Неизвестные вятские ссыльные

Учитель Гоголя, грузинский философ и дворянин из рода Долгоруких отбывали в Вятке ссылку за свои политические вольности. Так же, как это произошло с Герценом и Салтыковым-Щедриным. Только если последних  знают и помнят, то имена многих интересных людей того времени незаслуженно вычеркнуты из вятской истории.   

Революционеры, социалисты, народники, здесь их деятельность и образование находили благодатную почву. Редкая вятская интеллигенция тянулась к образованным людям, пусть и с не очень благовидным прошлым. Недаром губернатор Чарыков, один из наиболее ярких и продуктивных вятских губернаторов говорил: «Не будет преувеличением сказать, что вся так называемая вятская интеллигенция воспитывалась под оппозиционным влиянием политических ссыльных». Ведущий специалист кировского госархива Антон Касанов отыскал среди сотен вятских ссыльных несколько имен, не таких известных, как Герцен, Салтыков-Щедрин или Володарский, но не менее интересных людей.

- Мало кто знает, что был такой Казимир Шаполинский, который отбывал ссылку за то, что в Нежинском лицее высших наук принимал участие в заговоре, раскрытом правительством. Человек, который был учителем Гоголя, также отбывал ссылку у нас здесь в Вятке, работал чиновником, как Герцен и Салтыков-Щедрин. В некоторой степени он мой коллега. Сначала Шаполинский заведовал губернской типографией, а затем архивом при губернском правлении.

Соломон Иванович Додашвили, очень известный философ середины XIX в., в 1832 году он участвовал в заговоре грузинских дворян с целью свергнуть российское господство, и установить независимость Грузии. Он также подвергся репрессиям, был сослан в Вятку и, к сожалению, это стало для него последним местом, где он пребывал. Будучи человеком южных кровей, он не выдержал нашего сурового климата и в 1836 году умер. По некоторым данным от болезней, связанных именно с климатическими условиями.

Еще один интересный человек, о котором хотелось бы рассказать – Петр Владимирович Долгоруков. В 1843-1844 годах он проживал в Вятке, куда был сослан за свои вольные высказывания в печати. С ним приключилась такая история: он занялся публицистикой и выпустил книгу, в которой негативно отзывался о дворянских родах Российской империи. За это его сослали в Вятку, а позднее он смог уехать за рубеж в Лондон и там продолжил писать достаточно неприятные для российского правительства публикации. Царская администрация неоднократно предпринимала попытки его экстрадиции, призывала вернуться, чтобы, конечно же, заставить отбыть наказание. На все эти призывы он в очень ироничной манере ответил: я могу вам прислать вам свою фотографию, и можете фотографию сослать хоть в Вятку, хоть в Нерчинск. Так что традиция уезжать в Лондон и показывать фигу власти,пошла еще из тех времен. И человек, отбывавший вятскую ссылку, первым воспользовался ею.

Постоянная нехватка квалифицированных кадров возмещалась в Вятской губернии за счет многочисленных ссыльных.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: