Двойной удар по аптекам

Чуть более полугода назад министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова предупредила аптечные сети: с июня 2012 они будут обязаны продавать самую востребованную группу лекарств исключительно по рецептам. А покупателям перед походом в аптеку за обычным средством от кашля или головной боли сначала придется зайти к врачу.

Речь идет о группе препаратов, в составе которых есть кодеин. А это, в основном, самые популярные и часто покупаемые обезболивающие и противокашлевые средства.

Уже сейчас многие регионы страны не ждут июня и один за другим вводят ограничения продаж. Так поступили уже в двух десятках субъектов страны, в частности в Белгородской, Калужской, Липецкой, Курской, Свердловской, Архангельской областях и Татарстане. Чем же провинились перед властями, казалось бы, безобидные таблетки от кашля и головной боли?

Лекарства с кодеином используются в качестве основы для изготовления наркотика под названием дезоморфин. Его производят кустарным способом, и в итоге себестоимость наркотика получается очень низкой — около 100-200 рублей за дозу. От его регулярного употребления человек буквально сгнивает заживо за какую-то пару лет.

– Зависимость от дезоморфина развивается очень быстро. У дезоморфиновых наркоманов через каждые 3-4 часа возникает потребность в новом уколе, и так каждый день, – поясняет Анна Пересторонина, заместитель начальника отдела по организации медицинской помощи взрослому населению департамента здравоохранения Кировской области. – Лечить таких пациентов очень сложно.

Как отметили в пресс-службе управления госнаркоконтроля по Кировской области, за последние годы случаев употребления дезоморфина стало больше.

– На сегодняшний день в области с начала года зарегистрировано 17 преступлений, связанных с организацией наркопритонов. Это очень большое количество, – рассказывает Татьяна Бельтюкова, пресс-секретарь управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Кировской области. – Для сравнения, за аналогичный период прошлого года было зарегистрировано 9 таких случаев. В основном, это дезоморфиновые наркопритоны.

Борцы с наркотиками считают запрет на продажу лекарств без рецепта единственным способом остановить распространение наркомании в области. По словам Татьяны Бельтюковой, областной наркоконтроль уже не первый год борется за введение рецептурной продажи препаратов с кодеином. Первым шагом стало введение областного закона о продажах не более двух упаковок лекарства в одни руки. Благодаря ему, в 2011, по сравнению с 2010, уже есть уменьшение продаж кодеиносодержащих препаратов: в 2010 было продано 412 тыс. упаковок, в 2011 — 301 тыс.

«Если лекарства с кодеином перестанут покупать, выручка аптек, естественно, упадет. К тому же, работников аптек «заклюют» недовольные покупатели с одной стороны и проверки от контролирующих органов – с другой»

Но то, что радует представителей наркоконтроля, может ударить по аптечным сетям. Будет ли для них уменьшение продаж лекарственных препаратов означать и снижение прибыли?

– Среди кодеиносодержащих препаратов можно назвать такие, как «Пенталгин», «Коделак», «Седальгин», «Пиралгин» и др. Это обезболивающие препараты и лекарства от кашля. У нас их покупают каждый день, это очень распространенные препараты, – рассказали нам в одной из аптек города. – Безрецептурная замена если и есть, то неидентичными по составу лекарствами, ведь кодеина в них не содержится. Скорее всего, их заменят препараты одокомпонентные. Сам кодеин добавляют в лекарства с целью повышения эффекта, усиления компонентов – это что касается обезболивающих. А в препаратах от кашля именно кодеин и обеспечивает искомый противокашлевый эффект. Например, таблетки «Коделак» от кашля на нем и «держатся». Если, допустим, из них кодеин убрать, толку от них не будет. Большинство препаратов от сухого кашля изготовлены на кодеине. Если эти лекарства перестанут покупать, выручка аптек, естественно, упадет. К тому же, работников аптек «заклюют» недовольные покупатели с одной стороны и проверки от контролирующих органов – с другой.

Эксперты опасаются, что запрет рекламы вызовет подорожание лекарств. Но кировские аптеки заявляют, что повышать цены не планируют

По словам Нины Яговкиной, директора аптечной компании «Вятка-Фарм», было время, когда кодеин продавали вовсе без рецепта — тогда случаи дезоморфиновой зависимости были крайне редкими. Сейчас наркоманов, особенно молодых людей, стало больше. Возможно, полагает Нина Владимировна, введение рецептов и поможет справиться с этой проблемой. Но нужна осторожность, сначала нужно определиться с возможностью больного попасть на прием к врачу.

Жизнь в очереди

В железнодорожной больнице у регистратуры – очередь из более чем десятка человек. На втором этаже, рядом с кабинетами врачей, тоже сидят люди. Практически везде – не меньше пяти. Спрашиваю у одного из ожидающих, в курсе ли он о том, что вскоре с головной болью или кашлем ему придется отправляться не сразу в аптеку, а к врачу за рецептом. Оказывается, не знает.

– Зачем мне рецепт? Это каждый раз, как закашляю, такую очередь сидеть? Да я тут весь день потрачу, а при моей работе это сплошные убытки.

Дмитрий – так зовут моего собеседника – работает курьером в одной из кировских фирм. При его работе болеть ему никак нельзя, иначе не будет и зарплаты. При введении рецептурной продажи лекарств он за «бумажками» не пойдет. Говорит, что просто не будет покупать лекарства.

– Потерплю, ничего со мной не сделается. Уж лучше так, чем весь день в очереди сидеть.

Удивительное единодушие проявили и еще двое опрошенных. Получается, что положительный эффект от введения ограничений почувствует только наркоконтроль. Работодатели от таких нововведений тоже не в восторге.

– Эта мера мне не нравится, это, конечно, перебор, – возмущается Олег Шаклеин, директор управляющей компании «Союз». – Государство сейчас опять пытается бороться с наркотиками, но выбирает неверный способ. Все с ног на голову. Это получается, что теперь даже с небольшими «болячками» работнику придется идти в больницу. Элементарный препарат от простуды не купить без того, чтоб сходить к врачу и взять рецепт. А вы знаете, что сейчас означает «взять рецепт»? В живую очередь к врачу не всегда можно попасть, приходится идти по записи, а это, по моему опыту, колоссальная трата времени. Работники будут пропускать рабочие дни, терять свое время и деньги. Это удар по обычным людям. А наркоманы найдут для себя способ раздобыть то, что им необходимо.

Госнаркоконтроль признает, что недовольство мерой, конечно, есть, но существующих мер борьбы – таких, как продажа кодеиносодержащих препаратов не более 2-х упаковок в одни руки, – недостаточно.

– Вы сами понимаете, если человеку нужно будет изготовить наркотик, это его не остановит — кто знает, сколько раз он зайдет в аптеку или сколько аптек обойдет в поисках таблеток, – объясняет Татьяна Бельтюкова. – Здесь большую роль играет человеческий фактор. Если аптека настроена только на получение прибыли, в таком случае, чем больше она продаст, тем ей выгоднее. Но если аптека нацелена на оздоровление человека, то фармацевты в такой аптеке уже смотрят на покупателя. Ведь наркомана легко вычислить среди тех, у кого действительно кашель или болит голова. Все зависит от гражданской позиции.

Лекарства без рекламы

Кроме того, на аптечных сетях, по-видимому, отразится еще одно нововведение. Уже сейчас Госдуме готовят законопроект, запрещающий рекламировать лекарства.

– Реклама нам нужна, – настаивает Нина Яговкина. – Она помогает людям узнавать о лекарственных препаратах. Вот, например, у человека диарея или любая другая деликатная проблема — многие у нас пойдут с ней к врачу? Совсем нет. У нас к врачу очень трудно попасть быстро, надо же и очередь выстоять. А без рекламы трудно узнать, какие препараты в каких случаях помогают.

Эксперты опасаются, что запрет рекламы вызовет подорожание лекарств. Но кировские аптеки заявляют, что повышать цены не планируют. По словам представителей одной из крупнейших аптечных сетей города, запрет на рекламу скажется по большей части на пациентах.

– Цены не должны вырасти. С чего бы? Это постановление отразится на покупателях: для них информация о новых лекарствах будет закрыта. Разумеется, из-за этого мы потеряем какую-то часть покупателей. Будем думать, как ее возместить. Но не за счет повышения цен.

На вопрос, как аптеки собираются информировать покупателей о новых препаратах, нам ответили, что аптечные сети сотрудничают с фармпроизводителями, которые регулярно приходят и рассказывают, что у них появилось нового. А уже до покупателей информацию о лекарствах обязаны будут доносить фармацевты, им добавится работы.

В департаменте здравоохранения области, наоборот, считают, что запрет на рекламу положительно отразится на пациентах.

– Реклама лекарств в СМИ всегда односторонняя, – отмечает Анна Пересторонина, замначальника одного из отделов департамента. – Нам показывают коробочку или чудодейственную таблетку, а внизу мелким шрифтом написано о противопоказаниях к применению препарата. Эта часть информации уже не воспринимается: акцент направлен на предмет рекламы. Даже реклама обезболивающего препарата может нанести вред здоровью, ведь у обезболивающих масса побочных действий. Кроме того, например, при болях в животе ни один врач не назначит обезболивающие, пока не установлен диагноз, так как препарат может изменить клиническую картину, и в дальнейшем будет трудно поставить правильный диагноз.

Работодатели недовольны: теперь их подчиненным придется тратить рабочее время на очереди в поликлиниках
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: