Как заработать на франшизе: самые выгодные бренды в России

Возрастрое ограничение 0+

Брайн Селлз - один из самых богатых людей в Великобритании, заработал состояние на парикмахерских, в которых клиентов обслуживали топлесс. Неординарный бизнес, казавшийся сначала простой шуткой, оказался очень востребованным. Селлз открыл несколько филиалов, а затем стал продавать франшизу.

По данным экспертов, в течение ближайших трех лет каждое третье предприятие в мире будет работать по франчайзингу. В соседней с нами Перми уже говорят о франчайзинговом буме, а краевое правительство гарантирует господдержку этой технологии. Теперь к ней присматриваются и кировские власти. Не зря эту тему обсуждали в рамках форума «Предпринимательство на Вятке». О том, как в России найти правильного партнера, рассказала Юлия Богушевская, эксперт по франчайзингу в Пермском крае.

Какая компания первая в мире стала продавать франшизы?

В середине XIX века крупный производитель швейных машинок «Зингер» развернул в США серийное производство, позволившее торговать по низким ценам. Но централизованное техническое обслуживание швейных машин было экономически невыгодно. «Зингер», понимая конкуренцию на рынке, необходимость нового позиционирования своего товара, создал нечто напоминающее сегодняшний классический франчайзинг, предоставив финансово-независимым фирмам исключительные права на продажу и ремонт швейных машин на территории США.
Затем франчайзинг начал очень мощно развиваться в автоиндустрии. Аналогичные отношения установила со своими дилерами в 1898 году компания General Motors.

В 1950-е годы появился франчайзинг второго поколения: «франшиза бизнес-формата». Он предполагал передачу не только товарного знака, но и всей технологии ведения бизнеса, включая внешние параметры и стиль отделки, созданные франчайзером. Классический пример - McDonalds. Вообще после второй мировой войны наступил настоящий бум развития франчайзинга в отрасли ресторанной индустрии и отрасли общепита. Следом за McDonald`s появляется франшиза сети ресторанов быстрого питания KFC.

Во всем мире франчайзинг признан самым быстрорастущим методом организации бизнеса в рыночной системе. Сегодня в мире насчитывается более 10 тысяч франчайзинговых проектов, которые охватывают порядка 75 видов деятельности. Количество предприятий в мире, открытых по франшизе достигает 4 миллионов. Мировые экономисты считают, что в течение ближайших трех лет каждое третье предприятие в мире будет работать по технологии франчайзинга.

А как франчайзинг пришел в Россию?

Что касается России, то первой франшизой считается американская компания Baskin Robbins — известное кафе-мороженое. Более 50-ти лет назад два двоюродных брата Берт Баскин и Ирв Роббинс придумали и воплотили в жизнь предпринимательскую идею — кафе-мороженое. Кстати, Барак Обама, президент США и Рене Гарсия Преваль, президент Республики Гаити в молодости работали официантами в Baskin Robbins.

Baskin Robbins славился тем, что клиентам предлагалось несколько сортов мороженного. Братья, увидев большой спрос на продукцию, решили разрабатывать технологию дальше. И придумали «фишку» — 31 день — 31 вкус. С тех пор торговая марка Baskin Robbins и цифра «31» стали одним из самых любимых и узнаваемых брендов по всему миру.  После удачного старта братья открыли второе кафе, затем третье. Однако, после запуска седьмого по счету кафе-мороженого, технология сломалась, прибыль стала падать. Разобравшись в причинах происходящего, они поняли, что теряют управляемость. Основатели начали использовать концепцию франчайзинга для развития сети. Пионером российского франчайзинга считается предприниматель Владимир Довгань, фигура весьма противоречивая. Он с группой своих товарищей в «лихие» 90-ые годы начал развивать свой бизнес и решил, что им нужно сконцентрироваться на нуждах предпринимательства, которое в те годы только зарождалось. Они решили дать предпринимательству инструмент, с помощью которого оно могло бы производить еду. Какую? Хлеб. Он, как известно, всему голова. И занялись производством оборудования для мини-пекарней. Затем Довгань предложил продавать не только оборудование, но и рецептуру того, как работать с этим оборудованием. Для получение опыта они отправились в Италию, где посмотрели на развитие итальянских пиццерий. Отобрав лучшие рецепты и опробовав производство пиццы, они решили создать два полноценных франчайзинговых проекта: «Дока-Пицца» и «Дока-Хлеб». Владимир Довгань — первый автор российского учебника по франчайзингу. Он же первый россиянин — член Международной Ассоциации франчайзинга.

Сколько и каких франчайзинговых предложений есть сейчас в России?

На сегодняшний день в России насчитывается более 800 предложений российского франчайзинга, но из них 65%, по мнению экспертов,  являются псевдо-франшизами. Если говорить о самых востребованных франшизах, то это франчайзинговые проекты в сфере производства. Но таких проектов на рынке очень мало - самые известные их них - франшизы «Мастерфайбр» и «Мастербордюр». Если говорить о том, от чего «ломится» рынок франшизы, то это торговля, общепит и услуги. На рынке есть дорогостоящие франшизы супер- и гипермаркетов, но среди франчайзи они не пользуются большим спросом.

Сейчас больше предложений от западных компаний или отечественных?

Если говорить по номинальному количеству, то сегодня на рынке России больше отечественных предложений.

Почему McDonald's не продает франшизы в России?

На самом деле такая ситуация складывалась до 2012 года. Россия была практически единственная страна, где McDonald's самостоятельно открывал свои рестораны, не создавая франчайзинговую сеть. Когда в начале 1990-х годов открылся первый ресторан в Москве на улице Пушкина, это событие было настоящей сенсацией: чтобы попасть в ресторан, нужно было отстоять несколько часов в очереди.

В прошлом году компания McDonald's достигла соглашения о продаже первой франшизы в России компании «Росинтер Ресторантс Холдинг». Почему McDonald's ранее не решалась работать по франчайзингу? Причины промедлений разные: возможно, неправильный менталитет российских бизнесменов, которые могут уронить имидж мирового бренда, несовершенство законодательства и т.д

Выгодно ли вообще покупать франшизу?

Несомненно, от франчайзинга выигрывает и франчайзер, бренд которого стремительно завоевывает новые территории, используя денежные средства других людей (франчайзи). Но и выгода франчайзи неоспорима: не одна сотня лет истории различных западных брендов доказали, что такая форма работы для малых и средних бизнесменов - одна из самых успешных. Оценивать франшизу необходимо с нескольких точек зрения. Если франшиза «правильная», то она, скорее всего, находится в реестре Российской ассоциации франчайзинга. Это первый знак качества проекта.

Вторая выгода - это то, что федеральная программа развития среднего предпринимательства предусматривает выделение средств регионам из российского бюджета для субсидирования 50% первоначального взноса при приобретении франшизы.

Третья выгода - вложив небольшое количество средств вы приобретаете успешный проект, завоевавший лояльность покупателей, и возможность потренироваться под присмотром владельца бренда, заработать капитал и уже дальше принимать решение о совместном сотрудничестве, так как франчайзинговый договор — это срочный договор. По его истечению всегда можно принять решение, хотите вы развиваться дальше в этой сфере или нет.

Какой бизнес лучше покупать «под ключ»?

Безусловно, общепит. Если говорить о брендах, то сейчас очень хорошо развивается бренд компании «Планета гостеприимства». Президент компании Мераб Бен-Эл (Елашвили) является председателем совета директоров Российской ассоциации франчайзинга. Он, имея предпринимательский талант и интуицию, в 23 года поехал в Италию и купил франшизу Sbarro на развитие международной сети на территории России. «Нарастив мускулы», он начал создавать собственные бренды. Сейчас в портфеле брендов компании представлены популярные российские и международные ресторанные марки: Sbarro, «Елки-Палки», Yamkee, «Маленькая Япония», «Восточный Базар», Viaggio, «Кофесто» и «Баш на Баш».Компания объединяет более 300 ресторанов в России и за рубежом.

Я родом из Пермского края, у нас представлена ГК «Алендвик», которая управляет самой большой, активно развивающейся сетью кафе быстрого обслуживания на территории края. У них схожая история с «Планетой Гостеприимства». Компания в 1993 году купила франшизу Kodak Express, затем Baskin Robbins, Chicken. Сейчас они развивают сеть как собственными силами, так и по франчайзингу. В формате франчайзинга работают бренды Viva la Pizza, «Суши Сан», «Пельмешки да Вареники». «Алендвик» продает франшизы в Перми, Москве, Санкт-Петербурге. А недавно начали продажу заграницу — в Казахстан. Это отличный пример того, что франчайзинг дает возможность не просто зарабатывать, но и развиваться компании дальше.

Оцените развитие франчайзинга в регионах России. Кроме Перми, есть ли примеры успешно построенных франчайзинговых сетей в других регионах?

В начале 90-ых, когда российский рынок начал зарождаться, франчайзинговая жизнь бурлила в федеральных центрах — Москве и Санкт-Петербурге. В 2000-х годах тренд сместился в регионы. И западники - франчайзеры поняли, что заходить через федеральные центры в Россию уже сложно - рынок тесноват. У них сложилось мнение, что дальше от центра живут люди почестнее, потому и ответственнее, которые будут соблюдать предъявляемые стандарты и четко следовать заданным регламентам. Например, всем известная российская сеть магазинов бытовой техники и электроники «Эльдорадо» - уроженка  Самарской области. Компания создала франчайзинговый проект, который стремительно развивается уже завоевав  всю Россию.

Насколько я знаю, с 2009 года франчайзинг в Пермском крае внесен в число приоритетных задач региональной власти?

В 2005 году, когда я начинала заниматься этой темой в статусе гендиректора «Пермского магазина готового бизнеса», слово франчайзинг для предпринимателей, власти, представителей СМИ было мало известно. С тех пор произошли положительные изменения. С 2009 года термин «франчайзинг» стал легитимным, его внесли в приоритетное направление развития предпринимательства Пермского края. Это тот случай, когда власть услышала бизнес. И как следствие, в регионе появилось много новых брендов - как пришедших, так и созданных в Прикамье.

На ваш взгляд, опыт Пермского края может быть применим в Кировской области?

Абсолютно. Мы в Перми приложили много усилий для популяризации франчайзинга. В 2007 году мы провели первый форум по франчайзингу в Пермском крае. Затем прошла череда форумов совместно с представителями московских брендов, пермского франчайзинга, международными экспертами из Голландии. В 2008 году у нас была идея сделать Пермь воротами для иностранных франшиз - и был проведен второй международный форум по франчайзингу в Амстердаме. К сожалению, было неудачно выбрано время - весна 2008 года, а летом грянул кризис. Мы вывезли порядка 40 пермских предпринимателей в Голландию и там провели форум, где голландские франчайзеры говорили нам о том, что готовы войти на российский рынок именно через Пермь. На том форуме было подписано порядка 8 соглашений, но из-за кризиса их реализация затормозилась. Поскольку сейчас работа в этом отношении продолжается, я могу предложить правительству Кировской области такой же message  применимый  к вашему региону. Сделаем Кировскую область — воротами для западных франшиз. Это реально. Не стоит забывать, что зарубежные партнеры нередко делают акцент на деловые и моральные качества своих партнеров. А в Кировской области, я могу с уверенностью утверждать, есть порядочные и надежные партнеры. В этом огромный потенциал региона - человеческий прекрасный ресурс.

Известны ли Вам какие-либо франчайзинговые сети родом из Кирова?

Эту информацию не предоставляют в статведомстве. Знаю вашу компанию по разливу воды - «Ключ здоровья». Мне очень симпатична эта идея, она очень интересная и перспективная. В Пермском крае, кстати, тоже появились такие киоски, но намного позже чем у вас.

Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»

Перейти на полную версию страницы