Мэр Инты: как национализация предприятия спасла целый город

На минувшей неделе в правительстве Кировской области обсуждали возможность поставок в регион угля из Инты. Инициаторами стали представители Коми. Для шахтерского города на севере республики сейчас это стратегически важный вопрос. Только расширение рынков сбыта может вывести градообразующее предприятие из глубокого кризиса. Для его спасения власти республики уже пошли на кардинальные меры — национализировали «Шахту «Интауголь», от которой зависит жизнь всего города. Это едва ли не единственный случай в современной России. Как это произошло, «Навигатору» рассказал глава администрации Инты Павел Смирнов.     

Расскажите, с какими именно предложениями вышла «Шахта «Интауголь», и как вы оцениваете перспективы такого сотрудничества?

- Еще год назад глава Республики Коми Вячеслав Гайзер поставил задачу перед руководством компании об увеличении рынков сбыта. Начали прорабатывать вопрос по Кировской, Мурманской и другим областям, куда раньше поставлялся интинский уголь. На совещании в правительстве Кировской области мы предлагали два вида нашей продукции. ДКОМ - это топливо для котельных муниципалитетов, сел, поселков. Отсев, то есть ДСШ, - для ТЭЦ. Сегодня проблема заключается в том, что теплота сгорания интинского угля немного меньше, чем теплота сгорания кузбасских углей. Но это не значит, что наш уголь по своим показателям хуже. Первые предварительные расчеты показали, что экономия в случае перехода муниципалитетов Кировской области на интинские угли составит более 10 миллионов. Я думаю, что это должно быть основным критерием при принятии решения о поставке. Конечно окончательная точка еще не поставлена. Но я уверен, что в ближайшие месяц-два, до начала отопительного сезона все условия будут оговорены и в сентябре-октябре интинский уголь пойдет в Кировскую область.


Как получилось, что в соседний регион до сих пор не было поставок из Инты?

- Насколько я владею информацией, Кировская область всегда сотрудничала с компанией «Интауголь». Провал в сотрудничестве, а соответственно и в поставках угля, произошел одновременно с приходом нового собственника. Первое, что он стал делать - задирать цены на угольную продукцию. Многие отказались от нашего топлива, в том числе и Кировская область. Собственник практически перестал работать с потребителями угля. Считаю, это громаднейшим провалом тех людей, которые руководили предприятием и, уверен, что в ближайшее время все эти связи будут восстановлены.
Я считаю, что сегодня поиск новых рынков сбыта - самая главная антикризисная цель нашего предприятия. Задача, которую поставил глава региона, -  добыча угля на уровне 3 млн тонн в год. Для этого нам нужны рынки сбыта. И производственную программу по добыче угольной продукции и горной массы мы будем строить из расчета того, сколько, какое количество тонн нам удастся продавать. Поэтому это действительно основная антикризисная мера.


В конце прошлого года предприятие «Шахта «Интауголь» было национализировано. Это один из немногих подобных примеров в современной России. Расскажите, почему было принято такое решение и как проходил процесс национализации?

- Насколько я знаю, сегодня это единственный пример национализации угольного предприятия. Проблемы начались примерно 1,5-2 года назад. Первые полгода, когда пришел новый собственник и докладывал планы о развитии, все казалось безоблачным. Но через полгода мы стали понимать, что все эти планы и прожекты только на бумаге. Предприятие начало пробуксовывать сначала по отгрузке, потом по добыче, потому что никаких материалов на шахту не поставлялось, не было обновления материально-технической базы.
А потом начались проблемы по зарплате. Мы, конечно, попытались вмешаться в эту ситуацию, но у нас начались серьезные боевые действия с собственниками. И примерно полтора года назад мы поняли, что дно по падению на предприятии уже практически достигнуто. Еще три-четыре месяца, и шахта вообще могла прекратить свое существование. Соответственно вместе с ним весь моногород мог подвергнуться риску того, что перестанет существовать.
Такого допустить никто не мог. И глава региона Вячеслав Гайзер принял решение: в течение месяца отработать план по национализации, уточню, законной национализации предприятия. Год назад этот план был реализован в конкретные действия.
По прошествии года считаю, что это было единственно правильным решением. Понятно, что сегодня предприятие продолжает лихорадить, не дают вздохнуть свободно огромные долги, оставшиеся от прошлого собственника. Но по сравнению с тем, что было год назад, ситуация сегодня по определенным направлениям лучше. Мы продолжаем вести добычу, отгружаем уголь, увеличиваем рынки сбыта. При всех проблемах, которые у нас сегодня есть с энергетиками, с выплатой зарплаты и отпускных, мы продолжаем работать..
Мы не отбирали предприятие у собственников. Юридически все было сделано правильно. Конечно было недовольство со стороны собственников. На сегодня бывшие владельцы не то что потеряли, а проиграли в судах, которые инициировала администрация, около 1,5 млрд рублей. Я считаю, что это дутые долги. Процесс шел очень тяжело, но мы победили.


Кризис на шахте был вызван действиями бывшего руководства предприятия или общей ситуацией в отрасли? Какова сейчас в целом ситуация в угледобывающей сфере?

- Здесь как раз две ситуации слились воедино. К сожалению, если говорить об общей обстановке в стране по углю, то за последние два года произошло значительное снижение цен. Если брать те же хакасские или кузбасские угли, которые добываются открытым способом, то мы с ними просто не конкурентоспособны по затратам. У интинской шахты только на электроэнергию уходят огромнейшие затраты, огромные траты на поддержание горно-шахтных выработок.
Сейчас склады Кузбаса и Хакассии перенасыщены и они демпингуют цены, скидывая стоимость практически в два раза. Угольный рынок в России просто пресыщен предложениями, а спроса не хватает. Сегодня рассрочки платежа за отгрузку угольной продукции доходят до 90, а то и 120 дней. То есть уголь отгружается, а оплачивают его через 3-4 месяца. Предприятия вынуждены брать кредиты.
И тут же у нас накладывается ситуация с горе-собственниками, которые в свое время начали задирать цену на интинскую продукцию. В итоге после перенасыщения рынка и повышения стоимости на наше топливо, интинский уголь стал никому не нужен. Поэтому мы сегодня максимально снизили цену. Пытаемся работать с правительством региона в направлении снижения тарифов  для перевозки угля, чтобы наше топливо стало конкурентоспособным.


Нам импонируют ваши методы управления. Вы часто лично выходите в город и проверяете чистоту, порядок, работу различных структур, делаете замечания. Далеко не все руководители городов так поступают. Это ваша личная инициатива?

- Я очень не люблю надевать костюмы. Считаю, что мэр - это тот человек, который непосредственно работает «на земле» и занимается мусором, дворами, кровлями, дорогами. А чтобы знать все эти проблемы, необходимо вылезть из костюма и одеть джинсы. И каждый день быть на этих объектах. Не спорю, это очень сложно, но мне нравится и помогает в работе. Я знаю проблемы того или иного двора, того или иного дома или даже скажу шире - человека в нашем городе. Потому что во время обходов ты видишь не только проблематику дворовой территории, но еще и общаешься с людьми. Это самое основное. Муниципальная власть должна вести прямой диалог с населением. Такие обходы позволяют понять, что сегодня надо интинцам.


С вами легко связаться в соцсетях. Часто ли к вам лично обращаются горожане с жалобами?

- Очень редко люди пишут спасибо за работу. Каждое утро и вечер, когда заходишь Вконтакт, видишь проблемы того или иного двора или конкретной квартиры, где жалуются на качество холодной или горячей воды, или вообще на ее отсутствие. Здесь моментально надо вмешиваться в ситуацию. Конечно, негатива очень много.
В сутки я получаю около 100 писем. Из них 90 с проблемами. На все письма всегда отвечаю сам. Поначалу волосы дыбом вставали, и я не понимал, за что хвататься и как всем сразу помочь. Сегодня уже выработан определенный алгоритм, я оперативно реагирую на все те посылы, которые мне адресуют в социальных сетях. Это очень мне помогает чувствовать проблематику того или иного депутата, который работает со мной в команде, специалистов администрации, руководителей учреждений. Сразу видно, кто не дорабатывает, а кто вообще не хочет работать.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: