Мужской ген свободы

Возрастрое ограничение 0+

— Я романтик, который исполняет свои детские мечты, и я считаю, что для мальчиков это нормально. Мальчики должны реализовывать свои детские желания, потому что именно такие истории поддерживают в нас определенный уровень гормонов, тестостерона в том числе, — Алексей Пахомов, директор филиала МТС в Кировской области.

Теперь я Кировчанин!

— Почему я оказался в Кировской области? Я перешел на работу в этот регион, возглавив филиал компании МТС, после 3 лет работы в МТС Амурской области. Это уже пятый регион, где я работаю. Когда меня спрашивают: «Откуда ты?», я не знаю, что ответить — откуда я родом или откуда я приехал в последний раз…

Я родился и рос в небольшом городе Братске Иркутской области с населением порядка 150 тысяч человек. Я прожил там 33 года и, достигнув максимально возможной позиции там, где работал, я понял, что нужно двигаться дальше. Компания, в которой я работал, предложила мне возглавить филиал в Республике Казахстан, и это был первый переезд. Это был серьезный стресс, пришлось уехать от родителей и друзей, сменить привычную обстановку на новое место с совершенно иной культурой и языком, где ты никого не знаешь. Далее был переезд в Смоленск. На тот момент я уже работал в МТС, и этот переезд был менее болезненным. Все вещи нашей семьи уместились в старенький Volkswagen. А вот сейчас, например, когда мы переезжали уже из Амурской области в Киров, это был какой-то кошмар… Откуда у нас взялось столько вещей, до сих пор не понимаю. 

Я родился и вырос в Сибири, поэтому внутренне ощущаю себя сибиряком. Хочу ли я вернуться обратно? Пока нет. За 10 с лишним лет я привык к более мягкому климату и пока не планирую возвращаться в сибирские морозы. При этом зима и природа в Кирове очень напоминают родную Сибирь. Поэтому, когда меня сейчас спрашивают, откуда я, смело отвечаю: «Я из Кирова. Я - кировский!».

В Кирове со мной живет моя семья — жена и ребенок. Я — счастливый отец небольшого семейства. И, думаю, мое самое главное предназначение — быть вместе с семьей, так как все делается ради них. Что делает мужчину мужчиной? Ответственность. Перед своей семьей, близкими и коллегами и, конечно, перед самим собой. Слова не должны расходиться с делами, а за свои дела и поступки не должно быть стыдно перед самим собой.

Романтик, который исполняет детские мечты 

Моя страсть в жизни — это море. Так получилось, что с самого детства родители и родственники приобщали меня к морю. В нашей семье по линии отца есть морские офицеры. Мой дядя — офицер ВМФ — очень хотел, чтобы я пошел по его стопам. Я был очарован морем, относился к профессии моряка с юношеским романтизмом и даже с 6 по 9 класс учился в детской морской школе. Мы каждое лето ездили во Владивосток в Тихоокеанское Военно-морское Училище им. Макарова и проходили там достаточно серьезную практику с курсантами. 

Все ждали, что моя профессиональная деятельность будет связана с военно-морским флотом, а я взял и поступил в «Красноярский торговый институт», сейчас он называется «Красноярский торгово-экономический институт». И вы не представляете, как расстроился дядя, когда он узнал, что я променял службу на флоте на «какой-то», по его мнению, институт торговли. 

Конечно, решение было болезненным. Тогда сошлось множество внешних факторов: начало 90-х, распад СССР происходил на глазах, страна менялась… На последней практике я осознал, что сложившийся в моей голове образ офицера ВМФ не соответствовал времени. Тогда я понял, что не вижу себя во флоте. Но море я по прежнему люблю, меня волнует ощущение, когда стоишь на берегу и вдыхаешь соленый запах морского ветра.

Когда я первый раз попал на парусную яхту, понял, что это мое. Что я все-таки хочу стать капитаном. Самая эпичная история моей жизни, которую я запомню навсегда, — это морской переход из Адриатики в Черное море, в Севастополь. Мы прошли пять морей (Адриатическое, Ионическое, Эгейское, Мраморное и Черное), прошли через проливы Дарданеллы и Босфор. Еще в детстве, зачитываясь «Мифами Древней Греции» о приключениях аргонавтов, я хотел пройти этим путем, подняться на Акрополь, сойдя не с борта самолета, а с борта судна. Поверьте, это непередаваемые ощущения. 

Я романтик, который исполняет свои детские мечты. Для мальчиков это нормально. Они должны реализовывать детские желания, потому что именно это поддерживает в нас определенный уровень гормонов, тестостерона в том числе.

Повзрослел, видимо, к 40 годам

При первом общении со мной, возможно, складывается впечатление, что я человек рисковый и легкий на подъем. Частая смена места жизни, мотопутешествия, яхты... Откуда это? Например, мотоциклы. Опять же, все из юности. 

В детстве я не управлял ни «Юпитером», ни «Уралом». Мечта о мотоцикле у меня появилась в 16 лет после просмотра фильма «Терминатор 2», в котором герой Шварценеггера спасает мальчика на мотоцикле Harley Davidson Fat Boy. И я себе сказал, что когда-нибудь куплю себе такой мотоцикл. Тогда это желание  было из области фантастики, потому что у нас не то что американских мотоциклов — автомобилей иностранных еще не было. И Harley Davidson тогда воспринимался как летающая тарелка. На протяжении всей жизни идея ко мне возвращалась, но я постоянно ее отметал по разным причинам. Помните, как в фильме «О чем говорят мужчины», когда Леонид Барац говорит друзьям: «Сначала мне запрещали родители, теперь жена... Когда я уже повзрослею?». Повзрослел, видимо, к 40 годам. Я тогда жил и работал в Нижнем Новгороде. Мой коллега приехал на работу на «Харлее». И я понял: все! Хватит откладывать. 

Дорога — такая же стихия, как море. Надо понимать, что она тоже может вас забрать. Поэтому нужно научиться быть с дорогой на одной волне. Когда пересаживаешься на мотоцикл после машины — это на самом деле полный разрыв шаблонов. Потому что мотоцикл управляется совершенно не так. Руки, ноги и все тело работает не так, как на машине, да и вообще у вас два колеса, а не четыре. У меня при езде на мотоцикле, видимо, включается рептильный мозг, отвечающий за инстинкты, и отключается неокортекс, поэтому после поездок, особенно длительных, я чувствую себя по-настоящему отдохнувшим, я кайфую и расслабляюсь. Даже если катался пару дней, ощущение, как будто неделю голова отдыхала.  

Когда я путешествую на мотоцикле, у меня нет чувства ожидания отдыха. Это когда ты едешь на автомобиле или летишь на  самолете, добираясь из точки в А в точку В — ты терпишь и ждешь момента, когда попадешь в точку В, с мыслью, что вот сейчас начнется отдых. А когда садишься на мотоцикл, все уже началось! Странно, наверное, такое слышать от менеджера, потому что у нас принято получать удовольствие от результата. А на мотоцикле ты получаешь удовольствие еще и от процесса. 

Стальные шары 

Парусные яхты в современном мире идеализируются. Когда люди смотрят на фотографии глянцевых журналов, кажется, что все такое «лакшери», но яхтинг как спорт, как туризм — серьезное испытание. В феврале я ездил на учебную регату «Стальные шары» для выпускников Черноморской яхтенной школы. Так вот представьте, море, некогда теплое и ласковое, превращается в суровую стихию, где ветер в порывах до 30 узлов, а в прошлом году еще и яхты сначала нужно было откопать от снега. 

Яхтинг — это серьезный труд, поэтому в яхтинге критически важна командная работа. И не всегда идет все по плану. Поэтому выигрывает тот, чья команда точно сделала то, что хотел капитан, а у капитана была отличная стратегия на гонку плюс немного удачи. В регатах я участвую пока как матрос. Не готов еще идти именно в регату в качестве капитана. Нужно не просто владеть предметом, но еще и иметь гоночный опыт, которого пока нет.

В учебной регате в условиях интенсивной работы экипажа удается лучше понять работу парусов, учишься их точно настраивать. Ты понимаешь возможности своей лодки при повышенных нагрузках. Иногда команде организуют стресс-тесты. Капитан-инструктор специально устраивает «неисправность» на судне. Например, имитирует выход из строя рулей, или вдруг кто-то из команды «случайно» вываливается за борт. Вам нужно только на парусах без запуска мотора правильно развернуться, подойти и подобрать человека за две минуты, так как в холодных условиях тяжелая экипировка быстро набирает воду, и стандартный спасательный жилет может не удержать на поверхности. Конечно, все проходит под контролем и с соблюдением мер безопасности, но для молодых шкиперов это серьезный стресс.

«На берегу» не всегда хватает адаптивности 

Яхтинг помог мне сделать еще одно открытие для себя. Тот длительный переход из Адриатического в Черное море напомнил мне о таком качестве, как адаптивность, о котором мы, становясь руководителями или владельцами бизнеса, забываем. 

Вот, например, если вас по каким-то причинам не устраивает человек, которого вы взяли на работу, на берегу у вас есть возможность с ним расстаться. На земле вы можете расстаться с кем угодно, но в море у вас такой возможности нет! Вы не можете уволить, например, матроса. Вокруг вас только море, и берег далеко. И даже если вы владелец этого судна, вы не можете уволить капитана. Как только лодка вышла в море, владелец становится обычным членом команды, а главным становится капитан. В море у вас просто нет шансов не договориться, потому что вы понимаете, что вам, команде и кораблю нужно прийти в порт назначения, и вы не сможете этого сделать без членов экипажа.

Чем больше мы находимся вместе в замкнутом пространстве, тем выше шанс развития конфликтных ситуаций. Поэтому любые мелочи становятся важными. Например, перед тем, как сдать свою вахту, я ставлю чайник и готовлю крепкий кофе тому, кто заступает на вахту. У нас это было негласным правилом. Это вроде бы мелочь, но как это важно. Ты сдаешь лодку и экипаж в руки нового вахтенного, и теперь от него зависит твоя жизнь. И ты должен довериться, научиться принимать человека таким, какой он есть, потому что у тебя нет другого варианта. Вы в море. 

Мне, как руководителю, «на берегу» не всегда хватает адаптивности. Раньше, когда я работал торговым представителем, то был максимально гибким. Я мог адаптироваться под любого руководителя и тем более под клиента. Когда ты поднимаешься по служебной лестнице, становишься руководителем, этот навык притупляется. История с яхтингом мне показала, что этот навык нужно тренировать. 

Задача капитана на судне, как и задача любого руководителя – подобрать правильную команду так, чтобы даже на уровне эмоций и «химии» было как можно меньше вопросов. При этом нужно, чтобы каждый был экспертом в своем деле и наслаждался своей ролью. Это не пустые слова. Если руководитель, предприниматель, топ-менеджер подбирает себе команду и не учитывает «химических» моментов, он сталкивается с конфликтными ситуациями между сотрудниками даже в мелочах. Ему приходится тратить энергию и силы на разруливание этих конфликтов.

Адреналин как «наркотик» не нужен

Я совсем не боюсь воды. Хотя в прошлом году я испытал чувство страха. Представьте: ночная вахта, и мы в самом центре Черного моря, вокруг вообще никого, даже чаек. Судно идет острым курсом, и ветер усиливается с порывами до 25 узлов, и набегающая волна заливает кокпит. Ты первый раз в такой ситуации и пристегиваешь себя за жилет к шторм-тросу. Страшно. И все равно я понимаю и люблю воду. Видимо, море – моя стихия.

Но я боюсь высоты. Не пойду прыгать с тарзанки или с парашютом. Есть ребята «адреналинщики», идут вопреки. Мне адреналин как «наркотик» не нужен. Если мне что-то не нравится, зачем я буду это делать? Для кого-то стихия – высота. Они ходят в горы, покоряют вершины. Ну, а я преодолеваю расстояния.

Как вкусно и совсем по-разному пахнет Европа

Та же самая история с мотоциклами. Ведь что такое мотоцикл? Это более опасный вид транспорта, чем автомобиль. Мотоциклисты тоже разные. Есть ребята, которые ездят на спортбайках, работая на скорость на треке и получая удовольствие от скорости. Есть те, кто занимается эндуро, преодолевая пересеченную местность и препятствия, на которые на внедорожнике не сунешься. Есть каферейсеры, которые просто гоняют по городу от одного кафе до другого. Я же получаю удовольствие от дальних путешествий на мотоцикле. 

Помню, первый раз мы поехали из Нижнего Новгорода до Минска. Это был наш первый «дальняк» — около 800 километров в одну сторону. Сейчас опытные мотоциклисты, наверное посмеются, потому что это в принципе маршрут одного дня, но тогда для нас в первый раз это было так круто, так далеко! У нас ушло три дня. В 2017 году у нас был самый большой и интересный маршрут в моей пока небольшой мотоистории — мы решили доехать до Лазурного берега Франции. В Сен—Тропе проходил один из крупнейших в Европе мотофестов Harley Davidson Eurofestival. Мы выехали из Москвы и проехали 8 стран: Беларусь, Польша, Чехия, Италия, Монако, Франция, Венгрия, Словакия. У меня получилось около 9 тысяч километров.

После длительных путешествий первое время кажется, что долго на мотоцикл не сядешь. Но это чувство быстро проходит. Мне нравится не торопясь созерцать дорогу. Когда ты успеваешь насладиться видами, чувствуешь, как меняется ландшафт. Чувствуешь, как по-разному пахнут Италия и Франция... Или как вкусно и совсем по-разному пахнет Грузия. В машине такого не почувствуешь. И пролететь на скорости за 200 км/ч  за несколько часов все эти красоты просто не хочется. Прелесть в том, что просто так взять и устроить себе обычное путешествие по Европе на автомобиле и с привычными отелями — это дорого и долго. А так у нас было по 1-2 дня на каждый город. Но самое главное — я увидел Европу с другой стороны, увидел то, что трудно увидеть обычному туристу, которого водят по туристическим маршрутам. 

Хочется «осесть»

Сейчас ловлю себя на мысли, что хочется уже где-то «осесть» и обустроить свой дом. Возможно, повзрослел. Все мои истории перемещений в разные уголки нашей страны были, в основном, связаны с карьерой. Я, конечно, начинаю уставать от такой жизни, и жена моя хочет свою собственную кухню. Кстати, моей жене очень понравился Киров. Мы всерьез рассматриваем его, чтобы обосноваться.

фото предоставлено Алекссеем Пахомовым

 

Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»

Перейти на полную версию страницы