Как пожилой агент по франчайзингу создал всемирную сеть «Макдональдс»

Всемирно известная сеть ресторанов быстрого питания носит имя американцев ирландского происхождения – братьев Дика и Мака Макдональдов. Когда-то они открыли первый ресторан и разработали его концепцию. Однако забегаловка, торгующая хот-догами и гамбургерами, никогда бы не стала монстром на рынке фаст-фуда, если бы в свое время ее не заметил Рэй Крок, который был принят на работу в качестве агента по франчайзингу. Именно он и считается основателем корпорации «Макдональдс».

Все началось в 1940 году: когда вся Европа боролась с фашисткой чумой. В американском штате Калифорния открывается небольшое заведение «Драйв-Ин» по продаже хот-догов, основанное братьями Диком и Маком Макдональдами. В то время это был весьма популярный формат придорожного кафе, в котором постоянно обитали тинейджеры и остановившиеся передохнуть шоферы. Однако через 8 лет после открытия братья решили закрыть кафе на три месяца, чтобы потом запустить новый формат торговли без бьющихся тарелок, часто меняющихся официанток и поваров.
Кафе перешло на одноразовую посуду, самообслуживание и изменило меню: теперь в нем появились гамбургеры, чизбургеры, кофе, молоко и газированные напитки. За счет такой экономии главное блюдо  -  гамбургер -  стоило теперь в два раза дешевле по сравнению с конкурентами, всего 15 центов. Тогда же был придуман дизайн ресторана – две арки, установленные на крыше для привлечения большего внимания. Дела братьев пошли заметно в гору, и они стали задумываться о расширении – открытии новых точек по примеру своего кафе.

Роковая встреча

В 1954 году заведение «Драйв-Ин» замечает 52-летний Рей Крок. Это был стареющий бизнесмен, который в последнее время терпел неудачи в делах, часто болел, но все же верил в свое светлое будущее. Именно он разглядел в закусочной братьев большой потенциал, рассказал свое видение бизнеса и предложил Макдональдам продавать франшизы, на что они охотно согласились.
Прежде братья занимались лишь продажей лицензий, но это не приносило пользы и денег. В итоге Крок стал агентом по франчайзингу. Год спустя по франшизе открывается первый ресторан «Макдональдс» в штате Иллинойс, работающий по такому же принципу самообслуживания, как и первое кафе братьев. Франшиза стоила 950 долларов и выдавалась на 20 лет. Каждый ресторан должен был платить 1,9% от своего дохода: 1,4% уходили Кроку, 0,5% - братьям Макдоналдам за использование их имени и ресторанной системы. В 1963 году таких ресторанов будет уже 500 по всей Америке.
Кстати, именно благодаря Кроку в меню «Макдональдса» появился картофель фри, его рецепт был привезен из Франции президентом Джеферсоном еще в 1802 году. 

100 миллионный гамбургер

в 1955 году Рей Крок основал McDonald’s System, Inc. (в 1960 году компания была переименована в McDonald’s Corporation). А в 1958 году сеть продала свой 100 миллионный гамбургер. Спустя еще два года Рой Крок выкупил эксклюзивные права на имя McDonald’s.
Достичь такого успеха помогла идея Крока – он хотел, чтобы ресторан, например, на Аляске не отличался по качеству и уровню сервиса от любого другого ресторана сети. Девизом компании стала фраза «в бизнесе для себя, но не в одиночку». Стандарты работы — качество, сервис, чистота, доступность должны были принять все франчайзи. Это правило быстро позволило компании выйти на международный уровень.
В 1974 году был открыт 3000 ресторан «Макдональдс» в Великобритании. В России первое заведение открылось в 1990 году в Москве.
На сегодняшний день сеть ресторанов покрывает 199 стран в мире. Рей Крок ходил в офис компании в Сан-Диего до последнего дня в своей жизни. Он умер в 1984 году в возрасте 81 года.

Для поддержания и развития сети в 1961 году был открыт Университет гамбургера, в котором франчайзи и операторы учатся успешно управлять  ресторанами «Макдоналдс». В нем прошло обучение уже более 80 тысяч человек.

источник фото: cdn.history.com

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: