Палка о двух концах: Кого «похоронит» быстрый техосмотр?

«Мы предлагаем помощь в прохождении техосмотра автомобиля любого возраста и модели. У нас самая низкая цена на техосмотр в области. Для получения талона техосмотра вам достаточно позвонить нам. Доставка талона ТО — бесплатно» – вот что выдают поисковики в Интернете по запросу «техосмотр». К сожалению, это обыкновенное жульничество. Нельзя сказать, что такого раньше не было. Когда выдача талонов ТО и осмотр автомобилей были возложены на ГИБДД, они, по отзывам автовладельцев, тоже грешили подобными допущениями. И с этим ничего нельзя было поделать: есть спрос у водителей – никто не хочет тратить лишнее время, есть возможности у стражей закона, а вот контроля за проведением честного техосмотра нет. Процедура техосмотра была передана в руки страховщиков, а спрос на прохождение ТО «по-быстрому» остался. И страховщики, не мудрствуя лукаво, переняли схему взаимодействия с автовладельцами у своих предшественников. «Карманные» станции ТО По задумке чиновников, реформа системы государственного ТО должна решить три основные задачи: запустить рыночные механизмы регулирования данной сферы, передав функцию контроля саморегулируемым организациям страховщиков, Российскому союзу автостраховщиков (РСА); снизить коррупционную составляющую процесса, введя экономическую ответственность оператора за результаты ТО; сформировать условия для честной конкуренции среди операторов ТО за счет установления единых требований по аккредитации и расчету предельной стоимости ТО. При этом должна быть достигнута главная цель – допуск к участию в дорожном движении только исправных ТС. – К сожалению, реальное положение дел показывает, что ситуация далека от идеала, – рассказывает Андрей Крупчатников, директор кировского филиала страховой компании «СГ МСК», председатель комитета по страховой деятельности при ВятТПП. С какими сложностями предприниматели столкнулись в первую очередь? – Согласно закону, аккредидация операторов ТО проводится в документарной форме, то есть реального осмотра пункта инструментального контроля не проводилось. Это позволило отдельным недобросовестным операторам фиктивно регистрировать свои подразделения в разных регионах страны без организации стационарных мест осмотра. Далее, даже записанная законом возможность лишить аккредитации недобросовестного оператора, если в течение 12 месяцев будет установлено хотя бы два факта нарушения условий аккредитации или правил проведения ТО, не препятствует собственникам зарегистрировать новое предприятие, оформить на него аккредитацию и продолжить свою «деятельность». Закон не регулирует вопросы аффилированности участников процесса, что способствует желанию отдельных страховщиков получить для своих «карманных» станций ТО преференции, в то время как остальные операторы ТО не могут проводить полноценные операции. Есть опасение, что рынок ТО будет монополизирован крупнейшей страховой компанией. Как-то эта сторона вопроса регулируется? – Такие опасения действительно есть. В условиях дефицита талонов ТО аффилированная с Росгосстрахом компания ЗАО «Техосмотр» получила первой практически 100% всех отгруженных Гознаком талонов ТО нового образца. Об этом сообщил в прямом эфире одной из радиостанций член правления РСА Игорь Ямов, при этом в реестр на начало года было внесено 1900 операторов, которые имеют 2500 станций по всей России. Преступление это или нет, теперь должны разобраться правоохранительные органы. Страховому же сообществу предстоит серьезно подумать над реформированием системы управления РСА, которая сейчас строится по принципу пропорциональности доли рынка ОСАГО, поэтому в Президиуме РСА более четверти состава – представители Росгосстраха. Что-то с этой ситуацией сделать возможно? – Схемой взаимодействия данного страховщика с ЗАО «Техосмотр» заинтересовался не только страховой надзор, но и прокуратура. Кроме прокуратуры, есть основания для проведения проверок и со стороны ФАС. Например, когда в каком-либо населенном пункте существует лишь один пункт инструментального контроля и его руководство использует свое монопольное положение, чтобы указывать автовладельцам, где и у кого следует страховать ОСАГО как условие «удачного» прохождения ТО. Значит, между страховщиками и ПИКами создано свое правовое поле, разрешающее подобную деятельность, но фактически получается выдача талонов техосмотра без прохождения самого инструментального контроля, что делает ситуацию абсурдной. Чем это грозит автовладельцам? – В этой ситуации не стоит вопрос об угрозе кому-то или чему-то. Речь идет об единообразном исполнении действующего законодательства. И не надо пытаться строить замысловатые правовые конструкции, пытаясь «выехать» на них с целью заработать за счет других. Есть ли ПИКи в нашем городе? – На сегодняшний день в Кирове действует 6 пунктов инструментального контроля. Исполнительная власть субъекта РФ должна утвердить норматив минимальной обеспеченности населения пунктами ТО, в том числе и для входящих в их состав муниципальных образований. К сожалению, в Кировской области такого документа до сих пор нет. Пока правительство области отметилось только тем, что установило предельный размер платы за проведение ТО. Все-таки, новый закон о ТО – очередная «кормушка» для крупных страховщиков или движение к грамотно действующей саморегулирующейся отрасли? – Сама идея реформирования данной сферы правильная и прогрессивная. Просто в профессиональном сообществе до сих пор отсутствует корпоративная этика поведения – отсюда попытки извлечь быструю выгоду из ситуации. Выход один: государству следует срочно провести экстренное лечение отдельных участников процесса путем шоковой терапии – изъятия в доход государства всего полученного незаконными действиями. Тогда у одних отрезвление наступит, а другим неповадно будет! Кого «похоронит» быстрый техосмотр? Сторонние же аналитики лишь пожимают плечами: «страховщики» должны понимать свои риски. С учетом того, что вся ответственность за аварии с участием неисправных, но все-таки прошедших ТО автомобилей теперь лежит на операторе, который выдал талон, «Росгосстрах» могут ожидать колоссальные убытки в виде огромных компенсационных выплат. Впрочем, готовность к рискам является личным делом каждой компании. Наибольшее возмущение вызвал тот факт, что большую часть отпечатанных Гознаком талонов техосмотра получило то же предприятие «Техосмотр», остальные же представители рынка испытывают дефицит и терпят убытки. – Подобные организации похоронят бизнес. Будет у них своя база и оборудование, пусть проводят техосмотр, – уверен Владимир Гордеев, директор компании «Техконтроль». – Я не боюсь конкуренции, потому что это бизнес. Но не тогда, когда подписывают талоны, не выходя из офиса, на разбитые или несуществующие машины. По словам предпринимателя, в день проходят ТО от 5 до 10 человек. Зачем им тратить время, если в некоторых организациях талон ТО попросту «прикрепляется» к полису ОСАГО. Николай Липатников предложил наладить взаимодействие с прокуратурой, провести рейд по недобросовестным станциям технического обслуживания с участием СМИ и написать обращение в ТПП РФ с просьбой принять ситуацию во внимание. В Московской области тем временем уже озаботились новыми правилами ТО. С 27 января в областной Думе действует рабочая группа по подготовке изменений в закон о ТО. Главная задача разработчиков – передать контроль над техосмотром государству, поскольку страховые компании «не заинтересованы и не справляются» с этой функцией. На техосмотр без ОСАГО Что предпринять в случае, если владелец захотел сменить автомобиль на другой? На данный момент у нас действует следующая схема: «техосмотр-страховка-учет», а как добраться до пункта техосмотра без ОСАГО?
Андрей Крупчатников, председатель комитета по страховой деятельности при ВятТПП Начнем с того, что, если срок действия талона не менее 6 месяцев, чем предполагаемый срок окончания действия полиса ОСАГО, то автовладелец может этот полис оформить по действующему талону. В иных случаях новый полис ОСАГО будет возможно оформить только после прохождения ТО и при предъявлении нового талона. Поэтому покупатель подержанного автомобиля перед регистрацией должен убедиться, что у автомобиля есть талон ТО, и срок его действия позволяет оформить новый полис ОСАГО на нового собственника. В иной ситуации закон об ОСАГО отводит новому владельцу авто 10 дней на решение вопросов по оформлению ОСАГО, соответственно, у него есть законный период для управления вновь купленным авто без страховки ОСАГО. Но в случае проверки документов сотрудниками ГИБДД, ему придется доказывать, что он действует в соответствии с п.2 ст. 4 Закона об ОСАГО, и срок, отведенный для оформления полиса и регистрации ТС, еще не нарушен. Поэтому, чтобы избежать такой ситуации, лучше в момент совершения сделки договориться с предыдущим владельцем, чтобы он довез вас до пункта техосмотра, где вы сможете окончательно решить все вопросы по подготовке к регистрации ТС на себя без возникновения рисков. Что обязательно должны осмотреть специалисты ПИКа? – Порядок проведения ТО изложен в постановлении правительства РФ № 1008 от 05.12.2011. Его цель – нормативно определить способы и формы оценки соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности их эксплуатации в целях допуска ТС к участию в дорожном движении. Этим же документом установлены нормативы времени на проведение технического диагностирования транспортных средств. Так, для легковых автомобилей эта процедура не должна составлять более 30 минут. Что проверят на техосмотре? Собираясь на техосмотр, автовладелец должен будет прихватить всего два документа (против кипы, которую надо было собирать раньше) – паспорт и свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт ТС. В случае если машину на ТО привезет не владелец, понадобится еще и доверенность. При этом ни водительские права, ни медицинская справка, ни полис ОСАГО не нужны. Время прохождения техосмотра по новым правилам будет сокращено на 15-20 процентов. Так, для легковых автомобилей на бензиновом двигателе оно составит не более 39 минут плюс 15 минут – время на идентификацию транспортного средства и выдачу талона техосмотра. Кроме того, претерпел изменения и сам процесс техосмотра. Исключены те позиции, которые связаны с проверкой конструктивных элементов машины, упрощена проверка ремней безопасности, рулевого управления, системы АБС, сократится объем проверок светотехнического оборудования. При проверке современных автомобилей будут использованы в том числе результаты диагностики, проводимой встроенными в машину бортовыми устройствами. Для легкового автомобиля в Кировской области стоимость техосмотра не может быть больше трехсот семидесяти трех рублей. В эту же стоимость входит и цена самого талона, которая с учетом налога составляет примерно 38 рублей. Если учитывать, что теперь автовладельцам не надо уплачивать государственную пошлину, то экономия становиться существенной. По данным данным региональной службы по тарифам, владельцы грузовых машин должны будут выложить за эту «процедуру» не более восемьсот сорок шесть рублей.
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: