Прочитал на днях муниципальную программу "Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании "город Киров" в 2014 - 2020 годах". В паспорте программы есть конкретные цели. Например, «обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах муниципального образования "Город Киров". И задачи. Например, увеличение пропускной способности (хотя, к слову, ориентироваться вообще лучше не на пропускную, а провозную способность) существующей улично-дорожной сети и автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Для начала вроде бы все отлично. Очень даже благие намерения. Развитие транспортной инфраструктуры штука важная, влияет и на экономический рост в том числе. Но эта программа ничего общего с такими понятиями не имеет, потому что, ни о каком развитии транспортной инфраструктуры в этом документе речи нет. Сейчас постараюсь объяснить почему, раз ответственные лица нам не объясняют обратного.
Есть в документе такая таблица – «Ожидаемые итоги». Вот они-то как раз и не внушают доверия.
Количество ДТП в городе Кирове по прогнозу должно снизиться с 12196 в 2014 году до 12135 в 2020. То есть они ожидают снижение количества ДТП за 7 лет всего лишь на 0,5%. Вообще, для сведения, существуют так называемые методы успокоения движения. Так вот, по данным специализированного сайта http://trafficlogix.com/ результаты анализа данных 43 международных исследований показали, что применение данных методов дает снижение аварийности от 8 до 100% за меньший период времени.
В начале 1973 г в городе Сиэтл (США) в районе Stevens Heighborhood завершилась реализация эксперимента по внедрению зоны успокоения. Было достигнуто снижение интенсивности движения на 56% и уменьшение количества ДТП до 0 («Методы успокоения движения», Иркутск, 2009)! Теперь спросим себя, устроит ли нас такая программа, где планируется снижение уровня ДТП всего лишь на 0,5% за 7 лет? Но это еще далеко не все.
Далее разберем вот это: «Действующая сеть автомобильных дорог муниципального образования "Город Киров" сформирована в 40 - 60-е годы XX века. Значительная часть автомобильных дорог общего пользования местного значения имеет высокую степень износа и практически исчерпала свою пропускную способность. Постоянные транспортные заторы значительно снижают скорость движения, что резко увеличивает транспортные издержки. К проблемам улично-дорожной сети муниципального образования "Город Киров" можно отнести следующее:
- техническое состояние проезжей части 82% автомобильных дорог местного значения муниципального образования "Город Киров" не соответствует требованиям нормативных документов;
- отсутствие информации о количественных и качественных показателях улично-дорожной сети города;
- низкая пропускная способность улиц и перекрестков;
- смешение различных типов транспортных средств в одном потоке (общественный транспорт, легковой и грузовой);
- огромные издержки в результате негативного воздействия внешних факторов (перегруженность дорог, отрицательное воздействие окружающей среды - погодные условия).»
По результатам программы развития доля протяженности дорог, не отвечающая нормативным требованиям, будет снижена с 82% до 75% к 2020 году. Может быть, я что-то не понимаю, может быть это и много. Учитывая, что протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения 44,01 км (как указано в документе), к 2020 году у нас сделают 3 км дороги, отвечающей всем нормативам? Есть еще показатель «общая протяженность улично-дорожной сети». В Кирове он составляет 781,13 км. В документы это не указано, про УДС сказано только, что будет обеспечено ее содержание. Идем дальше.
Вот они тут жалуются, что дорога за 70 лет поизносилась. Пропускной способности не хватает. И, конечно же, тратят бюджетные средства на ремонт УДС. Хотят развития, хотят увеличить пропускную способность. Хотят, в конце-то концов, чтобы нам с вами удобнее жилось и город наш процветал. Но тут же пишут интересный факт: «Транспортная ситуация в городе Кирове с каждым годом усложняется. Темпы роста численности автотранспорта значительно опережают темпы развития улично-дорожной сети города.». Кстати, по данным Кировстата количество автомобилей на 1000 человек в области (в областном центре, наверное, этот показатель выше, не нашел) выросло с 86 в 2000 году до 232 в 2012, то есть в 2,7 раза. С учетом того, что количество “легковушек” в собственности граждан в этот период прирастало в среднем за год на 7,3%. К 2020 году этот показатель будет уже больше 300 автомобилей на 1000 человек, а это уже высокий уровень. И еще: «Основными факторами, определяющими причины высокого уровня аварийности и тенденцию к дальнейшему ухудшению ситуации, являются:
- постоянно возрастающая численность транспортных средств, приобретаемых населением;
- нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные потоки».
Нам уже сказали, что государство не сможет чинить и строить дороги быстрее, чем население будет покупать себе автомобили.
Сколько не ремонтируй дороги, сколько денег не вкладывай в строительство, дальше будет только хуже. Между прочим, наращивание дорожной инфраструктуры увеличивает безальтернативные затраты на ее содержание. Какой выход предлагает нам администрация из этой ситуации? Никакого! Но ведь очевидно, скажете вы, надо начать дестимулировать владельцев автомобилей пользоваться ими без надобности. Никто не говорит, что от авто надо совсем отказываться, просто нужен баланс. И найти этот баланс можно только с помощью жестких ограничений! Специалисты как могут, подсказывают: «Экстенсивный путь развития дорожно-транспортного комплекса города есть результат неверного целеполагания, в котором центральной становится проблема высокой автомобилизации и дефицита уличного пространства. При этом не является секретом тот факт, что удовлетворить спрос на использование автомобиля в городе пока не удалось ни в одном городе мира. Огромные усилия по развитию улично-дорожной сети городов, решающие кратковременные локальные задачи на отдельных участках, далее по времени стимулирует новые объемы транспортного движения» («Транспортные системы крупных городов», М.Р. Якимов).
И самое смачное напоследок. «Исходя из указанных тенденций, система мероприятий программы определена на основе варианта инерционного развития сети автомобильных дорог. Такой вариант не приводит к кардинальному изменению ситуации, но позволяет не допустить дальнейшего ухудшения состояния улично-дорожной сети и автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них» С большой вероятностью допускаю, что с таким подходом к городским проблемам будет только хуже! И сомневаюсь, что это всех устраивает.
Вот такая у нас программа «развития» транспортной инфраструктуры. Много в тексте говориться о пропускной способности УДС, но цифр абсолютно никаких. Вроде бы казалось, ну создайте вы специальный отдел. Посчитайте максимальную пропускную способность, среднюю, идеальную. По времени, по районам города. Посчитайте интенсивность появления новых автомобилей в год, плотность парковки, среднее значение единовременно припаркованных автомобилей по районам города и т.д. Но ни глубокого анализа, ни взаимосвязей, ни какого-то бы ни было внятного решения транспортных проблем. Максимум по этому поводу в программе по развитию транспортной инфраструктуры можно увидеть: «К проблемам улично-дорожной сети муниципального образования "Город Киров" можно отнести следующее: отсутствие информации о количественных и качественных показателях улично-дорожной сети города». Информации нет, собирать ее некому, поэтому лишь бы ситуация не ухудшилась.
Разве нет заинтересованных людей в администрации? Проведено уже куча исследований, есть много экспертов по транспортной теме. Пригласите их к себе, съездите туда, где эксперты уже поработали, посмотрите, не врут ли они. Как открыть чиновникам глаза?
P.S.: можно было дополнить еще и цифрами, ведь реализация программы невозможна без финансирования и в документе все четко разложено в таблицах. Вообще, там еще много интересного есть, но пост и так получился длинным. Вы можете спокойно скачать эту Программу здесь и сами все увидеть. Положительные моменты есть, например, продолжится обновление состава автобусов и троллейбусов :)
UPD: мне подсказали, что вышло новое Постановление администрации города Кирова от 03.03.2014 № 818-п "Об утверждении муниципальной программы "Развитие транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании "Город Киров" в 2014 - 2020 годах", которое отменяет предыдущее Постановление. Практически ничего в документе кардинально не поменялось. Увеличилось общее финансирование примерно на 400 млн за весь период, соответственно, немного увеличилась статья расходов на ремонт дорог. Вроде как хорошо. Еще изменились показатели ДТП за 2013 год.
Мне не понятно одно, зачем было писать и публиковать программу еще в ноябре, когда некоторые показатели за 2013 год еще не были известны, но в документы были уверенно указаны без всяких сносок. Кто-то зря выполнил работу дважды и потратил свое рабочее время, которое, скорее всего, было оплачено...
И все равно «Исходя из указанных тенденций, система мероприятий программы определена на основе варианта инерционного развития сети автомобильных дорог. Такой вариант не приводит к кардинальному изменению ситуации, но позволяет не допустить дальнейшего ухудшения состояния улично-дорожной сети и автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них».
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»