Как дорогая валюта убивает печать в России

Кировская областная типография существует с 1797 года. Ее производство не останавливалось ни в годы революции, ни во время войны. Но нынешний кризис стал для нее настоящей проверкой на прочность, как и для любого другого полиграфического предприятия.
Если в ситуации с продуктами еще можно говорить о каком-то импортозамещении, то здесь дела обстоят иначе. Оборудование в российских типографиях полностью иностранное, точно так же, как и большинство расходных материалов, включая бумагу. О том, почему вся российская полиграфия сидит на импортной игле, «Навигатор» поговорил с директором старейшей кировской типографии Александром Журавлевым.

Как кризис сказался на полиграфическом производстве в целом и на вашей типографии в частности?

- Подорожало практически все, вне зависимости от того, российская это или не российская продукция. У нас, к сожалению, импортосоставляющая в производстве очень большая. К примеру, полиграфическое оборудование в России совсем не производится, разве что только какие-то вспомогательные механизмы, которые используются уже на послепечатной обработке.
Нам приходится очень сильно сокращать расходы, в том числе инвестиционные. Несмотря на это мы все равно инвестируем в новое оборудование, потому что иначе через пять лет окажемся просто нерентабельными. Например, станок может служить 30-50 лет, но уже через 10 лет скорость этого станка будет намного ниже, чем работа на новом станке. Соответственно себестоимость будет выше, и мы не сможем предложить заказчику ту цену, которую предложит наш конкурент.


Что еще вам приходится закупать за границей, и откуда идут поставки?

- Самый «болезненный» товар – это бумага. Она занимает в затратной части около 60%, и при этом мы вынуждены покупать ее по постоянно увеличивающимся ценам. Это парадоксально, что у нас в стране много леса, но очень мало бумажных комбинатов, которые выпускали бы газетную бумагу. Всего их в России четыре, но три из них – иностранного капитала, а значит аппетиты у их владельцев измеряются не в рублях, а в валюте. В этом году комбинаты 2-3 раза повышали цены от 4 до 7% каждый раз.
Поставки качественной мелованной бумаги в основном идут из Европы, хотя сейчас на Востоке тоже появляется много поставщиков: есть китайские, корейские производители. В Россию поставляется и бразильская,  итальянская, финская, немецкая бумага. Хотя мы не являемся первым покупателем, а берем товар у оптовых поставщиков - дилеров.
Мелованная бумага, на которой печатаются, к примеру, глянцевые журналы, в России выпускается лишь второй год, причем только в тяжелом граммаже, то есть плотных сортов. Легкие сорта для периодики не выпускаются, они все импортные. 


Как все это отразилось на стоимости ваших услуг?

- Нам пришлось поднимать цены для клиентов, хотя конечно не в два раза, как выросла валюта. Свою маржу также убавляли поставщики. Мы повысили цены в среднем в пределах 10% на печать газет, а другая продукция очень разношерстная, чтобы оценивать рост цен. Можно сказать, что мы разделили ношу по увеличению расходов с нашими заказчиками и поставщиками.
К слову, периодика и без нашего повышения цен сократила бы единицы продукции. К примеру, стало меньше печататься страниц в номере, потому что сократилось количество рекламы, а значит и полос. Кто-то сократил тиражи, кто-то перешел на более дешевые сорта бумаги.
Однако могу сказать, что наблюдается рост малотиражной продукции, той, что печатается на цифровых машинах. Глянец тоже растет. Высококачественной рекламной продукции стало больше, чем прежде. Чтобы  обеспечить хорошее качество по невысокой цене мы недавно привезли новую цифровую печатную машину. Будем запускать ее в новом году.


Что, на ваш взгляд, мешает производить бумагу в России?

- В первую очередь у нас в стране нет оборудования и технологий, которые позволяют делать хорошую бумагу. Первое время у единственного российского поставщика мелованной бумаги никто не брал товар, потому что бумага была хуже по качеству, при этом цена была сопоставима с импортной. Затем, когда весь импорт подорожал, эту бумагу стали брать. Но через 1,5-2 месяца цены на нее поднялись до уровня импортных.
Печатные формы и краска занимают существенно меньшую долю в объеме наших затрат, но на территории России тоже не производятся. Это все последствия развала экономики начала 90-х годов. Ту же бумагу делают за границей из нашего круглого леса, который мы экспортируем. В Кировской области, например, был представитель одного из крупных заводов, который закупал  здесь лес и отправлял в Финляндию.
Последнюю печатную машину отечественного производства мы приобрели в 1996 году. С тех пор купить в России что-то из техники больше не могли: она либо не удовлетворяет по качеству, либо ее просто не существует.
Сейчас один завод по производству краски пытается возродиться, но высокого качества пока не получается. Казалось бы, это простое дело, но в краске только связующих компонентов несколько десятков. Например, краска для печати должна быть сухой на листе уже через примерно 1,5 секунды, несмотря на колебания температур и множество других переменных факторов.


В этом году по поручению президента, таможенные пошлины на импорт некоторых видов мелованной бумаги были снижены на 5%, а пошлины на пластины для офсетной печати и краску для печати были обнулены на 3 года. Помогло ли это как-то сдержать рост цен?

- Чтобы стимулировать открытие новых производств, хотя бы той же бумаги, наше правительство ввело таможенные пошлины на ее ввоз в размере 15%. Там постоянно творится какая-то ерунда: их временно снижают до 10%, в этом время все закупают бумагу за границей. Когда скидка перестает действовать, закупки прекращаются до объявления об очередном снижении пошлин. Если оставить пошлину на уровне 15%, то все крупные издательские дома вновь начнут печатать продукцию за рубежом, как это было еще 10 лет назад.
Дело в том, что готовая печатная продукция ввозится в Россию по нулевой таможенной ставке. Когда начали снижать пошлину на ввоз бумаги, и она подешевела, в стране потихоньку начали возрождаться крупные типографии. Сейчас, когда курс евро подскочил, крупные глянцевые издания очень сильно потеряли в тиражах. Поэтому им, учитывая более низкую стоимость  услуг российских типографий, выгоднее печататься в России .  


Почему бы тогда совсем не отменить пошлину на ввоз бумаги?

- Будто бы защищают наших производителей. Власть дает стимул строить бумажные заводы в России. 


Есть ли какие-то рецепты, чтобы избавиться от импорта?

- Простых рецептов на самом деле нет. Конечно, нужно защищать своих инвесторов, поощрять пошлинами, чтобы они открывали производство. Но, я считаю, подход в этом деле должен быть более разумным, чем тот, что есть сейчас. Может бумажники и по-другому считают, но если у нас в стране нет даже зародышей производства, то что защищать, и зачем же губить всех остальных, кто зависит от этого?
Дайте нам купить бумагу подешевле за границей, а инвесторов надо защищать тогда, когда они начнут стабильно работать. Сейчас получается, что мы просто подогреваем чьи-то меркантильные интересы. Россия – очень хороший рынок сбыта, поэтому я не исключаю лоббирование со стороны зарубежных производств печатной продукции. Им выгодно, чтобы у нас ничего не развивалось.


В последние годы в России постоянно сокращается выпуск книг и печатной периодики. Многие вообще уверены, что в будущем останутся только электронные книги, а вся пресса уйдет в интернет.  В связи с этим каким вы видите будущее полиграфического производства?

- Вся пресса не уйдет точно. Не бывает такого, чтобы все сразу умерло. Конечно, легкое дешевое чтиво больше уходит в ридеры, но и то не на 100%. Такую тенденцию еще можно объяснить тем, что в интернете такие книги можно найти в бесплатном доступе, но это становится все сложнее и сложнее.
Учебники электронные вводят – это очередные грабли, на мой взгляд, потому что в США уже задумались над правильностью этого решения. Например, у детей, выросших на электронных книгах, не так хорошо развивается моторика. Кроме того, писать и читать для человека в естественном свете менее вредно, чем с экрана планшета или электронной книги.
Есть целый пласт, который влияет на становление человека, и живая книга является его частью. Иными словами, с электронными учебниками вырастают другие дети. Сейчас электронные средства передачи информации развиваются, потому что жизнь идет очень быстро. Но все это не сохраняет историю. Не зря была придумана пословица – что написано пером, не вырубишь топором.
 

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: