Константин Ситчихин: Плохие дороги не от бедности, а от жадности!

Уже третий год работает группа общественного контроля в сфере ремонта и содержания дорог. Вслух власти заявляют о полной поддержке деятельности общественников. Но все ли так гладко на самом деле? О том, какие дороги отремонтируют в предстоящем году и как на «освоении» более 1,1 млрд рублей могут подзаработать нечистые на руку чиновники и бизнесмены, рассказал руководитель группы Константин Ситчихин.

– Как общественный контроль оценивает реальные итоги ремонтной кампании прошлого года? В каком состоянии оттаивают свеже отремонтированные дороги?

– Дорога Киров–Русское в нормативном, удовлетворительном, но не в хорошем состоянии. Пока мы не можем оценить объем возможных разрушений дорожного покрытия. Сейчас такая погода, которая способствует разрушению дорожного покрытия. Те трещины, шелушения и ямы, которые мы видели во время рейда несколько дней назад будут разрастаться из-за колебаний температур и насыщением водой грунтов.

– Но в контрактах прописана гарантия...

– Любой подрядчик сейчас вполне может «соскочить» с исполнения гарантийных обязательств. Поскольку ремонт не был капитальным, подвижки грунтов в основании дороги может быть принято, как причина разрушения внешнего слоя. Тем более, у подрядчиков есть результаты экспертизы о том, что работы были выполнены в рамках существующих норм. Это касается дороги Киров–Русское. Но в городе ситуация схожая. Есть небольшие провалы, образование ям, проблемы с люками.

– Какие основные трассы в Кирове планируется отремонтировать в 2018 году?

– Будут крупные работы на улице Ленина и дороге Киров–Нововятск. Будут делать дорогу, как мне кажется, до крупного карьера в районе Костино, а не до близлежащей деревни.
Пока мы понятия не имеем когда и что будут ремонтировать. Графика работ нет. Информации о привлечении субподрядчиков, что прописано в контрактах, тоже нет. А подрядным организациям уже пора осматривать объекты, чтобы заблаговременно требовать корректировок в техзаданиях, которые не соответствуют реальному состоянию дорог и необходимому объему работ.
В прошлом году с этим была масса проблем, когда забыли о поднятии люков, и неверно рассчитали необходимое количество материалов и прочее. Посмотрите, что произошло в прошлом году на улице Свободы. Сейчас все колодцы уже провалились. Просто ужас.
Все эти вопросы требуют массу времени. Если ситуацией не заняться уже сейчас, ремонт вновь уйдет в зиму.

– Сейчас модно говорить о риск-ориентированном контроле. Какие еще риски вы видите в предстоящей ремонтной кампании?

– Известно, что аукционы выиграли две крупные кировские, подчеркиваю, кировские компании. «Вятавтодор» и ГДМС. В последнее время региональное правительство обеспечивает «Вятавтодор» огромными объемами работ. Недавно компания получила миллиардный контракт на содержание областных дорог. Сейчас заключен контракт на 372 млн рублей на ремонт дорог в Кирове. На очереди еще более 10 аукционов на ремонт дорог в области на сумму более 650 млн, думаю, они будут заявляться и туда.
Встает вопрос о рациональном использовании этих ресурсов. Ведь «Вятавтодор» — это государственное предприятие.
С одной стороны, хорошо, что это государственные и муниципальные организации. Мы, как общественная контрольная группа, можем их контролировать через ресурсы размещения госзакупок.
Но сейчас нас беспокоит то, что по результатам предварительного анализа у держателей обоих госконтрактов по городу Кирову пока фактически нет закупленного сырья для осуществления ремонтных работ. А формировать запасы тех же битума и щебня рационально начинать еще декабре–января. Сезон дорожных работ закончился, цены на сырье падают иногда на 20–25%.
Кроме того, в этот период снижаются транспортные тарифы и есть свободные вагоны. А дефицит вагонов — это крайне острая проблема. Старые вагоны в административном порядке списываются. Заказать новый подвижной состав нереально, все вагоностроительные заводы загружены заказами чуть ли не на 5 лет вперед. То есть тарифы на аренду вагонов резко пошли вверх. Впереди еще и формирование запасов угля перед следующим сезоном.
Сейчас в апреле ситуация на рынке совершенно другая. Ведь дорого ремонтируют не только в Кирове. А президент заявил, что бюджет на строительство и ремонт дорог вырастет чуть ли не в два раза. Значит и спрос на материалы вырастет. Но ни заводов, производящих битум, ни карьеров, где добывается качественный щебень, больше не становится.
И что мы получаем в итоге? Либо для ремонта кировских дорог будут закупаться некачественные материалы, либо цена на необходимые материалы будет завышена. То есть, те средства, которые могли бы быть направлены на развитие технической базы этих госкомпаний, уйдет в никуда. При этом нужно учитывать, что в смете на ремонт дорог порядка 70% — это материалы.

– То есть вообще ничего не закупают?

– ГДМС за последние полгода уже несколько раз объявлял крупные аукционы на закупку материалов. В первый раз в декабре, когда самые выгодные цены, он хотел закупить примерно на 170–180 млн. Второй раз в феврале почти на 320 млн. рублей. Но оба аукциона они отменили. В марте ГДМС объявили аукцион на аренду площадки для размещения так называемых инертных материалов, то есть щебня. И его тоже отменили. На дворе апрель и единственная размещенная закупка — битум на 3 млн рублей.

– Есть какие-то объяснения?

– Наша теория: есть «кто-то», кто закупил вовремя материал и держит его у себя под нужды ремонтной кампании 2018 года. Естественно, эти объемы будут проданы существенно дороже цен закупки. Я прогнозирую, что сейчас закупки даже с учетом падения будут будут на 10–15% дороже, чем могли бы быть. То есть речь идет о десятках миллионов рублей, которые потеряет город и область, а этот «кто-то» положит себе в карман. Мы пока ждем, какие цены будут заявлены при закупках. И там будем составлять сравнительные таблицы и делать запросы со стороны общественной контрольной группы.
Это касается ГДМС, у «Вятавтодора» ситуация лучше. Они сейчас заявляют достаточно большой объем закупаемых материалов.

– Произошли ли какие-то изменения в вашей группе?

– Группа общественного контроля в текущем году существенно изменилась. Был своеобразный конкурс при ее формировании. Количество желающих работать составило полтора человека на место. Сейчас почти половина — это новые люди. Надеюсь, они проявят себя. Но костяк сохранился. Это ребята, которые работают уже с 2016 года.

– Поменяется ли что-то в вашей работе?

– В этом году мы ограничим демагогию. Не слышат — заявление в прокуратуру и другие контролирующие органы. Пусть они разбираются. Мы просто устали сидеть, упрашивать, выдвигать какие-то предложения.
Например, мы сделали запрос в УФАС по Кировской области о правомерности укрупнения лотов. До сих пор не получили ответ. Пришло только письмо о продлении сроков рассмотрения жалобы. Уже контракты подписаны, а ответов нет. Дошло до абсурда: орган, который должен контролировать рынок просит нас самих собрать информацию о рынке подрядных услуг.
Мы не госорган, и не маркетинговое агентство, чтобы заниматься этим. А у УФАС — это профильная деятельность по идее. Хотя возникает впечатление, что они вообще не в курсе, что происходит на рынке. Что они тогда вообще делают?
Мы уже решили, что никого не будем уговаривать. Получим ответ на нашу жалобу и сразу отправим в прокуратуру. Мы уже говорили об этом с прокурором. Там тоже ждут текст ответа, чтобы проверить его законность. Это пример того, как мы будем дальше работать.
Конечно, хотелось бы иметь дополнительные технические средства, элементы автоматизации. И суть не в том, что мы любим электронные гаджеты. Чем лучше налажен контроль, тем меньше денег можно увести. Наша задача добиться того, чтобы и мы, и заказчик проводили контроль качества на всех этапах, включая те, работы которые не видны невооруженным глазом.

– Кстати, уже при первых попытках контролировать работу дорожников еще в 2010–11 годах стало понятно, что без лабораторных анализов реально оценить качество крайне сложно. Знаю, что у вашей группы в прошлом году были планы по работе в этом направлении.

– Нам не дали провести независимую экспертизу в прошлом году. На словах все были согласны. Но решения и ответы мы получили глубокой осенью, когда практически все работы были завершены. При этом в ответе написали, что дополнительный контроль качества работ нецелесообразен.
Это серьезный вопрос с финансовой точки зрения. Нужно порядка 100–200 тысяч, для проведения экспертизы. Кроме того, для организации регулярного контроля нужна независимая лаборатория.
Мы предлагали создать ее на базе ВятГУ. Но нам также отказали. Руководство университета почему-то решило, что это исключительно коммерческий проект со стоимостью инвестиций около 5 млн рублей, который не окупится.
Странно, в ВятГУ есть масса учебных лабораторий. Есть профильные специальности и исследовательские направления. Но они по какой-то причине не хотят вкладывать средства в повышение качества подготовки по этому направлению строительства. Видимо будущим дорожным строителям противопоказано уметь анализировать качество асфальта. А, того и гляди, знать из чего же он реально состоит.
Мы донесли эти аргументы. В ответ ти-ши-на.

ремонт дорог
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: