Если в I квартале каждый седьмой предприниматель считал ситуацию «благоприятной», то к концу года число оптимистично настроенных руководителей сократилось, составив 5% к числу опрошенных
Новости Кирова и Кировской области 2 февраля. Годом преодоления окрестили в Кировстате 2020 год для розницы. Специалисты констатируют, что по итогам первого квартала оборот розничной торговли показал рост относительно уровня предыдущего года, а в последующие 9 месяцев бизнес пытался преодолеть антивирусный кризис и его последствия.
По предварительным данным, оборот розничной торговли в Кировской области за 2020 год составил 204 млрд рублей или с учетом инфляции 96% к уровню 2019 года. В среднем каждый житель области израсходовал на покупку товаров 161 тысячу рублей.
Введенные для бизнеса ограничения, направленные на предотвращение распространения COVID-19, оказали влияние и на предпочтения потребителей, отразившиеся на структуре оборота розничной торговли. Если год назад непродовольственный сектор занимал доминирующее положение - 52%, то сейчас на долю товаров нон-фуд приходится ровно половина оборота. За истекший год непродовольственных товаров продано на 102 млрд рублей, что на 8% меньше, чем в предыдущем году. Продажи пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий снизились незначительно (на 0,1%), составив за 2020 год так же 102 млрд рублей.
Для анализа ситуации в сфере розничного ритейла, в 2020 году Кировстат ежеквартально проводил выборочное обследование конъюнктуры и деловой активности организаций розничной торговли. В обследовании приняли участие представители крупного, среднего и малого розничного бизнеса.
Мнения бизнесменов о ситуации в отрасли в 2020 году сошлись на следующем: почти три четверти из них отмечали «удовлетворительное» состояние бизнес-среды на протяжении всего года. Если в I квартале каждый седьмой предприниматель считал ситуацию «благоприятной», то к концу года число оптимистично настроенных руководителей сократилось, составив 5% к числу опрошенных.
Согласно результатам обследования, в 2020 году индекс предпринимательской уверенности достиг своего минимума за последние 10 лет (-12,9% во II квартале 2020 года). Также руководители отметили значительное увеличение доли товаров, проданных по заказам, по почте, посредством сети Интернет - с 16% до 25%.
По оценке предпринимателей, в течение 2020 года наиболее негативно на их деятельности сказались высокая конкуренция (отметили около 80% руководителей) и неплатежеспособность покупателей (почти 70%). На высокий уровень налогов указали 60% бизнесменов. В период весенних ограничений высокие транспортные расходы осложняли работу 36% организаций. Менее значимыми ограничивающими факторами были названы сложности в получении кредита (5%) и недостаток торговых помещений (2%). Несмотря на сложное для бизнеса время, 5% опрошенных руководителей организаций отметили отсутствие ограничений для деятельности.
Конкурентная среда, по мнению бизнесменов, играет значительную роль в розничном ритейле: в 2020 году улучшение условий работы с контрагентами зафиксировали более трети организаций. Более половины руководителей констатировали снижение уровня ненадлежащей рекламы и недобросовестной конкуренции.
Вместе с тем прогнозы предпринимателей на I квартал 2021 года пессимистичны: лишь 12% руководителей ожидают улучшения экономического положения своих организаций. А как сложится ситуация на рынке товаров в текущем году покажут итоги очередного статистического наблюдения.
фото: mediaportal.x5.ru
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»