Рэкетиры из 90-х расскали следствию о том, как появились самые авторитетные преступные группировки перестройки и чем они жили.
Новости бизнеса в Кирове и Кировской области 11 июля. Сегодня состоялось очередное судебное заседание по делу криминального авторитета Михаила Прокопьева, лидера ОПС «Прокоповские», действовавшей на территории Кировской области с 1990-2004 гг.
Судебное заседание открылось допросом Сергея Овечкина, бывшего директора охранного агентства «Бета». Его агентство занималось охраной многих развлекательных заведений в городе, в том числе, ресторана «Катран», которое находилось по некоторым данным под контролем ОПС «Прокоповские». Такж сторона обвинения огласила показания трех свидетелей, которые пролили свет на сложные взаимоотношения преступных группировок 90-х годов.
9:34
На вопрос стороны обвинения, знаком ли Сергею Овечкину кто-нибудь из подсудимых, свидетель сразу ответить не смог. Он узнал только Павла Колпакова, причем он только показался ему смутно знакомым: в начале 2000-х годов Колпаков работал у него в «Вятском охранном агентстве».
Сергей в конце 90-х был учредителем и директором ООО «Бета», агентства, занимающегося охраной юридических лиц. Среди клиентов Овечкина были, преимущественно, рестораны, в числе которых "Катран". Овечкин занимался охраной этого заведения с 1997-го по 1998 годы, сотрудничество ресторана и агентства было прекращено по просьбе директора «Катрана». Тот заявил, что у ресторана появилась собственная охрана, и в услугах агентства они больше не нуждаются.
Сам Овечкин до конца 1980-х годов работал в УВД, и все его охранные агентства впоследствии сотрудничали с органами внутренних дел. Поэтому Сергей всегда был в курсе, какие преступные группировки были в городе, какие между ними возникали конфликты и какие были взаимоотношения между их лидерами. На слуху в то время были Прокоповские и Гагаринские, многие знали, что между ними часто происходят стычки.
О том, имели ли "Прокоповские" отношение к ресторану «Катран», Сергей мог только предполагать. Но слухи в 90-е годы имели большой вес, к тому же, члены ОПС часто отдыхали в ресторане, их отношения с руководством «Катрана» были очевидны. Конкретных фамилий постоянных посетителей Овечкин вспомнить не смог.
Обвинение посчитало показания Овечкина неточными и попросило суд огласить протокол его допроса от сентября 2015-го года. Судья удовлетворил ходатайство.
9:42
Сторона обвинения зачитывает показания Сергея Овечкина. ООО «Бета» было открыто в 1995-м году, свидетель вошел в состав его учредителей и стал директором агентства. Оставил агентство Сергей в начале 2000-х, когда новое начальство постепенно отвело его от деятельности директора. Позже открыл свое «Вятское охранное агентство», которое продал в 2006-м году.
Во время охраны ресторана «Катран» у «Беты» не было никаких конфликтов с "Прокоповскими". Из преступной группировки Сергей был знаком только с Кривошеиным и Натыкачом. Овечкин высказал предположение, что ресторан отказался от услуг «Беты» из-за покровительства Прокоповских.
9:46
Сторона обвинения продолжает допрос свидетеля:
- Откуда у вас информация о том, что «Катран» находился под контролем «Прокоповских»?
- Из средств массовой информации, от начальства УВД.
- Откуда вы знаете Павла Колпакова?
- Он работал у меня, а вот когда, я не помню, - Сергей задумался. - Но это точно было уже в "Вятском охранном агентстве".
- У ваших сотрудников было разрешение на оружие?
- Да, конечно. У моих людей были разрешения на пистолет Макарова и револьверы.
- И у Павла Колпакова было разрешение на оружие?
- Ну да, наверное. Если он работал у меня, то, получается, было. Я не вспомню, тут надо поднимать документы: это все было зафиксировано. В «Бете» у меня работало до 200 человек, в «Вятском охранном агентстве» - около 90, я не могу помнить всех. Оружие выдавалось сотрудникам только на службе: каждый день, перед тем, как отправиться на объект, они вооружались, и каждый день сдавали оружие перед тем, как уйти домой.
9:51
Право на допрос свидетеля переходит к защите. Адвокат Михаила Прокопьева спрашивает, при каких обстоятельствах Сергей познакомился с Кривошеиным и почему он сделал вывод о том, что тот состоит в преступной группировке.
Знакомство Сергея Овечкина с Кривошеиным не связано с рестораном «Катран». Агентство «Бета» занималось охраной в «Союзе», где тогда периодически проводились дискотеки. Однажды, стоя на входе, Сергей заметил группу спортивных молодых людей, которые достаточно вызывающе подвинули охрану «Беты» и этим вызвали крупный конфликт. Там Овечкин и встретился с Кривошеиным, который приехал поговорить с сотрудниками «Беты». Он извинился за своих людей и заявил, что отныне они будут «помогать» Сергею в охране «Союза». Кривошеин упомянул Прокопьева и добавил, что «Бета» может и дальше заниматься своими обязанностями, а Прокоповские будут заниматься своими.
Защита уточнила, был ли уверен Овечкин в том, что Кривошеин и вправду имел отношение к Прокопу, ведь он мог соврать и сослаться на него для большего авторитета. Сергей Овечкин ответил, что он бывший милиционер, занимался уголовными делами, и уж он-то способен отличить самозванца от настоящего преступника. Насчет Кривошеина Овечкин был уверен: у него не возникло сомнений, что Кривой действительно работает на Прокопа. Судья спросил у свидетеля, как шли совместные дела с людьми Кривошеина: были ли конфликты, стычки, совпадали ли интересы? Сергей ответил, что никаких конфликтов не припоминает, как-то справлялись с совместной деятельностью, спокойно решали текущие вопросы.
10:01
Сторона защиты продолжает допрос свидетеля:
- Во время вашей службы в «Бете» бывали ли случаи употребления наркотиков в охраняемых агентством заведениях?
- По городу, конечно, были, но при мне или на моих объектах никогда не было.
- Скажите, то, что ваши объекты были чисты от наркотиков, было заслугой людей Кривошеина?
- Об этом речь вообще никогда не заходила, у нас с ними не было пересечений. Если мы видели пьяного: неважно, от наркотиков или от алкоголя, мы обязаны были его задержать. Но информации, что были задержаны люди после наркотиков, ни разу не поступало.
10:04
Михаил Прокопьев задает вопросы свидетелю:
- Вы давали показания только по поводу ресторана «Катран», других эпизодов вы не называли. Почему?
- Мне задали такой вопрос, я рассказал то, что интересовало следствие.
- Вы говорите, что знаете про конфликт между Прокоповскими и Гагаринскими. Вы в курсе, что в то время СМИ не могли писать про группировки такими терминами, потому что названия группировкам дало следствие в 2005-м году? Мне просто интересно, это изложение свидетеля такое или наводящие вопросы следствия?
- Я не помню, откуда какая информация ко мне поступала, помимо СМИ, я получал информацию и от начальства УВД.
- Еще по «Катрану» вопрос, вы можете подтвердить, что в ресторане кроме "Прокоповских" никого не было из других посетителей?
- Я такого не говорил, в «Катране» было много народу, не только из "Прокоповских". Там давали концерты часто, была разношерстная публика.
К свидетелю обращается Павел Колпаков:
- Я бы хотел просто поздороваться с Сергеем Михайловичем, - говорит он. - Я подтверждаю, что работал у него в "Вятском охранном агентстве" с 2003-го по 2004-й года. Я знаю его как хорошего и порядочного руководителя.
10:09
Сторона обвинения зачитывает показания Сергея Фоменко, который в 90-е годы был мелким рэкетиром. Сергей рассказал следствию, что в 80-е годы был хорошо знаком с криминальным авторитетом города Владимиром Гагариновым, который в те годы был просто популярным мальчиком, часто участвовал в стрелках «район на район», был со многими знаком.
Когда Гагаринов вырос, он начал заниматься спекуляцией и к распаду СССР стал успешным коммерсантом. Гагаринов круто поднялся в то время, когда все, кому не лень, стали заниматься рэкетом, вымогать деньги у предпринимателей. Но к тому моменту Сергей уже не общался с Владимиром. Он знал только то, что Гагаринов занимается коммерцией в уголовных кругах.
В то время, в начале 90-х годов, в Кирове начали активно формироваться преступные группировки. Группировка «Гагаринские» быстро стала одной из самых авторитетных в городе, и Владимир переехал в Москву. Он изредка приезжал, контролировал работу своей банды и уезжал обратно.
В тот период и сам Фоменко решил организовать вокруг себя небольшую команду. Вместе со своими приятелями, Орешкиным и Кольщиковым, они занимались рэкетом у мелких предпринимателей: их целью были ларьки, которых в то время было очень много. Но доход от такого рэкета был, увы, невелик: владельцы ларьков зарабатывали мало, и всю прибыль забрать у них было невозможно, так что брали столько, сколько более менее хватало вымогателям на жизнь.
Времена становились все тяжелее, и наступил момент, когда таких ребят-рэкетиров начали попросту убивать. Кольщиков попал под суд, и группа Фоменко распалась.
Тогда стали появляться новые группировки: действовать начали «Прокоповские» и «Комаровы». Поначалу лидеры группировок находились в нормальных приятельских отношениях, но, когда у некоторых из них (как отмечает свидетель, у Михаила Прокопьева) появились амбиции, между бандами начались регулярные конфликты и стычки.
Фоменко, кстати, подтвердил, что в 1997-м году ресторан «Катран» перешел в сферу влияния «Прокоповских».
10:17
Сторона обвинения зачитывает показания Алексея Падерина. Алексей рассказал следствию, что в конце 80-х в Кирове был смотрящий: криминальный авторитет, вор в законе, который контролировал весь город. Тогда это был некий Рублев, по прозвищу Рубль. Теща Алексея торговала на рынке продуктами, и их семья часто имела с ним дело, как и все, кто занимался тогда предпринимательством.
Алексей Падерин был знаком с некоторыми криминальными авторитетами. Он знал Романа Койкова, которого соотносил с Гагаринскими, знал самого Гагаринова, знал Прокопа, слышал о Кривошеине. Сам он себя ни к каким преступным группировкам не относил. Был на похоронах Орланова и Койкова (которые были убиты около кафе «Домино в 1998-м году), но так и не узнал, кто и за что их убил.
10:22
Сторона обвинения зачитывает показания Бориса Краева, одного из членов преступной группировки «Васенинские». Эта группа образовалась из людей, которые занимались боксом и жили в одном районе. Лидером этой группировки стал Васенин. Краев познакомился с ним еще в начале 80-х годов. Борис рассказал, что в начале 90-х годов в Кирове стали активно формироваться небольшие группы парней. Такие группы образовывались обычно по интересам: ребята занимались вместе спортом, жили в одном районе города и так далее. Он знал Гагаринских, Прокоповских, Комаровских и Васенинских. Главной задачей любой такой группировки было получение денег от предпринимателей. Существенных конфликтов между группами тогда не было.
В начале 1990-х годов смотрящим в Кирове был Рублев, или Рубль. В его функции входил контроль всех предпринимателей, группировок, воров в законе и так далее.
В 1992-1993-х годах Гагаринов уехал в Москву, его группа распалась на несколько маленьких группировок, и вот тогда между лидерами ОПС начались споры за влияние в городе. Прокоповских тогда числилось примерно 10-12 человек. «Войны» за влияние шли между славянами и кавказцами, Прокоповскими и Гагаринскими, отдельными криминальными авторитетами и ворами в законе. Когда Рубль попал в тюрьму, началась еще и борьба за «должность» смотрящего. Разные группировки поддерживали разных «кандидатов», но Борис не смог рассказать ничего подробного, так как эту информацию он только слышал.
Воров в законе тогда часто убивали: Романа Городчикова, например, убитого "Прокоповскими", относят к ним. С каждым убийством авторитетного рэкетира "Прокоповские" становились все влиятельнее.
В 1996-1997 годах "Прокоповские" стали отбирать чужие предприятия, так они завладели рестораном «Катран». В то время в группировку входили Кривошеин, Ситников, Коваленко, Изместьев, Колпаков, Халявин и другие. В ОПС была строгая иерархия: старшие ее члены отвечали за сбор денег с предпринимателей, а младшие исполняли поручения старших. Борис отмечает, что не слышал, будто бы кто-то добровольно покидал преступную группировку.
Читайте также:
Дело Прокопа: лидер криминальной банды требует допроса Дмитрия Русских
Дело Прокопа: стали известны показания трех важных свидетелей
Ресторан Прокопа: мебель и оборудование «1000 и одна ночь» выставлено на продажу
Активный член банды Роман Кара рассказал об убийствах «Прокоповских»
Дело Михаила Прокопьева: в суде допросили охранника «группы по интересам»
В суд ушло дело кассира и охранника «Прокоповских» Дело Прокопа: в суде допросили кассира банды Ситникова Дело Прокопа: Кривой сравнил банду с «Коза Нострой»Ресторан Прокопа: мебель и оборудование «1000 и одна ночь» выставлено на продажу
Прокоп вкладывал деньги банды в клубы, рестораны и храмы
«Прокоп» сознался в 8 убийствах и трех покушениях: дело ушло в прокуратуру
Лихие 90-е: самые громкие заказные убийства в Кирове так и не были раскрыты
Одному из членов ОПС «Прокоповские», Леониду Подгаецу, дали 13 лет колонии
Задержан лидер ОПГ Кирова Михаил «Прокоп» Прокопьев
«Прокопа» обвиняют в восьми убийствах и двух покушениях
Григорий Житенев: за 10 трупов «Прокоп» получит максимальный срок
Михаил Прокопьев начал знакомиться с материалами уголовного дела
Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»