Бизнес «посадят» на российский софт

Возрастрое ограничение 0+

Госдума обязала все технологические компании предустанавливать на выпускаемую технику отечественное программное обеспечение, в противном случае их ждет штраф. Поправки в КоАП вступили в силу с 1 апреля текущего года. Уже в первых числах апреля пользователи различных устройств Samsung стали жаловаться на обновление, которое принесло пакет неудаляемых приложений от «Яндекса»... Как бизнес оценивает принудительный переход на российский софт, обсудили в эфире НавигаторLIVE.

Никита Семиларский, директор COFFEE LIKE Киров

Павел Шапкин, совладелец IT-компании UCC, в ТОП-30 самых влиятельных лиц киберспорта в СНГ по версии Forbes

Принуждение к счастью

Н.С.: Для начала надо отметить, что те, кто смартфонами пользоваться умеют, используют только те приложения, которые им удобны. Например, на iPhone изначально предустановлено множество стандартных неудаляемых приложений, которыми люди не пользуются.

Для чего вводятся эти поправки? В принципе, цель изменений ясна — поддержать нашего отечественного IT-производителя, того же «Яндекса», и помочь ему бороться с монополией Google. Вероятно, правительство рассчитывает, что в перспективе это может принести больше налоговых отчислений. Сейчас трудно сказать, сбудутся их ожидания или нет… 

П.Ш.: На самом деле, если мы говорим о «Яндексе», то это классная компания. Я считаю, что в целом, в его предустановке нет ничего плохого, пусть я и пользуюсь, в основном, Google…

Отмечу, что практически у всех первое ощущение от этой новости — раздражение. Бывает принуждение к миру, а бывает к счастью. Так вот эти поправки это как раз второй вариант. Меня как будто бы принуждают к «счастливой российской жизни»: «Пользуйся отечественны ПО и будет тебе счастье!». 

Что касается самих компаний, то для них это плюс, но лишь в краткосрочной перспективе: они получают прямой широкий доступ к аудитории. Стратегически — это поражение. Такого рода поддержка позволяет мне, как собственнику, выиграть борьбу не конкурентно, а географически, по месту жительства. Получается, что мой бизнес лучший не потому что я эффективен, а мои услуги оказываются качественно, а лишь потому, что мне законодательно помогли. Поясню, как это работает: «Яндекс» соревнуется с Google, где-то поджимается, чтобы запустить новые сервисы и они прекрасно себя чувствуют в этой конкуренции. Теперь Google немного задвинули и «Яндекс» может расслабиться…

Стратегически верно было бы создать в стране условия для развития IT-стартапов. Так, например, американский Пенсионный фонд занимается венчурными инвестициями в стартапы, подобные Силиконовой долине. В России же Пенсионный фонд инвестирует в американские гособлигации. В нашей стране необходимо создать условия для разработки классных приложений естественным путем, а не путем «отрубания рук» зарубежным конкурентам.

Н.С.: У Coffee Like есть свое приложение... По опыту его создания могу сказать, что в настоящий момент эта индустрия в нашей стране находится на очень низком уровне. Сама сфера в нашей стране очень молода, а институты, которые занимались бы ее развитием еще только формируются...

Известная история: большинство классных отечественных специалистов, которые чего-либо достигают в один момент понимают, что нет для них ни перспектив, ни инфраструктуры в нашей стране и переезжают, например, в Силиконовую долину и успешно там работают.

Обязательная предустановка российского софта может и не совсем правильная мера поддержки, но будем надеяться, что какой-то толчок к развитию IT-сектора она все же даст. Главное понимать, что принуждение к обязательной установке приложений еще не означает, что люди будут ими пользоваться. IT-компаниям эти поправки следует воспринимать как «мы вам помогли, а теперь совершенствуйте свой продукт, чтобы людям было интересно им пользоваться».

К примеру, «Тинькофф» двигает и меняет инфраструктуру банковских приложений, об этом говорил даже Сбер. Мне нравится, что вокруг компаний сейчас вырастают целые экосистемы… С точки зрения бизнеса это как минимум помогает продумывать грамотные системы лояльности. Пример этот же «Яндекс Плюс» — подписка на сервисы «Яндекса», а подписчики Плюса получают баллы кешбэка, которые можно потратить на поездки в такси, онлайн-покупки, просмотр кино или прослушивание любимой музыки и т.д. Я думаю, что будущее за такими платформами.

П.Ш.: Я согласен, что с одной стороны такое решение Госдумы это хорошо. Но возникает вопрос, а что дальше? Такие поправки уже могут послужить определенным «звоночком». Сегодня я закину неудаляемое приложение в папочку с теми, которыми я не пользуюсь и забуду, а завтра у меня отберут зарубежные аналоги? Что последует за предустановкой отечественного ПО? Блокировка иностранных ресурсов? Ограничение трафика? Существует огромный риск... 

Софт в мирных целях

П.Ш.: Когда мы смотрим на портрет американского потребителя, мы видим, что он в 20 раз платежеспособнее нашего. Получается, что в России мы как бы спиннингом рыбачим на мелководье. Нам приходится бороться за своего клиента, поэтому в сравнении с зарубежными приложениями наши, во многом эффективнее. Если говорить на примере, то следует снова упомянуть «Тинькофф Банк», «Тинькофф Инвестиции»… На американском и европейском рынках аналоги отсутствуют! Как бы странно ни прозвучало, мы сильны тем, что наша аудитория менее платежеспособна. И это основа для конкурентных побед.

Н.С.: Это точно. Надо еще добавить, что помимо невысокой платежеспособности российская аудитория еще и очень требовательна. Мы любим, чтобы все было красиво и удобно.

Мало попасть в телефон, нужно привлечь пользователя. На примере Coffee Like могу сказать, что привести клиента намного проще, чем его удержать. Запустить рекламу или попасть на полки — не сложно, гораздо труднее — понравиться, чтобы клиент стал постоянным.

Показательный пример — история с социальной сетью ClubHouse. Насколько быстро он взлетел и как резко упал. Тогда все говорили, что это будущее, но уже через три недели он исчез из информационного пространства, как-будто его никогда и не было. Всегда нужно думать на долгосрок. Я надеюсь, что наше правительство будет не просто слепо лоббировать интересы компаний по попаданию в телефоны россиян, но и развивать инфраструктуру, чтобы наши молодые специалисты не уезжали из страны, а профессия IT-специалиста становилась более востребованной. Нужно больше IT-компаний, работать в которых было бы престижно.

П.Ш.: Хороший пример поддержки: в Минске есть множество талантливых IT-стартапов, молодых предпринимателей в этой сфере. Все это было достигнуто очень серьезными налоговыми льготами для IT-компаний. Вот отличный пример поддержки...

Возвращаясь к теме предустановки отечественного ПО надо отметить, что когда мы что-то сильно любим, в наших головах создается ощущение, что это что-то принадлежит нам, и никто не имеет права это изменять.

Н.С.: Точно! В таком случае волна возмущения будет даже тогда, когда делается что-то хорошее. Это, кстати, еще одна сторона ментальности россиян: мы очень много возмущаемся, шумим, пишем что-то в Интернете, но со временем привыкаем и живем спокойно дальше. 

Когда этот законопроект еще находился на стадии обсуждения, многие говорили, что Apple может отказаться от таких условий и покинуть российский рынок. На самом деле, никакая компания не откажется от целого рынка даже несмотря на невысокую платежеспособность нашего потребителя. 

П.Ш.: Одно дело, когда существенные изменения вводятся Сбербанком или ВКонтакте — это коммерческая история, это бизнес, руководство компаний осознанно идет на риск, полагаясь на «большие данные». Другое дело, когда изменения вносятся Госдумой. Интересно, что ментальность наших чиновников заключается в следующем: «Что бы нам нам такого запретить, чтобы россиянам лучше жилось? Что мешает нашим людям быть счастливыми?..»

Н.С.: ...отсутствие приложений «Яндекса» на телефоне, наверное!

П.Ш.: Неприятно, что созидание идет через деструкцию, через разрушение...

Отнеситесь филоСОФТски

П.Ш.: Наше правительство принимает много реально хороших мер поддержки: взять льготную ипотеку, материнский капитал, программы поддержки детей… Дело в том, что знаем мы о них немного. Пресса приковывает наше внимание к тому, на что можно злиться. Рассказывать о хороших программах в хорошем свете — одна из важных задач власти.

Но в то же время я недавно узнал, как выстроена система мотивации руководителей отделов в налоговой. Оказывается есть окладная часть, а есть процент от выявленных нарушений. Получается, что есть целый институт с большим количеством «боевых единиц», чья зарплата зависит от того, какое количество нарушений они найдут у меня в бизнесе. Это плохо, потому что все мы знаем, что если сильно захотеть, нарушения можно найти где угодно.

Н.С.: Кстати, до сих пор некоторые контролирующие и силовые структуры работают по «палочной системе», которая является своеобразным подобием нашего KPI (ключевые показатели эффективности). Остается надеяться, что рано или поздно цифровизация придет во все сферы. Казалось бы, ее можно полностью ввести уже сейчас, но тогда встанет вопрос — как быть с персоналом? Автоматизировать работу и сокращать сотрудников? 

П.Ш.: Если резюмировать наш разговор, то цель поправок вышеупомянутых поправок в КоАП благая: поддержать бизнес, обеспечить конкурентоспособность и безопасность данных, которые на сегодня принадлежат Facebook, Google и другим крупным корпорациям. Речь идет о информации, которую IT-гиганты могут использовать для своих рекламных кампаний и анализа нашего поведения. Сейчас и отечественные компании возьмут этот вопрос под контроль. Это не плохо, но к способам реализации этой инициативы есть вопросы. Главное оставаться на позитиве, и не бояться предустановки отечественного ПО, потому как принципиального воздействия на нашу жизнь сегодня, завтра и послезавтра это не окажет. Эта рядовая ограничительная мера лишь капля в море. 

Н.С.: Я считаю, что каждому следует приглядеться к российскому ПО, ведь там действительно есть на что посмотреть. Читайте больше хороших новостей и помните, что все будет хорошо, но не благодаря кому-то, а только благодаря вам самим!

 

Подпишитесь на navigator-kirov.ru в «Яндекс.Дзен»

Перейти на полную версию страницы