Кировский ритейл в ожидании больших перемен. Одним из главных деловых событий нового года будет встреча с крупным федеральным игроком – сетью магазинов «мягкого» дискаунтера «Пятерочка». Уже начиная с 22 января в Кирове будут открывать по 4 торговых точки в неделю. До конца марта их будет уже 24. О том, к чему готовится рынок и какому бизнесу угрожает «приход» «Пятерочки» рассуждают наши эксперты. Решение об удовлетворении ходатайства кипрской компании «Келвин Лимитед», входящей в холдинг Х5 Retail Group, было опубликовано на сайте антимонопольной службы. Компания просила о приобретении прав, «позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности» ЗАО «Продторг» и ЗАО «ТФ «Продтовары». По словам заместителя руководителя управления ФАС России по области Марины Никоновой, зачастую такие крупные сделки служба одобряет с выдачей предписаний, то есть особых условий, в соответствии с которыми компания может работать на территории региона. В данном случае никаких особых условий выдвинуто не было.
Суть сделки Точная сумма сделки между бывшим владельцем сети «Экономная семья» Александром Немыкиным и новыми хозяевами 24 магазинов не разглашается, но по мнению представителя одной из кировских сетей, вероятнее всего, она превышает 1,5 миллиарда рублей. – Объектом приобретения стали юридические лица торговой сети – ЗАО «Продторг» и ЗАО «ТФ Продтовары» вместе со всем наследством – персоналом, товарным запасом и торговыми объектами, – поясняет Владимир Русанов, начальник отдела региональных проектов по связям с общественностью X5 Retail Group. Обе структуры являются операционными компаниями розничной сети. Кроме «Экономной семьи» в Кирове и Слободском, в группу входят магазины «Лидер». По словам нынешнего генерального директора приобретенных юрлиц Семена Задойнова, переоборудование магазинов пока не началось, до конца года они работают в старом формате, но уже в начале нового года начнутся распродажи, первый магазин закроется на реконструкцию 16 января. – Магазины будут реконструированы исходя из целей сделать их максимально комфортными для покупателей и эффективными с точки зрения функционирования и управления. Будет введена информационная система товародвижения (на данный момент из 24 магазинов автоматизированы 4), планируется также поставка нового оборудования, ремонтно-строительные и прочие работы в зависимости от состояния магазинов, – рассказывает Владимир Русанов. «Пятерочка» уже начала работу с кировскими поставщиками товаров и даже заключила с некоторыми договоры. Правда, с кем, руководство не раскрывает, ссылаясь на коммерческую тайну.
Малому бизнесу придется несладко Между тем, именно поставщики больше других переживают за свою судьбу. У не слишком крупных товаропроизводителей и так‑то отношения с торговыми сетями не складываются, а тут федералы скорее придут «со своим». Например, директор колбасного завода «Холманских» Надежда Холманских не беспокоясь о литературности высказываний, говорит, что малому бизнесу приходит «капец», и объясняет, почему. – Во-первых, сети демпингуют нас со страшной силой, заставляя снижать цены, во‑вторых, теперь уже официально просят грабительские 10 %-за вход, за рекламу и так далее. Реалии таковы, что с сетями могут работать только крупные мясокомбинаты, холдинги, которые имеют другие условия жизнеобеспечения, и то процент прибыли с приходом на рынок новых игроков падает. По данным сайта moloko-kirov.ru , в структуре товаров «Системы Глобус» в своем сегменте больше 40 % имеет Кировский молочный комбинат, более 30 % – Кировский мясокомбинат, почти по 20 % – «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» и «Кировхлеб». Куда уж там «малышам»? Это в региональной торговой сети, которая отдает приоритет местным товаропроизводителям. В федеральных эти проценты и того меньше. – Конечно, на нас открытие «Пятерочки», скорее всего, отрицательно скажется, – считает представитель Вожгальского масло-сыродельного завода индивидуальный предприниматель Сергей Зорин. – Федеральные сети обычно заинтересованы в продвижении товаров из других регионов, импортных товаров, нам же они зачастую ставят такие рамки, в которые мы не можем вписаться. Например, ставят условие в течение определенного времени не менять цену на продукт, но бывают ситуации, когда закупочная цена молока, например, меняется 2‑3 раза в месяц. Именно из‑за такого недопонимания мы не можем работать с сетями.
Перспективы есть В компании X5 Retail Group не видят оснований для серьезных опасений. Говорят, сеть «Пятерочка» планирует работать с местными производителями, которые уже зарекомендовали себя как надежные поставщики и производители качественных продуктов. – Разумеется, в выборе поставщиков и формировании ассортимента мы будем ориентироваться на предпочтения покупателей. Будем стараться вводить в ассортимент самые популярные у покупателей местные бренды. Для того, чтобы понять вкусы и предпочтения кировчан, у нас было достаточно времени, так как в Кирове уже давно работает наш гипермаркет «Карусель», – отмечает Владимир Русанов. Депутат Госдумы Сергей Доронин тоже надеется на благоразумие новых сетевиков и на умеренный контроль со стороны чиновников. Говорит, у бывших владельцев магазинов «Экономная семья» давно сложились добрые деловые отношения с поставщиками, неразумно было бы это ломать. – Местные производители обеспечивают работой тысячи людей и платят немалые налоги в бюджет, поэтому они должны быть в приоритете, – говорит Сергей Доронин. – В противном случае у власти есть инструменты влияния. Если ритейлеры не захотят продавать местное, можно не давить, а, допустим, пересмотреть некоторые нормы. Например, разрешить торговать алкогольной продукцией не на расстоянии 100 метров до детских учреждений, а 20 метров. По словам Сергея Доронина, приход новой сети только улучшит деловой климат в регионе, плюсы, несомненно, будут. Правда, при условии честной конкуренции. – «Пятерочка» – серьезный федеральный игрок с серьезным финансовым ресурсом, который может себе позволить работать по предоплате, а для поставщиков это важно, – считает Сергей Доронин. В планы сети не входит ссориться с местными поставщиками, равно как и не входят массовые увольнения сотрудников магазинов, хотя опасения такие в их среде были. – В центральном офисе компании работает большой штат бухгалтеров, обрабатывающих первичную документацию от поставщиков и оформляющих разнообразные документы. В Х5 эти процессы автоматизированы, т. е. обрабатываются в информационной системе. Однако это не значит, что сотрудникам бухгалтерии светит сокращение, – говорит Владимир Русанов, – Во-первых, они имеют хорошие навыки работы с компьютерами, что дает им преимущество при приеме на работу в магазинах, во‑вторых, в Нижнем Новгороде работает сервисный центр Х5 – вся наша бухгалтерия, и у сотрудников кировского офиса есть перспектива быть туда приглашенными. Пока руководство кировской сетью «Пятерочка» будет осуществляться из офиса в Нижнем Новгороде. Но уже принято решение о запуске в Кирове территориального офиса, который будет включать основные службы, в том числе закупки. Остальные кировские сетевики пока воздерживаются от прогнозов, стратегию отношений с новым крупным конкурентом тоже держат в секрете.
Что ждет кировский рынок
О том, что ждет рынок с приходом новой федеральной сети рассуждает Надежда Брылякова, начальник отдела потребительского рынка и услуг управления развития предпринимательства и потребительского рынка администрации Кирова. В феврале-марте в Кирове планируется открытие сети магазинов «Пятерочка». Есть информация, на каких условиях сеть будет работать в городе? – Официально о своем приходе на сегодняшний день сеть магазинов «Пятерочка» не заявила. Напомню, в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 28.12.2009 № 381‑ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» включение сведений о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, в торговый реестр, формируемый департаментом развития предпринимательства и торговли Кировской области, носит заявительный характер. Как вы считаете, скажется ли на кировском ритейле приход новой федеральной сети? Ожидает ли город передел рынка? – Практика показала, что крупные торговые сети неохотно идут на контакт с местными товаропроизводителями, включая для них в договор поставки жесткие условия и требования. Но желание горожан покупать вятское вносит в действие федеральных сетей положительные коррективы. Конечно, местные товаропроизводители обеспокоены, но надеются, что предпочтения населения не изменятся. Есть информация, что в ближайшее время в Кирове закроется ряд крупных магазинов, например, «Континент». Какие перспективы развития торговли в городе? – Вопрос необходимо адресовать непосредственно представителям торговых сетей города. Что касается магазинов «Континент», в администрацию города информации об официальном закрытии не поступало.
Сеть, которую сложно не заметить
Сеть магазинов «Пятерочка» – это самая крупная розничная сеть в России. Ее объем продаж превышает 11 млрд долларов в год, а по стоимости бренда «Пятерочка» занимает 7 место после Сбербанка. Сеть «Пятерочка» известна в России как сеть эконом-класса, магазины, по сути, шаговой доступности, низкой цены и оптимального – самого востребованного ассортимента. В то же время количество жалоб на магазины растет. Например, за полтора года в одном из московских магазинов «Пятерочка» приняли более 90 письменных жалоб на товар. – Все, конечно, зависит от администрации конкретного магазина, но вообще, качество там вполне соответствует низкой цене. У «Пятерочки» есть парочка образцовых магазинов, которые они любят показывать на камеры, – рассказывает продюсер федерального канала Любовь Тен, – Весной в московской «Пятерочке» избили оператора телеканала РЕН за то, что он снимал просроченный товар. Бабуля, которая умерла от стыда, когда украла сырок накануне пенсии, тоже окончила свои дни в «Пятерочке». Эти истории заставили отчасти пересмотреть отношение компании к качеству. Теперь в «Пятерочке» все чаще появляются тематические акции. Одна из последних, когда просроченный товар меняют на хороший за счет директора магазина.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»