Жители омутниского поселка Лесные Поляны в декабре собрались, чтобы узнать, какова судьба проекта, который мог бы обеспечить работой фактически умирающий после закрытия леспромхоза поселок. Если для конкретного поселка проект «Кировской лесопромышленной компании» — это новая жизнь, то для области в целом предоставление леса под обещания инвестиций — это многомиллионные потери и уменьшение и без того ограниченных свободных лесных ресурсов для местного бизнеса.
– Помню, нас, население, собирали на публичные слушания в 2014 году. В конце 2015 года заехала техника, появилось много народу. Техника работала, мы видели, что они разровняли часть территории бывшего леспромхоза, подготовили площадку под первую очередь строительства, протянули ЛЭП и подстанцию. Построили двухэтажное офисное здание. Все это за 3-4 месяца. После этого свернулись и уехали. Проходит год, потом второй. Пошли разговоры о том, что это отмывание денег или распил бюджета,— рассказывает недавно избранная руководителем муниципалитета Лесных Полян Надежда Решетникова и добавляет:— Когда я стала главой, решила разобраться, что происходит с этим проектом. Финансовая ситуация в поселении такая, что для меня это стало приоритетной темой.
Громкий проект
Речь идет о широко известном проекте, о планах по реализации которого в Лесной Поляне еще 2014 году заявила «Кировская лесопромышленная компания» (КЛПК), контрольный пакет которой принадлежит венской фирме Diversa Metallorum GmbH. Впрочем, больше внимания привлекалось к другому проекту этой компании — планам по восстановлению в соседней Песковке металлургического производства. Но уже тогда можно было предположить, что лесной проект при условии получения статуса приоритетного будет реализован в первую очередь.
В публикациях того времени назывался рекордный объем запрашиваемой лесосеки — 600 тыс. кубометров в год. Только продажа этого леса на корню позволила бы иметь до четверти миллиарда чистой прибыли. Впрочем, в конце 2015 года эту заявку несколько сократили.
6 миллиардов обещаний
Технический директор КЛПК Владимир Олейник сообщил, что 25 декабря 2015 года Никита Белых подписал распоряжение правительства №504 о приеме заявки компании (сейчас этого документа нет в свободном доступе). По словам топ-менеджера компании, за ней были зарезервированы делянки в Омутнинском, Афансьевском и Верхнекамском районах с общим объемом ежегодной лесосеки 463,91 тыс. куб. м, в том числе 260 тыс. кубов березы.
– В составе комплекса целых шесть производств. В первую очередь мы хотим создать производство материалов для деревянного домостроения как бизнес-класса, так или эконом-класса. Это необходимо для собственных нужд проекта. Наши технологии абсолютно соответствуют мировым стандартам. Вторая очередь — около 75 тыс кубометров фанеры, из которой 70% — ламинированная. Сделано уже много. О том, что уже сделано и то что планируется сделать, я могу рассказывать сутками,— признался журналисту «Навигатора» Владимир Олейник.
По его словам, в проект уже вложено 284,7 млн рублей из запланированных 6 млрд рублей.
Что еще хотят чиновники
– Все, что необходимо для реализации проекта, а это определено постановлением правительства Российской Федерации, все требования мы выполнили. Документы представили во все инстанции. Нашу концепцию, согласно постановлению и закону Кировской области, мы подготовили. Согласовали с Рослесхозом. Техническую часть согласовали с Минпромторгом. Подтвердили наличие средств. Но до сих пор правительство Кировской области по непонятным причинам нашу заявку с приложением в виде концепции не отправляют в Минпромторг для выпуска соответствующего приказа,— рассказал топ-менеджер КЛПК, особо подчеркнув, что это его частное мнение, а не официальная позиция организации.
В правительстве Кировской области отказались официально прокомментировать ситуацию. В частном разговоре сотрудник лишь отметил, что сейчас на рассмотрении находится целый ряд заявок на предоставление статуса приоритетного инвестпроекта в сфере освоения лесов. Конкретных претендетов наш источник так и не называл. Однако, особо подчеркнул, что ко всем из них предъявляются абсолютно идентичные требования, определенные нормативными актами.
Ситуацию несколько прояснила глава Лесной Поляны Надежда Решетникова:
– Совсем недавно мы ездили в Киров на совещание у министра лесного хозяйства Салина. Там были и представители КЛПК и многих министерств. Там сказали что нужны доработки. Вроде как что-то там не подтверждается, объемы выполненных работ что ли. Мы с коллегами из района, признаться, так по-хорошему и не поняли все тонкости спора,— рассказал глава леснополянского муниципалитета.
Если кратко сформулировать позицию потенциального инвестора — нет дешевого леса, нет инвестиций.
«Нараздавались уже»
Тем временем в регионе есть примеры, когда инвесторы реализуют абсолютно другую стратегию. В «Мурашинский фанерный завод» уже инвестировано 3,5 млрд рублей, в середине декабря запущена первая очередь производства. При этом предприятие лишь недавно сформировало пакет документов на получение статуса приоритетного проекта. По нашим сведениям, у министерства также были вопросы к представленным документам. Но шансы на то, что проект получит статус приоритетного и, конечно, дешевое сырье, достаточно велики.
Однако, нужно признать, что политика правительства Игоря Васильева в лесной сфере не предполагает широкого распространения такого механизма предоставления леса. Напомним, губернатор сразу после прихода в Кировскую область неоднократно заявлял о том, что необходимо кратно увеличить доходы от использования лесов.
Приоритетные проекты означают, что областной бюджет вообще не получает арендной платы (неналоговые платежи). Тогда как при продаже леса через аукционы региональный бюджет получает 400 и более рублей за каждый кубометр заготовленной древесины.
Кстати, когда в декабре 2016 года инициатор мурашинского проекта Михаил Магий во время посещения губернатором тогда еще строящегося завода поднял вопрос о включении проекта в число приоритетных, Игорь Васильев отреагировал более чем сдержанно.
– Скажу как есть. Нараздавались уже, но многие проекты так и не реализуются. Поэтому нужно очень внимательно смотреть,— был тогда ответ губернатора.
Добро пожаловать на конкурс
Скорее всего, сейчас региональные власти видят в качестве приоритетного способа предоставления лесных ресурсов под крупные проекты конкурсы. Этот механизм только что был введен в Лесной кодекс. Президент подписал соответствующие поправки перед самым новым годом.
К участию в конкурсах будут допускаться предприятия, которые уже владеют мощностями по глубокой переработки леса. Более того, лесному бизнесу дано право самому инициировать проведение торгов. При этом, в отличие от приоритетных проектов, лесные конкурсы будут предполагать и дополнительные поступления в региональный бюджет.
Для начала проведения конкурсов требуется принятие большого количества подзаконных актов. Но
Игорь Васильев уже активно продвигает этот механизм. Первое заявление он сделал, когда с вступления в силу федерального закона не прошло и 10 дней.
– В Кировской области будет принят ряд подзаконных актов и механизм заработает. Думаем, что к лету нынешнего года процедура будет отлажена. При условиях, если у предприятия есть производственная база, соответствующий уровень оплаты труда и зарплата не в конвертах, они смогут принять участие в конкурсе, — отметил губернатор на встрече с предпринимателями в Туже.
Непривлекательный приоритет
Новая редакция кодекса не отменяет и приоритетные проекты, которые в в нашем регионе приобрели дурную славу. Участие в таких проектах ставит предприятие под жесткий контроль чиновников. Об этом нам рассказывали несколько бизнесменов, которые участвовали в их реализации.
С их точки зрения, претензии порой доходят до абсурда. В качестве нарушения условий предоставления дешевого леса может рассматривать что угодно. Например, приобретение автомобилей или даже бензопил другой марки.
Хотя иногда чиновники могут быть и менее внимательными. Об этом свидетельствуют приговор в отношении бывшего куратора приоритетных инвестпроектов Сергея Вандышева.
Можно предположить, что при прошлой администрации были и другие способы повышения лояльности чиновников. Напомним, экс-губернатора Никиту Белых как раз обвиняют в получении взяток на 600 тыс евро за «общее покровительство» структурам Ларицкого–Зудхаймера, которые реализовывали два инвестиционных проекта.
Таким образом, правительство Васильева руководствуется не только нежеланием раздавать дешевый лес под обещания будущих инвестиций. Оно заинтересовано в том, чтобы максимально дистанцироваться от скандальной практики прошлой администрации. Вот только федералы не отменили механизм приоритетных проектов. И единственное, что сейчас могут сделать региональные чиновники — это продемонстрировать потенциальным заявителям всю тяжесть работы по таким лакомым на первый взгляд приоритетным проектам.
Фото sibirsk-timber.ru, администрация сельского поселения Лесные поляны
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»