Белорусское сельскохозяйственное чудо

То, что удалось сделать Александру Лукашенко за 15 лет правления уже окрестили «белорусским сельскохозяйственным чудом». На этом поприще наши соседи достигли очень больших успехов.
В основе этого «чуда» лежат масштабные государственные инвестиции в производство и переработку. В итоге экспорт молочки вырос в 14 с лишним раз по сравнению с 2000 годом.
Еще одним толчком для развития была реорганизация перерабатывающих предприятий за счет объединения их в мощные холдинги.

Так, в 2011 году была создана «Гомельская мясо-молочная компания» — крупнейшая в Республике Беларусь. Она объединяет семь молочных и три мясоперерабатывающих предприятия.
На прошлой неделе ее представители приехали в Киров с делегацией из Гомельской области. Оказалось, что наши регионы не только являются конкурентами в молочной отрасли, но и могут найти точки соприкосновения. 

Как белорусам удалось завоевать российский рынок, а затем нацелиться на огромный Китай, «Навигатору» рассказала начальник управления  маркетинга и сбыта «Гомельской мясо-молочной компании» Жанна Заморская.

Расскажите, кто ставит задачи Гомельской мясо-молочной компании? Каковы они?

– Молочные и мясные предприятия в Белоруссии в основном в государственной собственности.  Контрольный пакет акций нашего холдинга также принадлежит государству. Собственником перед нами поставлена конкретная задача — переработать все, что к нам поступило и продать с наибольшей эффективностью. Поэтому ассортимент в каждый конкретный момент зависит от конъюнктуры рынка. Из этого вытекает вторая задача — расширять географию отгрузок.


Насколько я знаю, белорусское государство не ограничивается постановкой задач, но и оказывает серьезную поддержку национальной молочной отрасли.

– Каких-то преференций для пищевой промышленности в Беларуси давно уже нет. Наши предприятия находятся в абсолютно рыночных условиях, примерно в таких же, что и российские коллеги. Мы должны подстраиваться под общую макроэкономическую ситуацию в стране и мире.
Из-за внешних факторов мы ощутили все кризисные явления, которые присутствуют на мировом рынке. Политика Евросоюза, девальвация в России серьезно влияют на нас. Предприятия так же точно работают в условиях ограниченных финансовых ресурсов, сталкиваются с высокой стоимостью кредитов. Есть и сложности в работе с торговыми сетями.


Ваш холдинг перерабатывает 2,5 тысячи тонн молока в сутки. Это существенно больше, чем во всей Кировской области. Как строятся взаимоотношения в рамках вашего холдинга?

– Уточню, в сезон переработка молока на наших заводах увеличивается с 2,5 до 3 тысяч тонн в сутки. У каждого перерабатывающего предприятия есть своя сырьевая зона. На разных заводах загрузка может быть неодинаковой. Благодаря холдинговой структуре мы имеем возможность перебрасывать сырье между перерабатывающими предприятиями.
У нас есть несколько хозяйств, которые принадлежат заводам, входящим в холдинг. Но в основной массе мы покупаем сырье  у самостоятельных производителей.


Как организован сбыт продукции?

– Сбыт — это понятие, которое пришло еще из советского времени. Наша задача произвести и продать. Продажами у нас занимаются  непосредственно предприятия, входящие в холдинг. Они самостоятельные хозрасчетные организации. Поставляют продукцию, как через оптовые структуры, так и через свою товаропроводящую сеть. Всеми способами. Также продажи могут идти и через управляющую компанию холдинга.
У нас есть два торговых дома, которые работают внутри республики. Именно они занимаются розничным сегментом. Мясные предприятия холдинга тоже самостоятельно организуют розничные продажи.


Какой рынок потребляет основную часть продукции Гомельской мясо-молочной компании?

– Все наши предприятия ориентированы на экспорт. Для нас самый емкий рынок — это Российская Федерация. Например, 80% мяса говядины мы экспортируем в РФ и Казахстан. Молочная продукция также в значительных объемах идет на российский рынок. В основном  цельномолочная. Поставки сухого молока серьезно зависят от ситуации на мировых рынках. Эти факторы влияют на нас, как и на российских производителей сухого молока.


Кировские производители молока отмечают существенное давление со стороны белорусской продукции, речь заходит даже о демпинге. Вы с этим согласны?

– На рынок выходят за финансовым результатом. И мы, и Российская Федерация входим в Таможенный союз. Наши предприятия работают по одинаковым правилам. А уже население выбирает тот продукт, которому в итоге отдает свое предпочтение. Если интересна продукция российских производителей, люди покупают ее.


Вы начали работать на китайском рынке. Как оцениваете его потенциал? Какой продукцией интересуются китайцы?

– За последнее время Китай очень высоко поднял как объемы потребления молочной продукции, так и планку качества. Они сегодня делают выбор в пользу натуральных и качественных продуктов, которых в КНР производится недостаточно.
Китайские партнеры интересуются всем спектром молочной и мясной продукции. Если внутреннего производства птицы, свинины и ряда других продуктов для Китая вполне достаточно, то говядины и молочной продукции не хватает. Китайцы готовы закупать их на внешних рынках.


Уже есть опыт реальных поставок на рынок КНР?

– Мы поставляли на китайский рынок сухую сыворотку для пищевой промышленности. Они готовы покупать и стерилизованное молоко. Но нужно учитывать их пищевые предпочтения. У ханьцев (основная этническая группа населения КНР — прим. автора) несколько сдвинут вкусовой акцент. Мы это наблюдали, когда они дегустировали нашу продукцию. Для них коровье молоко — нетрадиционный продукт. В Китае только приучают к нему подрастающее поколение. Молоко и молочные продукты сейчас постепенно завоевывают там своих потребителей. Посмотрим, как это все сработает.


Говорят, выйти на китайский рынок достаточно сложно. Так ли это?

– Это длительный процесс. Но это общие требования при выходе на рынки других стран. Например, между российскими и белорусскими ветеринарными службами эта работа уже давно проведена, но и сейчас идут постоянные консультации. Что касается рынка КНР, мы уже прошли серию инспекций молочных предприяий и включены в реестр поставщиков на китайский рынок. Сейчас ждем инспекции представителей ветеринарной службы КНР на мясоперерабатывающие предприятия холдинга.


То есть основные административные барьеры уже преодолены?

– Да, но молочный рынок в прошлом году серьезно просел. Китай тоже снизил объемы закупок на внешнем рынке. Основная задача встреч - сформировать понимание потребностей китайского рынка, чтобы мы поставляли ему именно то, что он хочет.


Холдинг «Гомельская мясо-молочная компания»:
Количество работников — более 10 тысяч человек.
Объем суточной переработки сырого молока  — 2,5 тыс. тонн.
География поставок — более 20 стран мира.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: