Банк для бедных и другие идеи ваших инвестиций

 

Об идеях для социального бизнеса, — Дмитрий Богданов, директор департамента акселератора Фонда поддержки социальных проектов, «Федеральные возможности для социальных предпринимателей»

ТОП-3 направления социального бизнеса

Я могу выделить: во-первых, центры по работе с детьми, во-вторых, организации, оказывающие медицинские услуги по направлениям реабилитации и абилитации, в-третьих, экологические организации. Для меня пример отличной организации детских садов и детских центров по критерию «как должно быть» и «как нужно делать» — это сеть детских садов «Дива» из Нижнего Новгорода. Любому, кто хочет открыть подобного рода бизнес, стоит обратить внимание на данный кейс. Они качественно и количественно эффективны, показывают отличный результат, за 20 лет наладили уже все механизмы. 
Если мы говорим про медицину, то тут много хороших примеров. Тут и Курский реабилитационный центр «АКВИЛА», и Московский центр прогрессивной медицины «Доктор Позвонков» и еще много других центров.
Многие экологические проекты вышли из НКО. При большом социальном эффекте, они показывают низкую экономическую эффективность. Однако есть и исключения. Например,  компания «Альта Групп», она производит очистительные сооружения и комплектующие к ним. Секрет ее успеха — высокотехнологичный продукт с большим социальным эффектом, а также грамотный подход со стороны руководителя.

У людей нет денег

Нет однозначно неэффективного вида деятельности. Если ваш продукт плохо покупают, это плохой продукт. Посмотрите на него объективно. Пример неэффективных продуктов — традиционные народные промыслы. Очень трудно в отсутствии туристов, да даже пусть и с ними, продавать предметы древности, допустим, берестяные туески.Они неактуальны для современных кухонь, а покупать пылесборники никто не хочет. Вот я, например, пью чай из кружки, у которой в качестве манжеты используется береста. Это один из наших проектов. Полностью берестяные изделия никому не нужны. Но это современная стильная дизайнерская чашка, которая еще и моется спокойно в посудомоечной машине — вот это классный продукт. В быту им можно пользоваться постоянно. Плохой продукт может быть у кого угодно, не только у социальных предпринимателей. 
Нынешняя эпидемиологическая ситуация влияет на выручку. Если подойти к людям и спросить: «У вас есть деньги?», — то каждый первый ответит: «Нет». Однако у каждого второго будет iPhone и автомобиль. Надо понимать, что у людей нет денег на плохой продукт. Дайте ему классный продукт, и он заплатит вам деньги.  

АнтиТОП-3 продукта в социальном бизнесе

Во-первых, не надо производить иван-чай в любом виде, ферментированный, пакетированный и так далее. Во-вторых, не нужно производить мед. В-третьих, не нужно делать мыло ручной работы в виде цветов и прочих вещей, которые ухудшают потребительские свойства мыла и не позволяют им нормально пользоваться. 
Кто-то в свое время сказал предпринимателям, что это очень эффективно и патриотично — заниматься производством иван-чая и меда. И сейчас куча предпринимателей по всей стране сушат иван-чай и производят мед. Мало того, что это затратно, так еще и сбыта нормального не найдешь. 

Как найти инвестора для своего проекта

Инвестор всегда дает деньги не потому, что он что-то любит, а потому что хочет заработать. Типичные три вопроса инвестора: «какой объем инвестиций?», «сколько я на этом заработаю?» и «какие гарантии?».
Пустить в бизнес инвестора — то же самое, как принять в свою семью другого человека. Вы увеличиваете объем отчетности перед ним, вверяете ему определенный контроль над вашей компанией. Поэтому спросите себя: «А так ли мне это нужно?». После прихода инвестора вы перестанете быть главным и единственным лицом, принимающим решения в вашем бизнесе. 
Помимо всего прочего, у вашей компании должна быть абсолютно прозрачная юридическая организация, а также управленческий и бухгалтерский учет. Очень часто социальные предприниматели используют НКО и прочие организационно-правовые формы, которые токсичны для инвестора. Инвестор не будет вкладывать деньги в НКО, потому что, как понятно из ее названия, прибыль там не предполагается априори. 
Если вы хотите получить от инвестора положительный ответ, то у вас должно быть ООО с долями, понятный продукт с понятными перспективами на будущие финансовые потоки, а также четко рассчитанные и спрогнозированные нормы прибыли на одну вложенную денежную единицу. 

Ошибки социальных предпринимателей

Основная ошибка социальных предпринимателей — это гигантомания. Как правило, они хотят осчастливить всех и сразу, вместо того, чтобы сделать небольшой локальный проект и в дальнейшем его развивать. Избыточный гигантизм ни к чему не ведет. 
Люди распыляют свои силы и свои немногочисленные средства, которые у них есть, вместо того, чтобы заниматься конкретным делом. Еще одно упущение начинающих социальных предпринимателей — это то, что они плохо считают. Рассчитывая цену своего товара, они идут либо от себестоимости продукта (которая никого не волнует), либо используют в ценообразовании 3 общеизвестных места: пол, потолок и палец. Вместо того, чтобы сесть и посчитать, проанализировать текущую рыночную ситуацию, как в физических, так и в денежных величинах, и из этого построить свой алгоритм действий, люди устанавливают непонятные цены на непонятные продукты. Третья проблема касается того, что люди исходят не от потребности рынка в продукте, а от расчета на собственную гениальность. Из этого вытекают все проблемы их бизнеса. 
Тут и непонятное ценообразование, и неустойчивость к конкуренции, и нехватка денег. 


 

Социальный бизнес
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: