Бизнес требует сдержать рост налогов на коммерческую недвижимость

Возрастрое ограничение 0+

В условиях опережающего роста доходов регионального бюджета чиновники заявили о необходимости повышения налога имущество предприятий для объектов торгово-офисной недвижимости. Они аргументируют это решение давлением со стороны федеральных властей.

Но и без этих изменений со следующего года владельцы многих объектов коммерческой недвижимости должны в большинстве своем платить больше. Это объясняется переоценкой кадастровой стоимости, очередной раунд которой власти завершают в 2019 году.

В распоряжении «Навигатора» также оказался текст, согласно которому пострадают не только предприниматели в сфере недвижимости. Его авторы хотят обусловить получение агробизнесом льгот по налогу на имущество, которые оценивают почти в 350 млн рублей в год, частными договоренностями между чиновниками и сельхозпредприятиями. 

Как отреагировали на эти инициативы представители предпринимательского сообщества, стало понятно в ходе обсуждения вопроса в Вятской торгово-промышленной палате.

Лариса Маковеева, министр финансов Кировской области

– Налоговое законодательство претерпевает изменения. Мы должны учитывать взаимоотношения с Минфином РФ, поскольку Кировская область — это регион, который получает дотации. Позиция в том, что решения должны способствовать сбалансированности бюджета.

Налог на имущество — это налог, который поступает в региональный бюджет. За счет него решаются вопросы, связанные с заработной платой, с реализацией национальных проектов. Я считаю, что бизнес должен учитывать этот фактор.

Большинство регионов принимало изначально максимальную ставку. Сегодня мы провели мониторинг по другим субъектам федерации. Во всех регионах ПФО приняты решения о повышении налоговой ставки, где-то это будет проходить поэтапно. Также идет процесс ликвидации налоговых преференций для небольших торгово-офисных помещений. Мы также стремимся к тому, чтобы уравнять всех.

Есть еще один момент. Министерством финансов ведется жесткая политика по оценке налоговых льгот, которые есть в регионах. А пониженная ставка приравнивается к льготам. В результате бюджет субъекта теряет дважды. В первый раз, когда недополучает налог на имущество. Во-вторых, снижается объем дотаций, которые область получает из федерального бюджета.

Мы считаем, что идеальный вариант — со следующего года отказаться от льгот для торгово-офисных помещений площадью до 1000 кв. м, и увеличить ставку до 2%. Но мы видим, что кадастровая переоценка приведет к некоторому увеличению нагрузки. Во-вторых, все меры, которые мы предлагаем, будут тяжело восприняты налогоплательщиками. Поэтому готовы рассмотреть вопрос поэтапности. 

Мы бы хотели услышать мнение предпринимательского сообщества, но говорить о том, что нужно все оставить как есть и ничего не делать, — тоже неправильно.

Андрей Березин, Председатель совета директоров ОАО «Уржумский СВЗ»  

– Нужно уточнить, что сейчас налог на имущество по ставке 1% платят собственники помещений свыше 1000 кв. м. по кадастровой стоимости. Те, кто владеет меньшими по площади помещениями, платят по остаточной стоимости, если находятся на общей системе налогообложения. Если на упрощенной системе, то вообще ничего не платят.

С одной стороны, логично, что система должна быть единой. Это позволяет получить одинаковые условия для всех, это принцип равных конкурентных условий. С другой стороны, мы понимаем, что те, кто получает льготы, — это малый и средний бизнес. Это люди, которые вообще никогда налог не платили. Для них даже 1% может стать критичным.

Мы прекрасно понимаем, что происходит на рынке Кировской области, какая ситуация в малом и среднем бизнесе. Нас не нужно сравнивать с другими территориями ПФО. У нас все намного хуже по многим аспектам и направлениям.

Даже при том, что налоги будут выплачивать все от нуля кв. м., налогооблагаемая база вырастет в несколько раз. Одновременное повышение ставки приведет к дополнительной нагрузке для малого и среднего бизнеса. По моему мнению, эта нагрузка будет критичной.

Статистика говорит о том, что бизнес в Кировской области умирает. С каждым годом количество предпринимателей и юридических лиц сокращается. И при этом каждый год возникают дополнительные нагрузки. Сейчас дополнительные налоговые платежи — это еще один шаг к концу всей этой отрасли.

Мы очень часто рассуждаем: выживет бизнес или нет. Наверное, выживет. Но так ставить вопрос —  неправильно. Мы в результате получим снижение эффективности бизнеса. Когда бизнес менее эффективен, он не развивается, не растут заработные платы, не растет потребление. 

Буквально недавно видел данные о том, что у нас в торговле сейчас самый низкий чек за 10 лет. Сейчас введете повышенные налоги. Сегодня, наверное, выживут. Но что будет завтра, что будет через пять лет, через 10? Самое правильное — оставить деньги бизнесу, чтобы он развивался и создавал рабочие места. Это позволит увеличивать доходы по другим налогам.

Андрей Усенко, вице-президент Вятской ТПП

– Кировская область могла получить ставку 2% по налогу на имущество с торгово-офисных помещений с самого начала. Слава Богу, нас услышали. Пока только один раз снизилась льготная площадь с 2000 до 1000 кв.м. Сейчас мы говорим о конструктивном взаимодействии. То есть не о резком увеличении, а о поэтапных изменениях. Вначале сокращение площадей, а дальше говорить о повышении ставки.

Я бы хотел отметить, что нужно не только добиться максимально длительного периода введения изменений. Мы не должны каждый год возвращаться к этому вопросу и узнавать решение за три месяца до налогового периода. Предприниматели должны закладывать в свои планы график снижения льготных площадей, когда ставка поднимется. Чтобы была предсказуемость этой истории. В условиях сокращения субъектов МСП фискальное воздействие на бизнес должно быть очень аккуратным.

 

 

Владимир Журавлев, предприниматель, депутат гордумы

– Нужно учитывать и проводить оценку регулирующего воздействия. И без этого не проводить никакого увеличения ставок и изменения других налоговых параметров. Сильные, наверное, выдержат двукратное увеличение ставки. Но остальные, подавляющая часть предпринимателей, с этим решением очень сильно просядут. Мы видим примеры, когда более чем в 10 раз растет нагрузка по этому налогу (прим. ред.: ссылка на ситуацию, в которой оказалось ЗАО «Надежда». После того, как обложение части их помещений стало осуществляться на основе кадастровой оценки, платежи выросли с 64 до 650 тыс. рублей в год. Этот пример привела сотрудница фирмы на круглом столе).

Я считаю, что власть ведет себя безответственно по отношению к бизнесу, когда абсолютно не просчитывает результат. Сколько предприятий умрет? Некоторые чиновники считают, что ничего страшного, если умрет 10% бизнесов. Но это же наши люди! А если умрут 10% ваших детей?

Я знаю случаи, когда люди продают здесь коммерческую недвижимость, пусть даже за копейки, и вкладывают деньги в объекты в Москве и других регионах. Они объясняют это полным отсутствием перспектив в нашем регионе: территория вымирает, средние доходы не растут. Вы сначала добейтесь восстановления роста реальных доходов, средней зарплаты, а уже потом думайте о повышении налогов!

Конкретный пример. При Никите Белых у нас ввели самый высокие ставки транспортного налога. Мы видим, сколько на улицах стало автомобилей с казанскими номерами, с номерами других регионов. Люди ищут способы регистрировать их за пределами области.  Я понимаю желание наполнить бюджет. Но наполняйте его творчески — развивайте бизнес! А вы только повышаете издержки предпринимателей.

Светлана Куклина, генеральный директор АО «Вятский торговый дом»

– Это очень серьезное решение для владельцев торговой недвижимости. Чтобы его принимать, давайте посмотрим, что произошло с издержками их владельцев хотя бы за последние три года.

Коммунальные платежи — выросли на 20%. Тарифы на вывоз мусора — возросли в три-четыре раза. Более того, у нашей компании есть объекты, за которые по статье ТКО мы платили 30 тыс., а после роста тарифов вынуждены расходовать на эти цели 600 тыс. рублей. После того, как сгорел ТРЦ «Зимняя вишня», количество пожарных проверок возросло у нас в регионе в 25 раз. При этом бизнес обязывают реализовывать мероприятия исходя из расчетного, а не реального количества людей на объекте. Стоимость — десятки миллионов рублей. 

Сегодня многие уже увидели, насколько увеличилась кадастровая стоимость недвижимости и, соответственно, налог на недвижимость. Это уже свершившийся факт. У нашей компании есть объекты, по которым рост очень значительный. Фактически мы видим полное изъятие прибыли владельцев торговой недвижимости.

Чтобы хоть как-то оптимизировать бизнес, что советует нам министр госимущества, я людей буквально заталкиваю в кабинеты. Они сидели по 4 человека, сейчас приходится размещать по 6 человек. Все для того, чтобы сохранить хоть какую-то эффективность и выйти на безубыточную работу за счет сдачи в аренду высвободившихся помещений. И в этих условиях нам предлагают подумать о дополнительном увеличении налога!

Показательная статистика. С момента, когда ввели налог на недвижимость с кадастровой стоимости, объем строительства торговой недвижимости снизился в области на 70%. Это уже сигнал рынка о том, что в Кировской области совершенно невыгодно инвестировать в торгово-офисную недвижимость.

Запросите отчетность по ставкам аренды этих площадей! Они снижаются. Тому есть и объективные причины. Бизнес уходит в интернет. Там нет налога на имущество, нет коммунальных расходов, нет вывоза мусора. Добавьте к этому отток предпринимателей из региона. 

Попытка смотреть на проблему однобоко через наполнение бюджета — непродуктивна. Нужно учитывать все факторы, которые влияют на состояние бизнеса. Невозможно бесконечно вытягивать средства из предпринимателей!

Вадим Тимин, генеральный директор АО «Вятка-ЦУМ»

– Однозначно порог нужно убирать. Платить должны все. Но переход на 2% — это жестко. Тем более если сохранить порог. Получится ситуация: «Кто везет, на том и едут». Вы нам только поднимаете издержки. Повторюсь, поднялась коммуналка, поднялись расходы на вывоз ТКО, за полгода электроэнергия выросла на 6,5%.

Кажется, что это незначительно, но это иллюзия, это много. Современные торгово-офисные центры вынуждены расходовать очень значительный объем электроэнергии для обеспечения комфорта посетителей и работников. Кондиционирование и вентиляция съедают очень много ресурсов, и оптимизироваться там негде.

На этом фоне можно посмотреть на наших соседей с улицы Воровского. Очень много предпринимателей там создали коммерческие объекты в результате перепрофилирования жилой недвижимости. Там минимальные коммунальные расходы. Там нет никакого комфорта для посетителей. Противопожарных мер там вообще нет. А мы на эти меры потратили огромные ресурсы. С нас требуют обеспечить эвакуацию одного человека с 3 кв.м. Где вы в наших ТЦ видели столько посетителей?

Еще раз, платить должны все. Но повышение ставок в условиях, когда товарооборот и доходы арендаторов падают, приведет исключительно к выемке денег у предпринимателей.

Владислав Попов, уполномоченный по защите прав предпринимателей Кировской области

– Вопрос с изменениями в налогообложении имущества на самом деле состоит из нескольких факторов, которые в конечном итоге могут привести к увеличению налоговой нагрузки на бизнес. Во-первых, переоценка кадастровой стоимости объектов. Наши деловые объединения оценили результаты этого процесса и выяснили, что в 90% случаев произойдет увеличение налогооблагаемой базы. Это федеральные правила игры, и мы не можем поменять их на локальном уровне.

Второй фактор, сейчас ряд бизнесов, которые владеют торгово-офисными объектами до 1000 кв.м., у нас получают льготы. У других предпринимателей таких преимуществ нет. Вопрос о сохранении льгот при определении налогооблагаемой базы нуждается в серьезном обсуждении.

В третьем вопросе, который касается размера ставки налога на имущество, я однозначно поддерживаю позицию бизнес-сообщества. Она заключается в том, что нельзя резко, в два раза, увеличивать ставку. Возможно, было бы целесообразным оставить ставку на прежнем уровне 1% от кадастровой стоимости.

Низкая ставка имущественного налога является серьезным конкурентным преимуществом нашего региона. Мы и так ничем особенным не выделяемся в лучшую сторону из множества субъектов федерации. При повышении ставки мы потеряем это преимущество. На самом деле есть и другие пункты, по которым планируется изменить налогообложение помимо торгово-офисных помещений. Например, пересматриваются условия предоставления льгот для сельхозтоваропроизводителей. Считаю, что к этой теме нужно подойти крайне серьезно и рассмотреть весь перечень отраслей, которые бы могли получать льготы по всему спектру региональных налогов. 

Еще один аспект этой темы — недопустимо, чтобы решение о предоставлении или непредоставлении льготных режимов кулуарно принимали представители органов исполнительной власти. Все вопросы налогового льготирования должны приниматься коллегиально с участием представителей всех ветвей власти и предпринимательского сообщества.

К сожалению, вопросы налогообложения не подлежат предварительной оценке регулирующего воздействия. Решение принимают исключительно депутаты Законодательного собрания. Сейчас мы будем работать с ними, настраивать их на то, чтобы они при ответе на вопрос, что выгодней, наполнение бюджета или потеря региональным бизнесом конкурентных преимуществ, приняли верное решение.

КСТАТИ:

В правительстве области подготовлен законопроект, предполагающий внесение существенных изменений в условия уплаты регионального налога на имущество. По нашей информации, он содержит следующие новеллы. 

Предлагается пересмотреть базу при обложении торгово-офисных помещений площадью до 1000 кв. м. Если сейчас они платят налог исходя из остаточной стоимости недвижимости, то исполнительная власть полагает, что их владельцы должны облагаться на общих основаниях — по кадастровой стоимости.

Вторая важная новелла — повышение ставки налога на имущество для этой группы налогоплательщиков с 1% до 2% от кадастровой стоимости. Чиновники аргументируют двукратный рост нагрузки требованием федеральных властей устанавливать по региональным налогам максимально допустимую ставку.

Минфин области предлагает и другие нововведения, которые серьезно изменяют условия получения преференций по налогу на имущество. Например, сейчас от налога освобождены компании, имеющие статус сельхозтоваропроизводителей. Сохранение ими этой льготы в правительстве хотели бы привязать к неким частным соглашениям, которые должны подписываться с каждым предприятием в отдельности уполномоченным органом исполнительной власти.

 

Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»

Перейти на полную версию страницы