятская трудармия может отправиться куда-нибудь подальше от Вятки. Просили прорыв? Получите! И никто не обещал, что будет легко.

Безусловно, в поисках работы уезжать будут молодые люди. А значит, и детей в Кировской области будет рождаться меньше. Регион продолжит вымирать. Но это уже вопрос не к федеральному правительству, а к местным элитам, которые по стечению обстоятельств заседают в нашем парламенте. Одно дело заявлять о воле народа, и совсем другое — заявить и реализовать масштабный инвестпроект. Впрочем, это не новость. Не далее как на прошлой сессии заксобрания об этом говорил даже губернатор в своем послании. Услышали?

Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»

Перейти на полную версию страницы