Кто допустил монополию диспетчерской службы

Автоперевозчки Кирова хотят разделить бремя оплаты за мониторинг их транспортных средств с бюджетом города. Сегодня все автобусы в Кирове оснащены приборами навигации по системе ГЛОНАСС. За ежедневное отслеживание своих транспортных средств перевозчики платят Центральной диспетчерской службе городского пассажирского транспорта (ЦДС). Типовой пакет услуг на 1 машину обходится в 1800 рублей ежемесячно. И если еще 4 года назад  вопросов по стоимости не возникало, то сейчас эта нагрузка становится довольно заметной.

Обсудить эти вопросы представители власти и бизнеса собрались на круглом столе в ВТПП. При этом пользу внедрения системы ГЛОНАСС никто из перевозчиков не оспаривает - это дает возможность быстрее реагировать на все нештатные ситуации.

Главное что интересует перевозчиков – реально ли уменьшить стоимость услуг ЦДС, поскольку, как отметил Александр Харюшин, председатель Вятского автотранспортного союза, все технологии со временем дешевеют. Либо, если это возможно, получить какое-то софинансирование из городского бюджета. Как отметил представитель слободского перевозчика, Закон о навигации требует от перевозчика  собирать информацию о движении автобусов и делать это может кто угодно. А вот контроль передвижения это уже дело заказчика перевозок – т.е. муниципалитета. Получается, что при сборе информации действуют  рыночные отношения, и перевозчик вправе обратиться за этой услугой к любому сертифицированному оператору. Сейчас же ЦДС на кировском рынке выступает в роли монополиста.

У руководства ЦДС свое мнение, они считают что объем услуг предоставляемый центральной диспетчерской службой не может выполнить частное предприятие. К тому же немалую часть в стоимости их услуг занимает амортизация приборов, которые ЦДС предоставляет перевозчикам в аренду.

- Мониторинг, который мы проводим для перевозчиков, довольно объемен. На 1 автобус предоставляется более 10 видов отчетов в различные инстанции и контролирующие органы, - рассказал директор предприятия Дмитрий Никулин. - Но стоимость услуг ЦДС не пересматривалась с 2009 года. При этом мы проводим модернизацию по требованиям Министерства транспорта. Сегодня почти 70% машин переведены на приборы 7 серии, более современные. В тарифе на наши услуги 30% - это амортизация приборов, остальное диспетчерские услуги.

ЦДС навязали чиновники?

Как пояснил начальник отдела транспорта горадминистрации Олег Чичибабин, при проведении конкурса на обслуживание городских маршрутов, главным условием было использование навигационной системы ГЛОНАСС либо GPS. А договоры с ЦДС все перевозчики подписали самостоятельно, никто их не заставлял. В конкурсной документации не было прямого указания на ЦДС, просто на данный момент в городе нет альтернативной структуры.
Кстати, вся конкурсная документация была проработана кировскими антимонопольщиками и признаков навязывания услуг центральной диспетчерской службы в ней не обнаружено.
- Мы всю конкурсную документацию проработали, замечу, что прорабатывали с обеих сторон баррикад, - говорит Артем Молчанов, руководитель кировского Управления ФАС. - Своими путями мы попытались собрать информацию от перевозчиков. Нет ни одного официального обращения. Да и нормативная документация не несет ни одного признака того, что ЦДС кому-то навязывается. За диспетчерской службой закреплена только функция контроля рейсов. По договору перевозчик обязан ежедневно передавать ей результаты проверки автобусных рейсов. Есть ГЛОНАСС или GPS – значит передавайте через систему, нет – значит обеспечьте передачу данных в ЦДС вручную. Поэтому ответ на вопрос, можно ли поставить другого оператора – да нет проблем. И нормативная база это позволяет.

Когда ГЛОНАСС подешевеет

Кроме того, по мнению Артема Молчанова, автоперевозчики, выбирая себе оператора могут более эффективно конкурировать друг с другом.
- Конечно должны быть рыночные механизмы развития отношений оператора и перевозчика.  Сегодня действительно необходимо разделить контроль и оказание услуги по сбору информации. Первая услуга должна оказываться хозяйствующими субъектами, и этот рынок должен быть свободным. Контроль – это функция муниципалитета, а это либо администрация, либо казенное учреждение. Поэтому если сегодня перевозчики выберут не ЦДС, а другого сертифицированного оператора, то это законно и такой перевозчик вполне может работать.  Тариф сегодня составляет 1800 в месяц на одну машину. Соответственно возникает уже рыночный механизм конкуренции. Если я завтра выбираю себе другого оператора, который мне эту услугу предоставляет, условно говоря, за 300 рублей, соответственно я получаю большее конкурентное преимущество, как перевозчик и начинаю более эффективно работать. Поэтому рынок сегодня находится в ситуации, когда у перевозчиков есть возможости конкурировать с использованием более дешевых, но эффективных средств сбора и передачи данных. И у любого оператора есть возможность выхода на этот рынок.

Услуги ЦДС составляют менее 1% в тарифе на проезд в общественном транспорте. С развитием рынка операторов, эта цифра может быть и вовсе исключена из тарифа.
Стоимость услуг, предоставляемых областным оператором для автоперевозчиков, на 1 машину составляет 1800 рублей в месяц.

По заявлениям перевозчиков, в Кирове уже сегодня есть оператор, готовый предложить аналогичный комплекс услуг по сбору данных за 300-500 рублей на 1 машину. Но это без учета аренды оборудования.
 

Узнайте больше о персоне: Никулин Дмитрий Георгиевич
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: