Мечты о турпотоках: чем приглянулась деревня миллиардеру Ноготкову

Перспективы развития туризма в Кировской области обсуждают давно. Сначала ставки делали на санатории, но в последние годы появились другие приоритеты. События 2012 года убедили и чиновников и предпринимателей - развивать туризм в регионе стоит. Это может быть выгодно не только с точки зрения пиара, но и с точки зрения бизнеса. Однако что-то всё же мешает Вятке привлечь в эту сферу инвесторов.

У предпринимателя Максима Ноготкова несколько крупных коммерческих проектов, 107 место в российском списке Forbes и неистребимое желание искать новые ниши в бизнесе. Владелец сети магазинов «Связной» и Связной Банка несколько дней назад презентовал в Кирове социальную сеть, которая обещает стать общемировой. По мнению известного российского миллиардера, Кировская область - передовой в смысле экспериментов регион, поэтому обкатку «Йополиса» начали именно здесь. В регионе есть и другие сферы, где можно было бы «приложить руку», например, туризм.

Одной идеи мало

А опыт в туристической сфере у миллиардера Максима Ноготкова имеется.  В прошлом году он купил 600 гектаров земли в Калужской области, в деревне Никола-Ленивец, где ежегодно проходит фестиваль «Архстояние». По замыслу владельца, Никола-Ленивец должен превратится в пространство для творческих людей. А со временем там засеют поля и начнут развивать животноводство.

-История была следующей: примерно в начале 90-х гг. там поселились люди, среди которых нашелся человек, бывший когда-то в группе «Митьки», - рассказал «Навигатору» Максим Ноготков. - Там осело какое-то количество художников. Один из них — Николай Полисский. В 2000 году он начал делать свои ленд-арт проекты, что сделало его довольно популярным. В 2006 г. к ним присоединились несколько десятков московских архитекторов и художников, которые сделали первый фестиваль. Я стал одним из его спонсоров после того, как побывал там по приглашению одного из друзей в 2007 году. Фестиваль проходит ежегодно в последние выходные июля. Год назад я купил там землю, решил придумать, чем можно еще заняться в этом месте, чтобы жизнь радовала не только 2 дня в году, а постоянно. Мы придумали проект арт-резиденции для людей творческих специальностей.  Мы хотим сделать место, куда люди будут ездить не просто, как на дачу, жарить шашлыки, не просто жить, но и учиться, участвуя в семинарах, слушая лекции, могут становиться участниками или создателями творческих проектов. То есть наша цель — сделать отдых на природе более насыщенным и интересным, чем обычно. Мы хотим организовать творческое сообщество, живущее на природе, создающее проекты, в том числе для улучшения городской среды: фабрик-арт, медиа-арт, архитектура, современное искусство. Мы хотим сделать место, чтобы здесь могло жить 500 — 600 человек постоянно, какая-то часть из них не будет участвовать в создании проектов, будет просто туристами.

Всего за несколько дней июля в этом году деревню Никола-Ленивец в Калужской области посетили около 10 тысяч человек. Там есть всё необходимое не только для комфортного творческого отдыха, но и всё с точки зрения бытоустройства. Те, кто занимаются туристическим бизнесом понимают, люди любят весьма условную природу. Они не поедут просто в обычную деревню, даже если там множество арт-объектов. Людям нужна инфраструктура.

Чем Рябово хуже?

Такая арт-резиденция как в Калужской области могла бы появиться и в Кировской, благо что и территория имеется, и идейная почва тоже. Васнецовское Рябово. В 2011 на территории музея-заповедника случилась масштабная застройка. Восстановлена усадьба с амбарами, конюшней, беседкой. Всё в духе времён братьев Васнецовых. Сотрудники музея соорудили сказочную тропу по мотивам картин Виктора Васнецова. А в мае этого года на тропе побывали участники Всемирных сказочных игр. В общем, по подсчётам Ирины Любимовой, директора Вятского художественного музея (Рябово — его филиал) в этом году в усадьбе побывали около 15 тысяч туристов. Для сравнения ещё в 2008 году проходила максимум тысяча посетителей.


- В идеале, конечно, мы бы хотели видеть в Рябово полностью восстановленный дом творчества, где мы могли бы принимать художников во время пленэров и керамических симпозиумов, хотели бы отреставрировать мемориальный дом, построить административное здание с лекционным залом и библиотекой, - рассказывает Ирина Любимова. - Сложность в том, что когда к нам приезжают люди, им негде перекусить, они готовы остаться переночевать, но нет для этого условий. Местное население отказывается принимать гостей на ночлег, хотя мы этого не понимаем.  Ведь по идее для них это возможность заработать. Накормить людей, пустить переночевать и получить за это деньги. Почему нет?  Конкурс на эскизный проект гостиничного комплекса уже проведён. Сейчас нужен инвестор, который мог бы вложить свои средства в реализацию проекта. В планах и гостиница, и столовая, и баня, и развлекательный комплекс, и пешеходные тропы. Мы надеялись, что предприниматели Зуевского района откликнутся, но пока люди не видят перспектив. А всё, что зависит от музея, мы делаем. Но денег на развитие инфраструктуры нет. В 2013 г. - бюджет области очень сложный. Мы получили средства только на проведение пленера и керамического симпозиума.

Впрочем, даже симпозиум нынче пришлось проводить не на территории Рябово, а в Уржуме. Потому что здание бывшей каменной школы, где принимали художников в предыдущие годы, пришло в негодность. Крыша протекает, полы гниют, поддерживающего ремонта недостаточно, а на капитальную реконструкцию средств нет. Так что даже судьба ежегодных встреч художников теперь под вопросом, а уж о массовом туризме приходится пока только мечтать.

Не с нуля начинаем

Идея развития массового туризма в области появилась не сегодня. Предприниматели давно почувствовали, что у нас эта тема может быть благодатной. Например, Центр активного отдыха «Летучий корабль» за последние несколько лет привлек в регион сотни иногородних туристов. Вот только заслуги эти власти пока не очень ценят.

-Мы как инвесторы в этой сфере постоянно рискуем своими деньгами, - комментирует директор центра активного отдыха «Летучий корабль» Ольга Лобастова, - У нашего проекта «Заповедник сказок» нет долгосрочного договора с администрациями, поэтому говорить о ясных перспективах развития сложно. Ни по поводу заповедника, ни по поводу Всемирных сказочных игр, которые мы в этом году организовали и по большей части профинансировали, никаких конкретных договорённостей с властью нет. Хотя с точки зрения пиара области наши проекты оказались эффективны. Сейчас к нам едет гораздо больше туристов, чем в прошлом году. Более того с этого года по нашим программам начали работать федеральные туроператоры. Это большая победа. Только в декабре и январе Дачу Деда Мороза посетят 15 иногородних групп. Из Ижевска, Нижнего Новгорода, Йошкар-Олы, Москвы и даже Северодвинска.

Всё это сложно создаётся и тяжело продвигается, рассказывают те, кто работают в сфере внутреннего туризма. Условия постоянного преодоления. Недостаток средств - не единственное препятствие. Иногда, например, на территории культурного объекта начинается захват земли, а иногда и само население в окрестностях объекта напрямую мешает, например, загрязняет территорию.

В общем, в таких условиях создавать из Кировской области туристическую мекку крайне сложно, заявляют предприниматели. И еакие инвесторы, как Максим Ноготков, к нам не спешат. 

Поддержка будет

Резонанс вокруг Всемирных сказочных игр, привёл к тому, что  областные власти договорились с Ростуризмом о проведении всероссийской конференции на тему развития детского туризма.  Она будет проходить в следующем году в рамках вторых Всемирных сказочных играх. Более того, лучшие бизнес-проекты туристической тематики получат финансовую поддержку области.

- На сегодняшний день принято решение о проведении грантовых конкурсов в 2013 году. Первый был  в 2011, и те результаты, которые мы получили, нас очень порадовали, - говорит глава департамента культуры Павел Сырцев, - Проект Динопарка в Котельниче, например, вселил уверенность, что такие проекты нужны, они могут позиционировать регион как туристически привлекательный. Мы можем и должны гордиться своими историческими и культурными достопримечательностям. В силу утраты технобрендов, таких как «Вятка-автомат», для нас теперь главная задача восполнить эту брешь. Поэтому мы планируем делать ставку на  историко-культурные ценности. Сейчас принимаем решение по суммам грантов. Будет выделено 15 миллионов рублей, а для наших муниципалитетов это реальная возможность заявить о себе. 

То, что такие проекты могут и должны привлекать в область деньги, профессионалы не сомневаются. Вот и Максим Ноготков называет своего «Николу-Ленивца» вовсе не благотворительным проектом.

-Благотворительный проект — это передача денег людям, от которых не будет отдачи. Социальный проект в состоянии регенерировать свою деятельность самостоятельно, он позволяет зарабатывать деньги, которые дают ему возможность существовать, - говорит Максим Ноготков. 

Вот только дальше Калужской области в сфере туризма у Максима Ноготкова интересов нет. Как пошутил сам предприниматель на встрече с журналистами в Кирове, с точки зрения развития бизнеса Вятка ему интересна только как регион, где работают магазины «Связной».

Проблема в том, что на все регионы таких ноготковых не напасёшься. Чтобы развивать Рябово, Котельнич или Уржум, конечно нужны деньги, но не только они. Нужны инвесторы, которые по-настоящему «болели» бы темой. Только тогда есть шанс получить результат.

- Мы делаем проект для себя, как выплеск творческой энергии, для реализации идей, которые нам лично творчески нравятся, - подытоживает Максим Ноготков, - Сейчас мы уже не ставим цели увеличить туристический поток, наоборот, сейчас мы думаем о том, как бы его ограничить.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: