На минувшей неделе зампред областного правительства строго отчитал руководство «Молота» за отсутствие внятного плана по выводу завода из кризиса. И даже посоветовал не бояться банкротства. Случилось это на заседании одного из комитетов областного Заксобрания. Депутаты, уже распущенные на летные каникулы, собрались напоследок, чтобы обсудить многочисленные проблемы Вятских Полян.
Созданию промпарка и реализации инвестиционного плана модернизации моногорода Вятские Поляны мешает тяжелое положение градообразующего завода «Молот». Сейчас от предприятия требуют конкретную программу дальнейших действий. «Молоту» предстоит решить, признать себя банкротом или нет.
Проект по развитию параллельного предприятия, ООО «Молот», для модернизации и расширения производства стрелкового оружия результатов пока не принес. Предприятие еще в зачаточном состоянии, кто будет его финансировать, тоже не ясно.
В настоящее время, как рассказал глава департамента промразвития области Сергей Вандышев, «Молот» выплатил долги бюджетам всех уровней и работникам по зарплате. Сейчас главная задача рассчитаться с энергетиками. А это возможно только после отчуждения непрофильных помещений - санатория-профилактория и многоквартирного жилого дома.
Тем не менее у «Молота» появились перспективы привлечения инвесторов. Планируется использовать бывший покрасочный цех завода под индустриальную площадку для производства универсальных котлов для малоэтажек и дымоходного оборудования. Но, несмотря на это, обстановка на «Молоте» остается напряженной.
- Предприятие парализовано, закрыты все расчетные счета, невозможно осуществлять движение финансовых средств, - пожаловался и.о. директора завода Сергей Морозов. - Есть большой портфель заказов, который может вывести предприятие из точки убыточности, но денежные средства на расчетный счет прийти не могут. Ситуация такова: как только деньги приходят, они тут же уходят на погашение долгов по налогам. А ведь у нас межгосударственный контракт, завязано правительство.
Необходимость урегулировать ситуацию с долгами «Молота» подтвердил и Георгий Мачехин, зампред правительства области. Он также подчеркнул, что предприятию необходимо разработать конкретную программу дальнейших действий.
- «Молоту» было поручено провести 10 мероприятий по оздоровлению предприятия, где в том числе было написано: Бруснигину (ген. директору завода, прим. ред.) в срок до 8 июля 2012 года урегулировать долги с УФНС, внебюджетными структурами и перед кредиторами, которых сейчас у Молота на 1,4 млрд. Также было сказано до 22 июня представить программу реструктуризации предприятия с увеличением горизонта планирования до 2020 года, план стратегического развития. В чем план — непонятно, кто какими деньгами будет его реализовывать — неясно. Вы говорите, не дают платить, все парализовано. Но вас никто не ограничивает в рамках закона. Если Бруснигин хочет действовать не по закону и говорит «закройте глаза, а я буду через третьи лица перечислять средства, разрешите мне не платить налоги, это не делать, то не делать» — это невозможно. В прошлом году государство вам выделило 54 млрд рублей на оздоровление. Мы тоже на связи, вчера прислали письмо газовщики, что вас закрывают, мы их отговариваем — не надо, не делайте этого. Помогаем, как можем. Но собственники должны озвучить, по какой программе они идут. Все боятся банкротства, а чего его бояться? Банкротство предусматривает оздоровление предприятия. 7 месяцев оздоровления, 2 года внешнего управления. Пока мы не решим проблемы «Молота», будут проблемы и у Вятских Полян.
Валерий Туруло, депутат Заксобрания Кировской области
- Монозависимость города мы снять полностью не смогли. И говорить о том, что «Молот» и комплексный инвестплан города — отдельные темы, не совсем правильно. Необходимо идти по пути созданию промпарка и индустриальных площадок для проектов, прежде всего для тех, которые можно запускать как опытные производства с коммерциализацией и последующим масштабированием. Это, к примеру, проект создания фурнитуры для деревообработки и мебельного производства. Предпринимательское сообщество сказало: мы готовы работать, но чтобы правила игры нам были понятны. Надо идти параллельными шагами, подстраховывать друг друга. Общая концепция развития «Молота» мне тоже непонятна. Бруснигин решает вопрос с векселями, за которые с него требуют налоги. А это не живые деньги, а размещенные заказы. Налоговая по формальному признаку говорит — давай деньги. А денег-то не было, были просто векселя, гарантии. И получается, что проблемы мы решаем, а они остаются. Следующее — мы должны четко понимать, что, как говорил Остап Бендер, «запад нам поможет». В нашем случае федералы могут нам помочь, но мы должны понимать, что себе должны помочь мы сами. Нельзя допустить банкротства, потому что в противном случае все имеющиеся сейчас заказы на оборонку попросту распределят в Ижевск, Казань и куда угодно. И останется у нас только «Молот-оружие» с суженным сегментом в 40 миллионов, чего не хватит на оборотку — она должна составлять не менее 100 млн. Товары народного потребления тоже не решают сложившейся ситуации. Выход? Сотрудничать с бизнесом, но чтобы они понимали правила игры. Им от государства нужны какие-то гарантии — гарантии того, что у них будет что-то кроме проблем. Нельзя отрывать проблемы «Молота» от нашей проблемы.
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»