Уголовное дело бывшего главы Коми Вячеслава Гайзера передано в суд. Рассматривают его будут не в Сыктывкаре – по месту совершения вменяемых преступлений, как многие ожидали, а в Москве. Первые заседания сенсаций не принесли. Зато много откровений, ярко обрисовывающих нравы высокопоставленной ОПС и принципы ее работы, озвучивают свидетели других уголовных дел, которые рассматриваются как раз в Сыктывкарском городском суде. «Навигатор» обобщил показания.
Кто рассказал
Новая информация о деле Гайзера, как это ни странно, появилась в ходе рассмотрения других дел. Основные ньюсмейкеры – предприниматель Юрий Бондаренко, который в 2015 году также был фигурантом губернаторского дела, но в августе этого года обвинения с него были сняты. Правда, его осудили за незаконное хранение боеприпасов и участие в преступной группировке «Айвенго». Второй свидетель – Александр Ольшевский, бывший управделами главы и правительства Коми. Третий – экс-мэр Сыктывкара Роман Зенищев.
Кто главный?
Из показаний Ольшевского и Бондаренко следует, что неформально «рулил» регионом объявленный в международный розыск Александр Зарубин – в прошлом советник главы Коми Владимира Торлопова, который сейчас также проходит по делу об участии в преступной группировке. После переезда в Москву (Зарубин многие годы был компаньоном олигарха Виктора Вексельберга), он также оставался «серым кардиналом», а управлял республикой через полторы сотни фирм, охватывающих все сферы деятельности – от транспорта и строительства до финансов. Вели дела Зарубина в регионе Бондаренко, Антон Фаерштейн (фигурант дела Гайзера, покончил с собой в СИЗО) и Валерий Веселов (фигурант дела Гайзера, предприниматель). Республика Коми рассматривалась не иначе, как бизнес-проект, и в кругу теневых правителей называлась соответствующие – ЗАО «РК».
Кто участвовал?
Участниками некоторых зарубинских компаний, а вместе с тем и получателями части прибыли от них, были различные чиновники – министры, мэры.
- В зависимости от ресурсов разных политиков они имели право претендовать на прибыль от разных ресурсов. Все они в каких-то предприятиях имели доли, а в каких-то нет, - заявил на суде по делу экс-мэра Сыктывкара Роман Зенищева Бондаренко. - Например, Константин Ромаданов (фигурант дела Гайзера, экс-зам председателя правительства Коми) возглавлял региональную энергетическую комиссию, которая формировала тарифы на автотранспортные перевозки.
За политическую и идеологическую поддержку отвечал бывший первый заместитель главы Коми Алексей Чернов. Он же передавал конверты с деньгами – поощрение за «нужную» работу – ряду региональных чиновников (наполнял конверты Константин Ромаданов). Например, экс-председателю регионального избиркома Елене Шабаршиной.
Кто поддерживал?
Работать без серьезной поддержки правоохранителей такая структура не могла. Как следует из показаний Романа Зенищева, в 2008 или 2009 годах Алексей Чернов попросил его передать 500 тысяч рублей тогдашнему прокурору республики Владимиру Поневежскому. Прокурор такой бандероли не удивился – как предположил Зенищев, он был в курсе от кого и за что эти деньги.
Позднее Чернов рассказал Зенищеву, что помимо Поневежского ежемесячно деньги передавались тогдашним главе МВД по Коми Владимиру Еремченко, руководителю Следственного комитета Коми Николаю Басманову и другим руководителям силовых структур.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»