Когда наступают тяжелые времена, одни впадают в ступор, другие игнорируют происходящее, а третьи начинают борьбу. Очевидно, что именно у последней категории есть высокие шансы не просто остаться на плаву, а собрать «сливки» – эта идея стала основным лейтмотивом бизнес-форума «2015 – время изменений, или Как управлять бизнесом в кризис».
Форум, организованный крупнейшими СМИ Кировской области, собрал на своей площадке более сотни предпринимателей, которые выбрали активное противостояние новым условиям. По атмосфере в зале явно ощущалось, что бизнесмены настроены на хладнокровную оценку ситуации и горят желанием искать новые возможности, а не поддаваться панике. Да и есть ли реальный повод для негативных настроений? Вот на какой вопрос, по мнению выступавших экспертов, должен ответить каждый управленец в первую очередь.
Больше позитива
- В сложившихся условиях выиграют в первую очередь экспортеры, сельхозпроизводители и бизнес, связанный с импортозамещением, - комментирует ситуацию Константин Кропанев, исполнительный директор ООО «Финансовая компания АЖИО». - Не трудно предположить, что в выгодном положении, к примеру, оказались такие предприятия, как Уралхим, завод ОЦМ. Кроме того, традиционно богатством Кировской области считается лес, и тот, кто занимается его экспортом, должен остаться с неплохой прибылью. А вот в числе аутсайдеров, окажется бизнес, где довольно большая часть издержек привязана к валюте, предприятия с регулируемыми тарифами и с устаревшими основными фондами. Нелегко придется финансовым и бюджетным организациям.
Наряду с угрозой снижения спроса, увеличения издержек, риском банкротств и роста неплатежей, бизнесу уже пришлось столкнуться с подорожанием кредитов:
Не стоит ожидать резкого изменения ситуации в лучшую сторону - на российскую экономику давят многие факторы, и это нужно понимать, - говорит Владимир Скобелкин, председатель правления ЗАО «Первый Дортрансбанк». - На данном этапе лучше воздержаться от кредитования на инвестиционные цели. Кроме того, я бы советовал пока не брать ипотеку. Ставка агентства ИЖК по ипотеке на март -18,6%. Объем выданных ипотечных кредитов в феврале нашим банком – ноль. С чем это связано? Сверху было озвучено, что будет датирование до уровня 13,5%. Прогноз озвучен, а механизм не приготовлен. Поэтому стоит подождать.
- Как нам относиться к происходящему? С позитивом! – поддерживает обсуждение Ильяс Агаев, директор департамента консалтинга «Бизнес-информ». - Мы смотрим на растущие цены на нефть, курсы валюты, другие показатели – все это важно, но мы не можем влиять на ситуацию. Поэтому в первую очередь необходимо сконцентрироваться на собственном бизнесе, на управлении издержками, быть гибкими и готовыми быстро перестроить бизнес-процессы.
В поиске новых возможностей
Цена неграмотной стратегии и пассивности для бизнеса – это нереализованный шанс совершить колоссальный рывок в этот период. Поэтому не стоит зацикливаться только на проблемах: в кризис 2015 года у бизнеса появляется ряд новых возможностей.
- В первую очередь, это рост прибыли у экспортоориентированных предприятий, более дешевая возможность зайти на новые рынки, импортозамещение. Кроме того, себестоимость рабочей силы в России снизилась за последние два месяца вдвое: если работнику в среднем платили $500, то сейчас -$250, - продолжает Константин Кропанев. – Это отразилось на деятельности многих компаний. К примеру, не так давно руководство АвтоВАЗа заявило о своих планах увеличить экспорт машин за рубеж в два раза. А Nissan планирует переориентировать свои заводы в России на продажи в Скандинавию, потому что их издержки, если рассчитывать в долларовом эквиваленте, значительно сократились.
Какие возможности открыли для себя кировские предприниматели в новых условиях, участники форума узнали из первых уст.
- Мы развиваем сеть общепита, и в сентябре приступили к ремонту нового помещения, - рассказывает Павел Дорофеев, совладелец ООО «Большая столовая». - Получилось так, что в самый разгар ремонта и закупки оборудования вырос курс доллара, и мы столкнулись с непредвиденными трудностями, но все же сохранили оптимизм. Как ни странно, но такой формат общепита, как столовая, в кризисное время приобретает еще большую популярность. Кроме того, мы пытались создать заведение такого уровня, куда приходили бы и предприниматели. В результате они не стесняются обедать в столовой вместо ресторанов и тем самым существенно экономят.
Для другой молодой компании «Академия Чистоты» кризис стал без преувеличения поворотным моментом:
- Еще недавно мы всерьез обдумывали решение о закрытии, - делится своей историей директор фирмы Ольга Чиркова. - Но в начале января мы неожиданно получили новых клиентов, которые в условиях экономической нестабильности начали делать мониторинг поставщиков. В итоге они нашли предложенные нами условия более интересными, чем у конкурентов. Теперь мы настроены продолжать активно работать, а участие в форуме зарядило меня дополнительным энтузиазмом. Я согласна с тем, что кризис – у нас в головах, и его не стоит опасаться. Это время для решения новых задач.
Солидарна с этим утверждением и Лариса Есюнина, генеральный директор лингвистического центра Relod, которая вместе со своим предприятием удачно миновала все предшествующие спады российской экономики.
- Вы помните, что происходило в стране в 1998 году. Но, как ни странно, кризис сыграл нам на руку, потому что в то время голодные учителя фактически не имели средств к существованию, а у нас появилась возможность привлечь к работе самых лучших специалистов. За этот год мы выросли в разы - число наших клиентов увеличилось с 40 до 500-700! И могу сказать, что все самые доходные направления, которые развиваются у нас сейчас, рождались именно в кризис. На мой взгляд, в такие непростые периоды у каждого руководителя должно обостряться чутье на перспективные идеи.
Коммерческое чутье может привести и к новым, неосвоенным рынкам – о таком опыте рассказал директор радиостанции «Мария FM» Михаил Анненков:
- В прошлый кризис мы решили выйти на новый этап своего развития и открыли 5 новых филиалов по Кировской области, где до этого не вещала ни одна радиостанции. Мы получили новых клиентов, в том числе и кировских предпринимателей. Как оказалось, им было интересно донести информацию о себе до жителей районов, которые в преобладающем большинстве (до 70%) приезжают делать крупные покупки в город. В итоге в 2008-2009 гг. наша радиостанция не потеряла ни копейки благодаря тому, что удалось компенсировать все падения продаж за счет новых радиостанций. В тот момент я вспомнил метафору: когда трава на пастбище выжжена, бесполезно рыть копытом землю. Ищите новую долину – ищите новый рынок, где у вас не будет конкурентов.
Необходимость искать варианты, будь то уникальное торговое предложение, пустующая ниша или новые партнеры, порой может привести к неожиданным открытиям.
- Перед нами встала задача найти отечественную альтернативу некоторым импортным запчастям и технике, - рассказывает Олег Симаков, директор компании «Аксель Плюс». - В результате мы вышли на очень серьезные аналоги, чья история производства берет истоки еще с советских времен, но раньше мы о них не слышали, потому что они не заявляют о себе и совсем не представлены в информационном поле. Похожий пример был у моего коллеги: ему пришлось искать замену импортной швейной фурнитуре, и он нашел партнеров в Вологде, чему был несказанно удивлен. Семь лет он не знал об их существовании, а тут из-за кризиса нашел такой выгодный вариант. Причем сделал это элементарно, чуть ли не через обычный справочник.
Остаться в информационном поле
Все эти примеры убедительно доказывают, в кризис особенно необходимо оставаться в информационном поле. Эксперты и бизнесмены единодушны во мнении, что сейчас нельзя урезать бюджет на рекламу - слишком велик риск, что за время экономического спада о вас попросту забудут.
- Кризис – это повод восстановить старые дружеские связи, получить новые знания и установить новые планки. В первую очередь, чему стоит научиться, так это управлению своими расходами, - считает Вячеслав Вакушин, директор компании «Мехико». – Но к экономии нужно подходит разумно. Во время кризиса рынок не опускается до нуля. А это значит, что непозволительно прекращать заявлять о себе и ни в коем случае нельзя терять связь со своей целевой аудиторией.
- На рынке остается тот, кто борется за клиента, - подчеркивает бизнес-консультант Антон Протасов. – Важно осознать, что когда большинство занимает выжидательную позицию, у вас появляется уникальная возможность обогнать конкурентов. В этом отношении показателен пример компании «Вимм-Билль-Данн», которая в 1998 году благодаря агрессивному маркетингу заняла лидирующие позиции на российском рынке молочной продукции, и до сих пор никому не удалось их потеснить.
Не менее важно понимать, кому вы хотите донести информацию о себе, кого привлечь. В связи с этим будет не лишним пересмотреть свою клиентскую базу, определиться, кто может приносить предприятию прибыль и сосредоточиться на этой группе.
- Все достаточно просто: оглянитесь на опыт прошлых кризисных периодов и используйте его сегодня, - советует Михаил Анненков. - Поднимите архивы, выясните список реальных покупателей 2009 года, проанализируйте, что тогда было востребовано и по каким причинам. Если вы никогда не вели подобную статистику, то самое время за нее взяться, потому что этот кризис - не последний. Неизвестно, сколько пройдет лет - 10, или может быть 15, но вам пригодится эта информация. Наша радиостанция ведет специальный мониторинг эфиров уже более 10 лет, благодаря чему мы получаем полный перечень организаций, которые приобретают нашу услугу. Сегодня я могу открыть специальную таблицу и посмотреть, кто покупал рекламу в радиоэфире в январе 2009 года. Чем больше выходов в эфир, тем более высокую позицию в списке занимает компания. Что интересно, когда мы стали прорабатывать эту таблицу, выяснилось: те, кто стояли в ее конце, на сегодняшний момент прекратили свое существование. И наоборот: те, кто активно вкладывался в рекламу во время кризиса, процветают и сегодня.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»