Декабрист Муравьев в вятской ссылке

Александр Муравьев - один из наиболее интересных и в то же время малоизученных персонажей вятской истории. В начале XIX в. он был известен как масон и декабрист. О жизни Александра Муравьева в Вятке рассказал Антон Касанов, ведущий специалист Государственного архива Кировской области.

Поначалу в Сибирь. Там из-за антикоррупционных  инициатив у Муравьева случился серьезный конфликт с генерал-губернатором Западной Сибири Иваном Вельяминовым. 25 января 1834 г. Александр Муравьев был уволен с поста Иркутского губернатора и переведен в Вятку на пост председателя уголовной палаты.

13 марта 1834 г. Муравьев вступил в новую должность. В письме брату он сетовал на понижение в жаловании: «не все содержание мне сохранено, ибо я получал в Тобольске 10500 руб., а сюда написано, чтобы мне получать только 9000 руб.» Но зато, как писал Муравьев, «ни с чем не сравнимая выгода Вятки есть та для нас, что мы теперь в России и ближе к дому!». Почта из Сибири в Москву в 30-е г. XIX в. шла месяцами, а из Вятки всего 6 дней.

Жизнь Муравьева в Вятке была достаточно размеренной и спокойной, страсти к светским мероприятиям он не питал, если и посещал их, то только по долгу службы. Своему брату Н.Н. Муравьеву-Карскому он писал, что «я занимаюсь службой, а жена дома с детьми, и ничего более не нужно».

Постепенно Муравьев сблизился с вятским кафедральным протоиереем Азарием Шиллегодским. Между ними сложились тесные взаимоотношения, хотя Азария, конечно, смущали масонские мистические взгляды Муравьева. Религиозные воззрения председателя уголовной палаты священник в своем дневнике характеризовал так: «Сие учение есть иное учение, а не то, которые мы приняли от матери нашей церкви».

В Вятке мистические настроения Муравьева усилились. За десять дней до отъезда из города к нему приехал некий столичный масон Поспелов. У них с Муравьевым было общее увлечение: они «придавали чрезвычайное значение сновидениям и верили в  возможность непосредственного общения с загробным миром посредством разных сновидений». Дошло до того, что, по словам самого же Муравьева, во сне он «мечтал иногда видеть» умерших родственников и даже  разговаривал с ними.
Уходу Муравьева в религию и мистику способствовали и новые семейные невзгоды: в Вятке в январе 1835 г. умерла тяжело больная жена Муравьева, Парасковья Михайловна. Родственникам удалось выхлопотать разрешение на погребение ее в подмосковном Симоновом монастыре. 15 марта 1835 г. Александр Муравьев навсегда оставил Вятку и отправился в Подмосковье вместе с телом жены. По его воспоминаниям, он «почти все дорогу до Москвы ехал на гробовой ее колеснице».

После Вятки Муравьев долгое время служил на Кавказе, работал нижегородским губернатором. Где бы ни служил Муравьев, везде он пытался навести порядок, свести к минимуму волокиту и бюрократию, общаться с простыми людьми и поступать по совести. Безусловно, в истории России это колоритный и значимый персонаж, который по праву находится в одном ряду с такими вятскими ссыльными как Салтыков-Щедрин, Герцен и Витберг.

Где бы ни служил Муравьев, везде он пытался навести порядок, свести к минимуму волокиту и бюрократию

В материале используются фотографии www.rulex.ru

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: