ОСАГО теряет в доходности, неся страховщикам большие убытки по сравнению с прошлыми годами. Причин для этого несколько. Во-первых, на улицах городов России стремительно снижается количество старых и поэтому «дешево обходящихся» страховщикам автомобилей – программа утилизации старых машин продлена, и многие владельцы «автобарахла» спешат обновить свой автопарк. Плюс к этому в 2010 году был изменен порядок расчета износа узлов автомобилей, что в целом привело к увеличению выплат по ОСАГО.
Повышение тарифов по ОСАГО могло бы несколько «сгладить» нарастающую убыточность, но, по мнению экспертов, эта мера вряд ли будет востребована властью в ближайшее время. Выборы президента РФ в 2012 году значительно ограничивают «верхи» в действиях, особенно «непопулярных» в народе. Именно такой «непопулярной» мерой является очередное удорожание тарифов в любой отрасли, в том числе в области обязательного автострахования.
Помогать страховым компаниям пока тоже не собираются, как и вносить коррективы в закон об ОСАГО, которому, кстати, уже более 8 лет. Разумеется, за столь долгий срок в сфере страхования произошли значительные перемены. Российский союз автостраховщиков отреагировал на возросшую убыточность ОСАГО своеобразно – ограничил выдачу проблемным компаниям полисов автострахования.
Несколько комментариев касаемо данной ситуации «Навигатору» дал
начальник отдела автострахования филиала ООО "Росгосстрах" в Кировской области Андрей Шведа.
Об увеличении тарифа:
– Безусловно, увеличение тарифа является жизненно необходимым для всего страхового рынка. Значительная часть компаний на рынке ОСАГО давно уже работает себе в убыток, и если тариф не будет изменен, компании начнут массово покидать рынок.
За время действия закона существенно изменился российский автопарк, произошло его обновление, соответственно, увеличился средний размер выплат по "железу", в связи с инфляцией увеличились цены на запчасти и стоимость нормо/часа на СТО. Накопленная инфляция за это время составила порядка 230%, т.е. цены выросли в 2,3 раза. При этом в связи с изменениями, внесенными за это время в закон, увеличился объем обязательств страховщиков, тогда как базовый тариф остался прежним. Поэтому тарифы должны быть приведены в соответствие с тем объемом обязательств, которые несут на себе страховые компании.
О предположительной стоимости полисов:
– Говорить о том, сколько будет стоить полис, бессмысленно до тех пор, пока мы не будем точно понимать, до каких цифр предполагается увеличить лимиты страховых выплат – пока же предлагаемые лимиты все время меняются. Здесь неуместно гадание на кофейной гуще – тариф в страховании рассчитывается актуариями на основе математических моделей, и если он рассчитан неверно и не позволяет сформировать необходимые резервы под принятые обязательства, это приведет к резкому росту убыточности и, соответственно, к дальнейшему банкротству компании.
О доходности программ ОСАГО:
– ОСАГО никогда не был «доходным» для страховщиков – во всем мире это убыточный вид страхования, заниматься им могут только крупные универсальные компании, которые способны покрыть убыточность по ОСАГО доходами от классического страхования. На наш взгляд, практика российского рынка ОСАГО за 8 лет подтвердила это со всей очевидностью – небольшие компании и страховщики, сделавшие ставку на ОСАГО, один за другим покидают рынок. С рынка были вынуждены уйти уже более 50 компаний, по итогам 2010 г. у 26 компаний убыточность по ОСАГО превысила критический уровень в 77%, это значит, что у них тоже серьезные проблемы.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»