Как бизнесу интегрироваться в цифровую революцию? Digital-тренды 2020 и технологии, стремительно меняющие мир, эксперты Кировского отделения ПАО Сбербанк обсудили с кировским бизнесом на конференции «Фокус успешного предпринимателя 2020. Цифровая трансформация».
Твой безналичный мир
Сбербанк формирует новую потребительскую культуру - безналичный мир. В III кв. 2019 г. россияне оплатили 48,7% товаров и услуг по безналу. По прогнозу аналитиков проекта «СберДанные», уже в IV кв. впервые удастся преодолеть отметку в 50%. В рейтинге самых «безналичных» регионов у Кировской области 15-я позиция. Оборот торгового эквайринга по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 6,2%. Доля Сбербанка на рынке эквайринга составляет 76% - в Кировской области.
В линейке продуктов для корпоративного бизнеса Сбербанк продолжает делать упор на развитие как банковских, так и небанковских сервисов, а также диджитализацию услуг для клиента. Этот общий тренд сохранится и в 2020 году.
Артем Пищик, управляющий Кировским отделением ПАО Сбербанк
- Интенсивное вхождение крупных технологических корпораций (Amazon, Ebay), социальные медиа, Market Place - это тенденции, которые уже сейчас происходят в мировых масштабах. Предприниматели должны быть в курсе инновационных достижений, в том числе и в области безналичных расчетов. Используя их, бизнес может не только получить выгоду, но и превзойти конкурентов, - комментирует Артем Пищик, управляющий Кировским отделением ПАО Сбербанк.
Артем Пищик рассказал предпринимателям, что банк делает как цифровая компания в условиях изменения рынка: это и построение экосистемы вокруг клиента, и ориентир на новые поведенческие модели, и вынужденная радикальная персонализация.
Новая эра экосистем
Например, в рамках экосистемы Сбербанк продолжает развивать сервисы для вашего бизнеса. Сейчас на сайте банка доступны более 15 бесплатных услуг и 20 платных. Наибольшей популярностью пользуются сервисы проверки контрагентов, бухгалтерия, личный юрист, электронный документооборот и другие. Кроме того, активно развиваются маркетплейсы. Например, выбрать понравившийся объект для жилья или коммерческого использования можно на сайте domclick.ru, тут же провести сделку или подать заявку на ипотеку, не приходя в офис банка.
Набирает популярность онлайн-сервис «Беру» - это совместный проект Сбербанка и Яндекса. Здесь все устроено так, чтобы вам было удобно покупать онлайн: все продавцы проверены, заказы доставляются быстро и когда вам удобно, а на популярные товары всегда можно найти скидки. Еще один маркетплейс, имеющий также мобильное приложение и мощную интернет-платформу, - Bringly. Сегодня он стирает для покупателя границы и позволяет заказывать товары из Китая, Израиля, Турции и других стран.
Новая среда обитания потребителя - это технологии с виртуальными и дополненными реальностями. Сбербанк начал разработку собственной «умной» колонки, голосового помощника. Искусственный интеллект внедрен в мобильное приложение "Сбербанк Онлайн". Самообучающиеся алгоритмы анализируют поведение клиента.
Сбербанк и дальше планирует придерживается идеологии интеграции всех процессов в искусственный интеллект. Однако каждая технология требует осмысления, так ли необходимо использование AI. Цифровизация не должна исключить человеческое общение. В настоящее время Сбербанк выступает как платформа для реализации бизнесом свои задумки, предлагая свои технологические решения.
Клиент всегда ваш
Как удержать клиента, вернуть его и получить прирост прибыли при помощи инструментов будущего?
Ирина Попова, начальник Управления торгового эквайринга Кировского отделения ПАО Сбербанк
- У кировских предпринимателей бытует мнение, что искусственный интеллект еще долго не дойдет до нашего края. Это ошибочное мнение. Уже сегодня мы должны думать не только о том, что сегодня нужно покупателю, а о потребности, которая появится у него завтра. А еще лучше - уже сформировать эту потребность. Нужно не просто произвести продукт , отдать его на рынок и потом заставить полюбить его своего покупателя. Нужно узнать у покупателя, что он любит, и дать ему именно это! Вот правильная стратегия любой успешной компании, - отмечает Ирина Попова, начальник Управления торгового эквайринга Кировского отделения ПАО Сбербанк.
Сбербанк выстраивает вокруг клиента и партнеров экосистему: создает продукт, который клиент полюбит. Использование технологий Big Data помогает точнее определить текущий риск-профиль клиента, его интересы и потребности, что в итоге позволяет банку делать своевременные и персонализированные предложения.
Кроме того, большие данные и бонусная программа "Спасибо" позволяют Сбербанку возвращать даже ушедших клиентов.
Еще одна составляющая - это опыт взаимодействия с клиентом. В Сбербанке обслуживается 90% населения страны, сосредоточено 56% зарплат, 61% пенсий, 77% безналичных платежей. Выдано 139 миллионов карт, а доля эквайринга - 76% в Кирове, для сравнения по России - 70%.
- Многие считают, что до Кировской области digital-тенденции докатятся позже. Но это уже наша реальность. Сегодня три из пяти покупок в стране осуществляются по картам Сбербанка. Если в вашей торговой точке не установлены терминалы, то вы проигрываете. Более 60% клиентов расплачиваются банковскими картами - наличных у них просто нет. 13,6% жителей Кирова расплачиваются кредитными картами, а это значит, что если в торговой точке нельзя оплатить по карте, или по ней не дается скидка, то предприниматель просто потерял 13,6% клиентов, - рассказывает Ирина Попова.
Инструменты будущего позволяют предвосхитить желания клиента и обогнать конкурентов. Сбербанк предлагает готовые решения, такие как интернет-эквайринг. С его помощью можно оплачивать услуги и товары по e-mail, через ссылку для приема оплаты на сайте или в соцсетях. Технология поддерживает множество функций и вариантов интеграции с интернет-магазином. Еще одна услуга, которую оказывает только Сбербанк - это рассрочка оплаты, которую можно оформить через сайт. Предприниматель сам может определить условия этой рассрочки и тарифы.
Новый эксклюзивный продукт - это оплата при помощи QR-кода. Продукт не требует установки и обслуживания оборудования. Можно принимать безналичную оплату, где угодно. Еще один революционный технологический проект - использование систем идентификации, основанные на биометрических данных. В Кировской области технология будет тестироваться в 2020 году.
Малым не покажется
Как безналичные инструменты помогают оптимизировать бизнес-процессы - в историях успеха кировских предпринимателей:
Никита Семиларский, директор сети «Coffee Like» в Кирове:
- Безналичный вид расчета имеет явные преимущества перед наличным, особенно если тщательно подойти к вопросу выбора банка. Например, мы пользуемся эквайрингом Сбербанка. Банк предложил нам хорошую комиссию с учетом того, что Coffee Like - это франчайзинговая компания, которая представлена во многих городах страны и хорошо известна на федеральном уровне.
Когда мы начинали работать, процент продаж по эквайрингу был на уровне 30-35%. Сейчас он достигает 75-77%. Большой скачок произошел, когда появилась возможность оплачивать кофе при помощи телефона. И это объяснимо - наши клиенты - это, в основном, молодежь, самая прогрессивная аудитория, у всех есть смартфоны.
Очень показательная история произошла с нами 4 года назад на фестивале «Гринландия». Мы были единственными, кто привез с собой терминал эквайринга. Это было большим преимуществом. К нам прибегали продавцы из соседних торговых точек, чтобы посмотреть на прогрессивные технологии. На следующий год, конечно, уже многие предприниматели на фестивальную поляну привезли терминалы безналичной оплаты. Если хочешь обогнать конкурентов, нужно быть в курсе всех технологических новинок.
Основные плюсы эквайринга в том, что все оборудование предоставляет банк. Покупать дополнительно ничего не нужно. Если вдруг возникают какие-то технические проблемы, то служба поддержки банка очень быстро реагирует и решает их. Нам очень комфортно работать с одним банком - персональный менеджер решает все наши вопросы. Благодаря хорошим условиям по эквайрингу, кредитованию, расчетно-кассовому обслуживанию мы развиваемся и растем. Например, мы хотим посотрудничать с банком по продукту «Плати QR». Поскольку часто участвуем в выездных мероприятиях, возить кассовое оборудование не очень удобно. Один из критериев работы нашей сети - обслужить гостя быстро. С QR-кодом процесс покупки должен упроститься.
Мы также планируем запустить интернет-эквайринг: с помощью мобильного приложения можно будет сделать «предзаказ с телефона». Клиенту останется просто по пути зайти за любимым напитком.
Еще лично мне очень импонирует, что Сбербанк строит вокруг себя экосистему и помогает бизнесу вернуть часть аудитории, которая ушла. Думаю, что мы обязательно будем взаимодействовать с банком в этом направлении.
Светлана Быкова, директор ООО «Кировснабсервис»:
- Мы работаем с эквайрингом Сбербанка уже 6 лет. Если возникают какие-то технические проблемы, специалисты всегда очень оперативно оказывают поддержку. Нравится, что Сбербанк всегда готов к конструктивному диалогу, даже в спорных ситуациях нам удается находить компромисс.
Мы видим, что в нашей сети количество «безналичных покупателей» постоянно увеличивается. Ощутимые результаты принесла бонусная программа «Спасибо», когда в августе был спад покупательского спроса. Это подтверждают и исследования маркетинговой службы банка. Из 5 продуктовых сеток только мы удержали клиента благодаря «Спасибо» от Сбербанка. В перспективе хотим воспользоваться эквайрингом без оборудования - услуга «оплата по QR коду» нам очень интересна.
*Digital - в пер. с англ. цифровой
фото. С. Быковой предоставлено журналом «Меркурий»
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»