На фоне снижающихся год от года объемов выпускаемых книг, набирают обороты книги малыми тиражами. Все больше бизнесменов, любителей истории, фотографии хотят опубликовать издание для себя и своих друзей. О ситуации в издательском деле мы поговорили с Евгением Дроговым, директором «О-Краткое».
– Какие тенденции существуют на книгоиздательском рынке? Повлиял ли экономический спад?
– Кризис который начался в 2008 году докатился до книжной отрасли только в 2010-м году. Но настоящий обвал рынка случился в 2014 году. Все это происходило на фоне девальвации рубля. Лишь последние три года можно констатировать восстановительный рост. Изданий выпускается очень много, но падает средний тираж. Так, если раньше в России большим тиражом считалось 10–20 тыс. экземпляров, то сегодня пять и меньше. Для региональных издательств 1000 экземпляров — это хорошо. А средний тираж упал ниже 500.
2017 год показал, что большинство наших заказчиков адаптировались к тому уровню доходов и цен, которые сложились после 2014-го. Мы почувствовали некоторый рост частных, корпоративных и бюджетных заказов.
– Насколько развит издательский бизнес в нашем регионе?
– В Кирове формально существует порядка 100 издающих организаций. Активными являются примерно десятая часть издателей — это те, кто выпускает не менее 12 книг в год.
– Есть ли четкие границы между издательствами и типографиями, которые теоретически тоже могут взяться за выполнение таких запросов?
– Я знаю очень мало примеров, когда типография становится успешным издателем. Это два очень разных бизнеса. Разделение объясняется тем, что, например, разные книги выгодно печатать в разных типографиях, у каждой из них своя специфика.
Есть типографии, которые берутся издать книгу «дешево и сердито». Без редактирования материала, интересной верстки и хорошей печати. А есть элитные, которые выпускают книги с мелованной бумагой большего формата.
– Кто обращается за публикацией? Можете нарисовать некий образ частного заказчика?
– Собирательный образ нарисовать очень сложно. Иногда к нам приходят молодые поэтессы, которые хотят минимальным тиражом издать свои стихи. Есть краеведы, которые интересуются историей района, села или семьи. Кстати, эта волна началось еще в 90-е. Мне кажется, что она еще не достигла своего пика.
– Какие книги хотят получить корпоративные клиенты?
– Чаще всего предприятия заказывают книги к юбилеям. А вот вложение средств в издания, которые прямо не относятся к конкретному бизнесу даже в России в целом очень редки. Хотя есть примеры, когда такие книги используются, как подарок для сотрудников, партнеров, контрагентов.
– Есть ли вообще у местных авторов шанс продвинуться в федеральные сети путем публикации книги в Кирове?
– Книжная сфера очень сильно централизована и такая ситуация сложилась в России даже не в советское время. Примеров региональных авторов, ставших знаменитыми после публикации в местном издательстве, почти нет. В итоге мы в какое-то время вообще перестали возить на выставки художественную литературу за за исключением книг для детей.
Тем не менее у краеведческих материалов есть определенные перспективы и в Москве. Участие в конкурсах и выставках может сделать книгу достаточно востребованной. У нас был прецедент, когда на следующее утро после получения нашей книгой приза, московские магазины, в которые мы раньше не могли попасть, сами стали звонить и заказывать ее.
Порой не знаешь, что и где выстрелит. Иногда вложения в рекламу не дают никакого эффекта. А бывает, что хорошая книга сама себя начинает продавать за счет рекомендаций. Один раз наша книга вошла в редакционный обзор на федеральном канале, она просто заинтересовала ведущего. После того, как передача вышла, мы получили просто огромное количество заказов.
– Какая часть в стоимости книги уходит ритейлерам?
– Сегодня наценка магазинов варьируется от 100 до 300%. Это же касается и интернет-торговли. У них огромные наценки предполагают постоянное использование различных акций и программ лояльности, в результате которых есть скидки до 50% и больше. Но то, что люди видят на ценниках… Цена получается буквально космической.
– Возможно причина в общем снижении спроса на печатные издания? Их вытеснении электронными публикациями.
– Напротив, в последние годы в мире наметился рост интереса к печатной книге. Сейчас уже можно говорить о том, что это устоявшаяся тенденция 2,5 лет.
Рост электронного сегмента прекратился. Так в США и Великобритании около 25% книг продается в электронном виде. В Европе — максимум 7% в Германии. В России вместе с нелегальным рынком показатель похожий.
На этом фоне начал расти печатный сегмент. Исследования показали, что продажи растут за счет молодых людей в возрасте от 14 до 25 лет. Эксперты объясняют это тем, что раньше молодежь реагировала на появление новых гаджетов. Сейчас ее этим уже не удивишь, это уже не круто.
Эта тенденция позитивно влияет на глобальный спрос на печатные издания. Правда, в условиях снижения платежеспособности населения в России, тенденция роста не так заметна.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»