Наказание за беспечность

Совсем не сладкий период начался у кировских кондитеров. После того, как фабрика «Рот Фронт» отсудила у конкурента, компании «Сладкая Слобода» сначала 500 тысяч рублей за два товарных знака, потом вместе с фабрикой «Красный Октябрь» ещё 600 тысяч, местные производители сладостей забили тревогу. Ситуация грозит предприятию банкротством. Эксперты отмечают - такие процессы участились на кировском рынке. А после положительных судебных решений в пользу правообладателей их будет ещё больше. В России многое принято делать тогда, когда жареный петух кое-куда клюнет. По данным портала rosr-patent.ru, в среднем в трех случаях из десяти предприниматели начинают рекламную деятельность, не защитив свои активы. Обычно потом это делать бывает уже поздно.
Незнание не освобождает
История со «Сладкой Слободой», вполне может войти в учебники под заголовком «Как потерять бизнес». По данным представителя компании в суде Алексея Ичеткина, на «Сладкой Слободе» не знали о принадлежности торговых марок «Артек», «Южные», «Птичье молоко», «Коровка» другому предприятию, поскольку «на небольшом районном предприятии нет возможности держать в штате юриста, который бы отслеживал ситуацию с товарными знаками». Позиция истца оказалась более аргументированной. Суд посчитал, что действия «Слободы» могли нанести вред деловой репутации кондитерского гиганта и ввести в заблуждение покупателей относительно качества продукции. Штрафные санкции уже нанесли серьёзный удар по производству. Алексей Ичеткин не исключает, что предприятие «Сладкая Слобода» не сможет справиться с ситуацией и будет вынуждено закрыться. Похожая история в Кирове случилась несколько лет назад, вспоминает руководитель отдела защиты интеллектуальной собственности ВТПП, официальный представитель СОЮЗПАТЕНТа в ПФО Михаил Гальцов. «Объединённые кондитеры» выступили против макаронного комбината за то, что тот использует более 100 зарегистрированных ими наименований. Если бы тогда иски реально предъявили, предприятие «попало» бы как минимум на десятки миллионов рублей. Но после длительных переговоров макаронный комбинат все-таки заключил мировое соглашение. При этом ему пришлось полностью менять наименования продукции и выполнить ряд других условий.
Как заработать на имени
Сейчас от претензий отказываются редко. Более того, люди поняли, что на этом можно хорошо зарабатывать. - Обычная практика - предприятие приезжает на международную выставку, представляет качественную оригинальную продукцию, но по какой-то причине товарный знак у него не зарегистрирован. Эту ситуацию отслеживают, и когда на следующий год компания снова приезжает на выставку, подходят люди и говорят: «Ваша продукция контрафактная, вы её продаёте под чужим товарным знаком. Или платите, или будет международный скандал», - рассказывает Михаил Гальцов. Так, на грани скандала чуть не оказалась компания по производству натуральной косметики Ми&Ко®. - У нас был случай, когда покупатель в кировском магазине, где представлена наша косметика, сказала, что в Москве продукция Ми&Ко® продается другая. И оформление другое и серии продукции. Этот магазин с нами связался и уточнил. Почему мы для Москвы производим другую продукцию. Для нас это было неожиданным, так как наша косметика в то время не продавалась в Москве. Мы не знали телефона этой покупательницы. Поэтому для нас осталось загадкой, кто же продавал косметику под нашей маркой, - говорит генеральный директор компании «Ми&Ко» Екатерина Матанцева, - Честно сказать, когда мы оплатили последний платеж по регистрации марки, то у меня, как директора компании, было очень приятное ощущение. Чувство целостности, чувство своего, родного знака и чувство завершенности. Ведь теперь мы можем легче продвигаться в других регионах. Хорошо, когда предприятие успевает сориентироваться в подобной ситуации. Но бывают случаи, когда приходится уступать. Так несколько лет назад кировчане открыли магазин «Эльдорадо», а потом пришли московские коллеги с зарегистрированным товарным знаком и нашим пришлось подвинуться. Впрочем, в Кирове есть примеры, когда местным компаниям удаётся отстоять даже незарегистрированное имя без ущерба для кармана и репутации. Правда, не без труда. -6 лет назад к нам обратилась христианская радиостанция "RADIO MARIA", - вспоминает директор ООО «Мария» Михаил Анненков. - Её штаб находится в Италии, а офисы есть во многих городах мира. Товарный знак у них был зарегистрирован, в том числе по России, у нас-нет, - Они потребовали нас сменить имя и отдать им домен. Выкатили иск об ущербе, но в итоге всё закончилось мировым соглашением, от финансовых претензий они отказались, а нам пришлось сменить домен и название. Так появилась "Мария FM». Эта ситуация подтолкнула нас к регистрации товарного знака. Хотя до сих пор смешно... чем кировская радиостанция могла помешать итальянским католикам.
Арифметика убытков
Большинство кировских предпринимателей, особенно в некрупном секторе рассуждает так: зачем защищать имя, если неизвестно пойдёт или не пойдёт новый продукт на рынке. - Да, риски есть. Но они минимальны по сравнению с тем, что будет, когда товар получит раскрутку, его начнут подделывать или вдруг всплывёт правообладатель. Лучше потратить 40 тысяч рублей на регистрацию товарного знака, чем потом тратить миллионы. Одна красивая вывеска на всего лишь одном магазине может стоить 500 тысяч рублей. А если этих вывесок несколько? А если по решению суда их заставят снять? Вот такая арифметика, - говорит Михаил Гальцов. Этикетки – тоже больное место для кировских производителей. Схожее изображение нередко становится предметом споров между предприятиями. Использование чужого имени на этикете также вызывает вопросы у правообладателей. Так, по информации Арбитражного суда Кировской области, «Уржумский спиртоводочный завод», производя водку «Айкон», не платил за использование бренда одноимённой компании, хотя лицензионный договор предприятия заключали. В результате заводу пришлось выплатить компенсацию в размере более 200 тысяч рублей. - Парадокс в том, что претензионный порядок законом не предусмотрен. Правообладатель может потребовать прекратить производство, может предложить купить франшизу, а может сразу обратиться в суд и о том, что предприятие нарушило чьи-то права, оно узнает только в суде, - говорит Михаил Гальцов. Закон, как правило, всегда на стороне правообладателя, даже если совсем не он придумал название для печенья или упаковку для мыла, а просто вовремя подсуетился и зарегистрировал бренд на себя. А дальше, все, кто этим брендом пользуется без его разрешения, попадают на серьёзные штрафы, до 5 миллионов рублей или, что тоже случается, уголовную ответственность. До последнего в Кирове дело пока не дошло, а вот штрафы стали обычной практикой. И судя по тенденции, эта ситуация будет развиваться. Тема стала настолько популярной, что даже возникла необходимость создания в России специализированного суда. - Статистика рассмотренных дел, связанных с охраной интеллектуальной собственности, за последние годы обнаруживает интересную тенденцию, поясняет Председатель Второго арбитражного апелляционного суда Владимир Анатольевич Устюжанинов, - Если в 2009 и 2010 годах их количество находилось на одном уровне (как в 2009-м, так и в 2010 году судом рассмотрено 21 такое дело), то в 2011 году наблюдалось резкое увеличение почти в 2,5 раза. Так, в прошлом году арбитражным апелляционным судом рассмотрено 48 дел, связанных с охраной интеллектуальной собственности. В числе этих споров преобладали споры о защите авторских и смежных прав (21 дело в 2011 году) и споры, связанные с нарушением прав на товарные знаки (21 дело). Остальные шесть дел – это дела, связанные с защитой патентных прав, прав на секрет производства (ноу-хау) и прав на фирменные наименования. В контексте сказанного можно отметить, что в конце прошлого года был принят пакет законов, предусматривающих создание в системе арбитражных судов специализированного Суда по интеллектуальным правам. Особенность такого суда – это специализация судей на такой сложной категории дел как дела в сфере интеллектуальной собственности. Создание специализированного суда планируется не позднее 1 февраля 2013 года.
Помоги себе сам
В Кировской области продвижением идеи необходимости защиты интеллектуальной собственности вот уже более десятка лет занимается ВТПП. На заре рыночной эпохи при содействии её специалистов были зарегистрированы уже известные на мировом рынке бренды «Вятушка», «Квадрат», «Здрава» и т. д. Специалисты палаты вспоминают, как поначалу приходилось выезжать на предприятия, убеждать руководителей в необходимости капитализации своей интеллектуальной собственности. Сейчас, всвязи со вступлением России в ВТО, эта тема станет ещё более актуальной. Специалистов радует, что отношение к этой теме у предпринимателей меняется. А некоторые даже идут немного «впереди паровоза». Иногда глубокий поиск приводит кировских бизнесменов к интересным находкам. Например, Кировский хладокомбинат в ближайшее время попытается возродить в России популярный в 90-е бренд «Love is…» Предприятие планирует оформить на себя этот товарный знак и заняться выпуском эскимо под этим названием. В компании пока воздерживаются от официальных комментариев, но отмечают, что запуск бренда может произойти уже в ближайшее время. По информации мороженщиков, срок регистрации патента производителя популярной ранее жевательной резинки уже истёк и если он не подсуетится, владельцами марки «Love is…» станут кировчане.
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: