Пару десятилетий Россия жила при двузначной инфляции. Поэтому ставки по депозитам в 10 и боллее процентов годовых были нормальным явлением. Но ситуация меняется. Уже несколько месяцев проценты, которые банки начисляют на вклады мало кого радуют. Другие традиционные способы вложения сбережений вроде покупки недвижимости тоже вызывают сомнения. Стратегии поведения в новой финансовой реальности корреспондент «Навигатора» обсудил с исполнительным директором компании «Ажио-финанс» Константином Кропаневым.
– Сокращение ключевой ставки ЦБ РФ и снижение депозитных ставок банков ставят многих в тупик: «Куда вкладывать сбережения?». Это наблюдение со стороны.
– Сейчас средний инвестор предпочитает банковские депозиты. Только в Кировской области у граждан на депозитах находится около 110 млрд рублей. Это огромнейшая сумма, в 2,5 раза больше областного бюджета. В целом начинает формироваться тенденция перетока сбережений из банков в альтернативные финансовые инструменты. Это связано в первую очередь со снижением ставок по банковским вкладам. Доходность валютных депозитов уже запредельно низкая. По евро она на уровне 0,5%, по доллару — всего 1–1,5% в год.
Второй фактор — проблемы внутри финансовой системы. Даже глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина вынуждена признать, что в банковских балансах зияет огромная дыра — в совокупности до 5 трлн рублей. Такая же непростая ситуация и в страховом бизнесе. К концу года могут проявиться проблемы и у ряда пенсионных фондов, которые связаны с вложениями в плохие облигации и подешевевшую недвижимость.
– И что делать розничному инвестору с достаточно скромными сбережениями? Идти на биржевой рынок?
– Надеяться на то, что кто-то для вас заработает большие деньги, или государство позаботиться о вашей пенсии — не совсем правильно. Пора брать вопрос сбережений под собственный контроль. Для этого нужно приобретать хотя бы начальные знания о фондовом рынке. Изучать финансовые инструменты, через которые можно самостоятельно инвестировать.
Кстати, в последнее время при выборе механизма инвестиций я также рекомендую внимательно следить за издержками, которые сопровождают любые инвестиции. Например, когда доходность российских паевых инвестиционных фондов была 20–30% годовых, 2% комиссии — это не так много. Но сейчас, когда вы получаете, например, 8% на вложенные средства, отдавать четверть управляющей компании — минимум расточительно. Но в целом, государство в последнее время создало достаточно благоприятные условия для входа розничных инвесторов на фондовый рынок.
– Так во что же вкладывать сбережения, чтобы сохранить средства, и при этом хоть что-то заработать?
– Единого универсального решения нет. Нельзя порекомендовать, например, вложить все средства в недвижимость, доллары или облигации. Финансовые рынок — это очень сложная система. В любой сложной системе время от времени возникают локальные проблемы или общие стрессы. Единственным действенным способом защиты сбережений выступает диверсификация. В современных условиях риски гораздо проще регулировать за счет диверсификации: иметь рублевые и долларовые активы инвестированные в акции и облигации, с дальнейшей корректировкой вашего портфеля в зависимости от общих тенденций.
Нужно понимать, что если вы выходите на фондовый рынок, это не означает, что нужно становиться активным трейдером. Более того, для начинающих рекомендуют именно долгосрочную стратегию, когда составляется какой-то начальный портфель, который время от времени пересматривается. Например, часть своих сбережений я разместил на так называемом «индивидуальном инвестиционном счете», купил на них облигации и после этого практически к ним не прикасаюсь, доходность, с учетом налоговых льгот, составляет почти 19 % годовых.
– Традиционный совет: рубль, доллар, евро...
– Диверсификация должна быть более глубокой. Не просто вложить сбережения равными долями в рублевые, долларовые и евродепозиты. А распределить средства и по разным инструментам.
Часть нужно оставить в виде депозитов. Другую направить в инструменты со стабильной доходностью (облигации). При этом покупать облигации номинированные в различных валютах.
То же самое касается и акций. То есть часть портфеля можно направить в акции международных компаний или, например, индексные фонды американского рынка. Сейчас это стало доступно.
– Есть мнение, что на американском фондовом рынке после нескольких лет количественного смягчения возник настоящий пузырь, который может вот-вот лопнуть.
– Американский рынок действительно растет практически 9 лет. Коррекция возможна. Но будет ли она сейчас, или через год, или через два. Этого никто не скажет. Падения рынка можно дожидаться бесконечно. Тем более, сейчас у американской экономики тоже есть драйверы роста. Та же ожидаемая налоговая реформа Трампа, которая приведет к росту прибылей компаний.
Если говорить о нашем рынке, то по многим оценкам российские активы действительно недооценены и в сравнении с развитыми странами, и в сравнении с крупными развивающимися экономиками. Но в этом состоянии фондовый рынок может находиться еще 5 или 10 лет.
Хотя перспективы роста акций российских компаний в ближайшие несколько месяцев действительно хорошие. В первую очередь это связано с возможным так называемым «президентским ралли». Есть такой глобальный феномен, когда перед президентскими выборами начинается активная информационная кампания, направленная на показ достижений. В результате оптимизм участников рынка растет, а вместе с ним растут и курсы акций. У нашего фондового рынка есть и объективные факторы роста. Увеличение ВВП даже на 1–2% может серьезно подтолкнуть вверх биржевые индексы. Если рассматривать вопрос в целом, на рынке могут складываться диспропорции. Какие-то активы недооценены, какие-то рынок наоборот переоценивает. Но есть такая поговорка: «Рынок может быть не прав дольше, чем Вы останетесь платежеспособным».
– На какие компании, работающие на фондовом рынке лучше обратить внимание тем, кто решил сформировать свой первый инвестиционный портфель из биржевых активов? Готова ли инфраструктура к перетоку активов в биржевые инструменты?
– На текущий момент на российском рынке есть пять лидеров, которые предлагают брокерские услуги розничным инвесторам. Это Сбербанк, ВТБ24, «Открытие брокер», БКС и Финам. Кто-то из них выделяется высоким качеством сервиса, кто-то отличается более высокой потенциальной надежностью. Понятно, что государственные компании надежнее, рыночные — делают акцент на сервис. Техническая инфраструктура, программное обеспечение, по моему мнению, достаточно современная и постоянно совершенствуется. Пару лет назад с помощью российского ПО стало можно работать на международных рынках. Есть приложения и для мобильных устройств. Все брокеры запускают личные кабинеты. Очень скоро можно будет работать на рынке исключительно через них. Это повышает доступность фондового рынка для розничных инвесторов.
– Финансовый рынок — это посредник между владельцами сбережений и инвесторами, которые нуждаются в ресурсах. Что он может предложить кировским компаниям?
– Современный российский фондовый рынок ориентирован на крупный бизнес с ежегодной выручкой от 10 млрд рублей или немного меньше. К сожалению для кировского бизнеса он сейчас практически недоступен. Теоретически можно провести размещение акций или облигаций на бирже. Но для создания ликвидных облигаций, интересных широкому кругу инвесторов, требуется эмиссия на сумму не менее 5 млрд рублей. У кировских предприятий нет соизмеримых инвестзадач и инвестидей. Варианты есть у «Уралхима» или УГМК, но это федеральные компании, представленные в нашем регионе. Что касается местных фирм, то они маловаты для вывода на рынок собственных финансовых продуктов.
– В текущем году начался настоящий бум в сфере привлечения финансов через ICO, то есть создание электронных ценных бумаг, основанных не технологии блокчейн. Насколько он интересен и безопасен для владельцев сбережений? Ведь там пока белое пятно с точки зрения правового регулирования.
– Я внимательно наблюдаю за этой темой. У нее есть перспективы. Там астрономическая доходность. Что касается регулирования, то незарегулированность рынка криптовалют и токенов — это его преимущество. Механизм ICO дает развиваться вполне легальному бизнесу, который крайне негативно относится к государственным ограничениям и может существовать исключительно в интернете. Привлечение инвестиций с помощью ICO позволяет существенно снизить издержки дополнительного рыночного финансирования. Да, там есть проблема. Она связана с тем, что на ICO выходят как правило стартапы. Это создает риск того, что среди них большинство могут составлять жулики или люди, которые не в состоянии правильно оценить возможности своего проекта. Поэтому я бы не стал вкладывать в криптоактивы больше 2–5% собственных сбережений.
– У кировских компаний из реального сектора есть шанс собрать средства с помощью ICO?
– Не факт, что ICO фирм из реального сектора будет успешным. Да, были прецеденты успешных ICO, которые провели фермеры или компании, занимающиеся продажей фермерских продуктов. Но нет никакой гарантии, что ваш проект сможет вызвать ажиотаж и собрать средства.
Нужно понимать, что размещая токены, вы конкурируете, например, биткоином, который за год вырос в несколько раз. Люди, которые инвестируют в криптоактивы ориентируются на очень высокую доходность в десятки и сотни процентов.
Да, блокчейн-технологии удобны для краутинвестинга, привлечения средств под идею от большого количества мелких инвесторов. Но проекты из реального сектора не могут показать такой быстрый рост и доходность, который ожидают инвесторы. Не думаю, что на современном этапе ICO подходит для финансирования завода, мастерской или фермы. Хотя со временем ситуация будет меняться.
Контакты:
ООО «АЖИО-финанс», официальный партнер АО «Открытие Брокер» в городе Кирове.
Киров, ул. Карла Маркса, д.101, офис 421.
Тел. (8332) 32-00-71, 71-10-00
agio-kirov@open.ru
vk.com/agiok
facebook.com/dengi43
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»