Ловцы удачи: как выглядел бы российский список Forbes в начале 20-го века?

Современные российские миллиардеры у всех на слуху. В прессе то и дело всплывает информация о том, что кто-то из них приобрел очередную яхту, футбольный клуб, или остров в Тихом океане...Между тем, о богатейших людях, которые жили до эпохи «Великого Октября», помнят лишь немногие. При чем эти люди когда-то не только зарабатывали и тратили миллионные состояния, но и вносили огромный вклад в развитие отечественной экономики. Большинство их имен незаслуженно преданно забвению, хотя еще столетие назад эти финансовые воротилы были цветом не только российской, но и мировой элиты.

Николай Второв - русский Морган

Пожалуй, самым именитым олигархом дореволюционной России был Николай Второв. Своей деловой хваткой он заслужил от современников прозвище «русский Морган». Также как и заокеанский монополист, Второв «влезал» практически во все отрасли тогда еще не народного хозяйства. Впрочем, неизвестно, кем бы он стал, если бы не его предприимчивый отец, который после своей смерти оставил двум своим сыновьям более 10 миллионов рублей капитала, магазины и мануфактуры по всей Сибири. За несколько лет ведения дел Второв-младший увеличил это состояние в 6 раз! А начинал талантливый бизнесмен с золота, став совладельцем одной из самых успешных золотопромышленных компаний в Сибири.

Однако по-настоящему «поднялся» русский Морган вовсе не на «презренном металле», а на легкой промышленности. В 1907 году он возглавил компанию текстильных магнатов Коншиных, и сразу же принялся модернизировать все фабрики, завозя туда новые станки и оборудование из-за границы. Это сразу же дало результат. Выросла производительность труда, а с этим и прибыль. Но этим Второв не ограничился. Буквально в это же время, он приступает к созданию товарищества вывозной и внутренней торговли, которая объединила в себе трех крупнейших гигантов текстильной промышленности страны: товарищества Коншина, Товарищества ситцевой мануфактуры Гюбнера, и Товарищества Даниловской мануфактуры. В результате, появился вполне легальный текстильный олигополистический трест, товары которого «оккупировали» не только внутренний рынок бескрайней Российской Империи, но и начали приникать на рынки Европы и США.

Еще до начала Первой мировой войны Второв молниеносно врывается в банковский сектор, приобретя контрольный пакет акций банка «И.В.Юнкер и Ко», который он реорганизует в Московский промышленный банк. Причем, делает это на удивление своевременно. Со вступлением России в войну, отечественная промышленность получила дополнительный импульс к развитию. За годы Первой мировой Второв приобретает несколько цементных заводов, химических производств, 6 железнодорожных компаний, компанию по производству фотографических пластинок, вкладывая в эти фирмы миллионы рублей.  Не был чужд для Второва и рынок недвижимости. В 1912-13 годах он, несмотря на опасения скептиков, выстроил в Москве в непосредственной близости от Китай-города комплекс зданий «Деловой двор».

Для Первопрестольной это была настоящая революция в сфере делового строительства. Фактически «Деловой двор» стал первым бизнес-центром не только столицы, но и всей России, наподобие нынешнему «Москва-сити». В созданных Второвым помещениях было все для того, чтобы вести бизнес. В частности, предпринимателям предоставлялись в аренду помещения под офисы, торговлю и склады. Была там и респектабельная гостиница, не говоря уже об услугах почты, телеграфа и телефона. Впрочем, телефон был и практически во всех магазинах Второва.

Он явно ценил научно-технический прогресс, а потому в 1916 году решился открыть первый в России завод электростали. Построить его решили в совершенно глухом болотистом месте - недалеко от железнодорожной станции Затишье в Богородском уезде Московской губернии. В итоге, металлургический завод возвели всего за год — в памятном октябре 1917 года на нем пошла первая плавка. Однако превращение своего детища сначала в поселок, а затем и в город Второв  так и не увидел. В мае 1918 года обладателя самого большого состояния России застрелили в его собственном кабинете. Русскому Моргану тогда было 52 года. Кто совершил это убийство, до сих пор остается загадкой. В наше время о некогда богатейшем человеке страны напоминает разве что памятник, поставленный ему не так давно в Электростали.

Самуил Поляков - железнодорожный король

В России, как известно, две проблемы: дураки и дороги. Впрочем, на строительстве последних можно очень неплохо заработать. Особенно, если эти дороги железные. Наверное, когда-то приблизительно также рассуждал «железнодорожный король» России Самуил Поляков. Свою первую железную дорогу этот неординарный предприниматель построил в возрасте 26 лет. После удачного опыта, он взял в субподряд работы по строительству Рязанско-Козловской железной дороги. Уже на этом деле Поляков сумел заработать немалые деньги, которые, впрочем, его амбиций не удовлетворили. Путем сложных и хитроумных комбинаций, и используя все свои связи, Поляков добивается решения о продолжении строительства дороги - до Воронежа. При этом, он умудрился договориться с тогдашним министром путей сообщения России Мельниковым о том, что стоимость версты строительства обойдется государству в 75000 рублей серебром — баснословные по тем временам деньги. По расчетам современников, реальная стоимость строительства дороги равнялась 9 тысячам рублей за версту. Получается что из каждого казенного рубля предприниматель положил в себе карман как минимум 80 копеек. Даже по сегодняшним меркам, «распил» невороятный!

Схожим образом, Поляков строил и многие другие дороги, причем их качество оставляло желать лучшего. Однако несмотря на не совсем чистую бизнес-игру, Полякову каждый раз удавалось выходить сухим из воды. И прежде всего потому, что строились его дороги с невероятной скоростью. А это, в свою очередь, удавалось лишь благодаря огромному управленческому и организаторскому таланту. Возводить дороги быстро получалось благодаря тому, что Поляков одним из первых начал применять новые управленческие схемы. В частности, его субподрядчики получали определенный фронт работ, который должны были сдать в заранее обговоренный срок. В это же время поставщик должен был поставить на стройку все необходимые материалы.

Координировал все работы сам Самуил Соломонович. В частности, ему до 1943 года принадлежал рекорд по скорости строительства двух железнодорожных веток во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Более чем 320-километров железнодорожных путей между Бендерами и Галацем, включая 204 моста, строители под руководством Полякова проложили за 100 дней! Умер «железнодорожный король» в возрасте 52 лет. Причем смерть его была из разряда курьезных. Он скончался на похоронах своего родственника и друга, знаменитого филантропа и предпринимателя Абрама Варшавского.

Алексей Алчевский - литейщик всея Руси!

Алексей Алчевский является создателем первого в России акционерного ипотечного банка и финансово-промышленной группы. Заняться банковским делом Алчевский решает в 1860-х годах, когда приступил к созданию Харьковского общества взаимного кредита. После чего он основывает Харьковский Торговый банк, который стал третьим в Империи учреждением акционерного коммерческого кредита после Петербургского и Московского банков.
На базе Харьковского земельного банка Алчевский создает первый в стране акционерный ипотечный банк.

Однако бурная деятельность  Алчевского одними банками не ограничилась. В 1879 году коммерсант учредил Алексеевское горнопромышленное общество — одно из крупнейших на Донбассе. Также он инициировал строительство металлургических заводов Донецко-Юрьевского металлургического общества и общества «Русский Провиданс» в Мариуполе.
Возводя свои заводы, Алчевский делал ставку не только на производство рельсов. Он строил работу таким образом, что вместе с рельсами его предприятия производили чугун и сортовое железо.

В итоге, к 1900 году личное состояние Алчевского равнялось порядка 30 млн. рублей! Однако уже через год Алчевский был фактически разорен экономическим кризисом 1899-1902 годов. Получив отказ в помощи от министерства финансов, он покончил с собой, бросившись под поезд на Царскосельском вокзале Петербурга.

Александр Манташев - первый нефтяной магнат

Наверное, не было на Кавказе в начале 20 века человека более уважаемого и влиятельного, чем Александр Манташев. Как и многие деловые люди того времени, свое первое серьезное состояние Манташев сколотил на банковской деятельности. В 1887 году он выкупил контрольный пакет Центрального Коммерческого банка Тифлиса, став его полновластным хозяином. С этого времени его банк активно начинает инвестировать в каждое торговое направление на Кавказе. Но самую главную в жизни инвестицию Манташев совершил тогда, когда не побоялся вложиться в рискованную  по тогдашним временам затею.

По совету друга, он приобретает несколько нефтяных скважин. Причем, у прежнего владельца скважины не то что не приносили дохода, но даже работали в убыток.

Однако Манташев не просто выкупил нефтеносные участки, он построил «с нуля» керосиновый завод в Баку, завод смазочных масел, а также морскую пристань и элеватор. Инвестиции были огромные, Манташев то и дело балансировал на грани разорения. Однако риск себя оправдал. Через некоторое время Александр Манташев приобрел в Англии два танкера, которые начали поставлять нефть в Индию, Китай, Японию, а также в страны Средиземноморья.

Компания Манташева становится одной из крупнейших нефтедобывающих компаний мира. Манташев знакомится с Ротшильдом, после чего строит первый в мире 835-километровый нефтепровод Баку — Батуми. Следуя принципу: не держи яйца в одной корзине, в 1908 году Манташев  вкладывает серьезные средства в развитие  нового  и перспективного бизнеса — создание и продюссирование кинофильмов. В Москве для создания своих синема он привлекал лучших отечественных режиссеров и актеров той эпохи. По воспоминаниям современников, Манташев при огромном состоянии был человеком очень скромным, даже передвигался по городу пешком, либо на общественном транспорте. Своим наследникам он оставил огромное состояние и компанию, которая конкурировала с западными Shell и «Товариществом нефтяного производства братьев Нобель». К слову, именно на предприятиях Манташева устраивал забастовки и практиковал революционную деятельность Джугашвили, будущий вождь  народов Иосиф Сталин.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: