Осень 1905: кровавые погромы на Вятке

22 октября (4 ноября по новому стилю) 1905 года улицы Вятки окрасились кровью. Шесть человек погибли под ударами разъяренной толпы, а десятки раненых позднее двали показания на суде: «Спастись удалось чудом». Остановить погромы удалось лишь, когда на улицы вышли вооруженные войска.

В октябре 1905 года в Москве началась забастовка, которая переросла во всеройссийскую стачку. Бастовало свыше двух миллионов человек.

15 октября к забастовке присоединились рабочие вятского железнодорожного депо и Пермской железной дороги. 

17 октября город остался без воды и электричества: на работу не вышли работники городского водопровода, электростанции и городского перевоза. Подскочили цены на продукты на рынках, так как было перекыто движение из заречной части города, прекратился подвоз товаров. Власти объявили о временном прекращении занятий во всех учебных заведениях города.

Но в Вятке стронников революционного движения было гораздо меньше, чем монархически настроенных граждан. 18 и 19 октября по улицам города прошли многолюдные демонстрации. Звучали призывы к уничтожению революционного движения и о прекращении стачек.
22 октября праздновался день Казанской иконы Божией Матери. Это была суббота, и в городе было много приезжих кристьян из окрестных сел. После окончания литургии на площади Троицкого кафедрального собора епископ Глазовский Павел (Поспелов) отслужил благодарственный молебен, а потом произнес проповедь, в которой недвусмысленно говорил о «враге внутреннем» - революционно настроенных гражданах.

В полдень с Соборной площади (где сейчас стадион «Динамо») вверх по Московской двинулось шествие с портретами императора и пением гимна. Первые столкновения произошли на перекрестке Московской и Николаевской. Увидав несколько человек, не снявших шапки перед портретом царя, толпа загудела: «Богоотступники, политики». Несколько человек бросились насильно снимать шапки с прохожих и избивать их.

Толпа была настроена агрессивно. Достаточно было выглядеть подозрительно: быть в форме, ускорить шаг и т. д.

Вот как вспоминает события того дня А. А. Прозоров в своих мемуарах:

- Толпа бросилась во двор мирового съезда, гоняясь за гимназистом 4-го класса Налетовым. Тот с испуга залез под присутственный стол, затянутый красным сукном, но толпа его вытащила и в виду нашем из окна, убила его железной лопатой во дворе съезда. В то время другая толпа бушевала на углу Николаевской (Ленина) и Спасской улиц у дома Миронова. Мировой судья Коробов, будучи в форменной фуражке и находясь в противоположной лавке, рассчитывая на свой авторитет, задумал убедить толпу. Смело вышел к ней со словами убеждения, но был убит.

На Николаевской погром достиг своего апогея: разнесли аптеку Кацнельсона. Всего в этот день было убито шесть человек и более 20 ранено. Убиты городской судья; вятский мещанин; мещанин города Сморгони Виленской губернии, учащийся городского училища Вятки;  ученик гимназии, сын яранского уездного архитектора; аптекарский ученик, сын священника села Быстрицы; ученик реального училища, сын судебного пристава города Глазова.

Все - случайные люди, не имевшие никакого отношения к революционным организациям. И, главное, среди погибших - четверо несовершеннолетних. Полиция бездействовала; лишь после того, как властям стало известно о массовых жертвах, на улицах появились войска. Одна только команда офицеров солдатам приготовиться к стрельбе заставила погромщиков разбежаться.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: